Нужны ли в России психоневрологические интернаты: мнения

«Выхода из данной ситуации нет, и не будет до тех пор, пока не оздоровится сама Россия в целом. Поэтому ставить вопросы по поводу «психушек» так, как их ставили когда-то советские диссиденты, сегодня не получается...»
2 июня 2013  00:22 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX по вопросам злоупотреблений в сфере психиатрии и психологии, президент Гражданской комиссии по правам человека Татьяна Мальчикова предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить, нужны ли в России психоневрологические интернаты. «По определению "Психоневрологический интернат" (сокращённо ПНИ) — стационарное учреждение для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Психоневрологические интернаты одновременно являются учреждениями социальной защиты населения" (см. Википедию).
 Вроде бы все нормально, ведь эти заведения должны наряду с заботой о здоровье оказывать своим жильцам социальную защиту и помощь», - констатирует эксперт.

«Но на деле все обстоит совсем наоборот.
 Психоневрологические интернаты - это заведения, больше похожие на тюрьмы, в то время, как там находятся люди, не совершившие никаких преступлений. И находятся бессрочно, в отличие от тюрьмы.
 Психоневрологические интернаты - это заведения с колючей проволокой, решетками на окнах, со строгой пропускной системой, когда к жильцам только в строго отведенное время могут прийти посетители. Это заведения, где у жильцов отбирают паспорта и держат их в сейфе, где жильцам не редко запрещают работать, отбирают личные вещи, запрещают создавать семью, где жильцов заставляют подписывать заявление с согласием на удержание интернатом 75% их пенсии, где прописывают и колют психотропные препараты, закрывают на этажах за малейшую провинность, где процветает рабский труд и издевательства. И где могут стерилизовать дееспособных молодых девственниц, потому что не пристало жильцам интерната иметь детей. Эти факты насильственной стерилизации были выявлены в психоневрологическом интернате № 5 города Москвы несколько лет назад, - отмечает эксперт на основе своего опыта правозащитной деятельности.

«Если посмотреть на жильцов ПНИ, то зачастую это нормальные люди. Как правило, большинство жителей психоневрологических интернатов - это сироты или оставшиеся без попечения родителей. В детстве они попадают в детские дома, а там, в результате психолого-медико-педагогических комиссий многим из них ставят психиатрический диагноз "олигофрения" или "олигофрения в стадии дебильности". По-другому, это "умственная отсталость".
Мало кто знает, как именно детям ставят такой психиатрический диагноз. Не удивительно, что многие сироты малограмотны, а большинство из них не умеет читать и писать. Когда члены комиссии дают таким детям ответить на вопросы тестов, а дети при этом даже прочитать вопросы этих тестов не могут, то ответы детей редко бывают логичными и остроумными. Детей признают умственно-отсталыми, тогда как на самом деле они просто педагогически запущены.
 После детского дома для таких детей с психиатрическим диагнозом прямой путь лежит в психоневрологический интернат, в то время, как остальным выпускникам детских домов полагается от государства квартира или комната. В психоневрологическом интернате такой молодой человек или девушка останутся жить до конца своей жизни, за исключением редких счастливчиков, которым путем невероятных усилий удается получить квартиру или комнату и уйти из интерната. Но я за 7 лет своей работы не знаю лично таких людей»,- подчёркивает эксперт.

«Вот и возникает вопрос, нужны ли в России подобные заведения? «Уровень гражданских свобод в Европе и США достаточно сильно ограничен. Жёсткое подавление демонстраций, инакомыслия, тотальная слежка за каждым человеком, обрезание возможностей финансирования для оппозиционных организаций - это обычная практика США и стран Европы. Просто сведения об этом не всегда попадают в западные СМИ. Попытка внедрить в России американское же законодательство в сфере гражданского общества привела к потоку криков со стороны либеральной оппозиции и НКО, о том, что они не считают себя иностранными агентами. Вместо того, чтоб обратиться к США с просьбой поменять там стандарты демократии в этой сфере и отменить американские ограничения на иностранное финансирование общественных организаций, они с этими упрёками обращаются почему-то к России. Насколько гражданские свободы в обществе являются "ключом к счастью" или к достатку - этот ответ каждое общество в каждой стране решает индивидуально. В Китае обходятся минимумом свобод, но экономика постоянно растёт. Добившаяся в последнее время больших успехов в экономике Турция тоже как-то не является флагманом свободы в обществе», - резюмирует эксперт.

ИА REX: Нужны ли в России психоневрологические интернаты?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Для тех россиян, которые вынуждены соседствовать, в своих многоэтажных домах, с психически больными людьми, вопроса о том, нужны ли психоневрологические интернаты, не возникает. Все эти добрые соседи, – которых раньше называли сумасшедшими, но сейчас наступила эра толерантности и милосердия, и каждый стал «личностью» – находясь в свободном режиме труда и отдыха, то топят целые подъезды, то поджигают дома, то забывают закрыть газ. Кто с ними, в быту, не сталкивался, тот, само собой, более толерантен к данной категории граждан и рассматривает вопрос исключительно в теории. Раньше этих людей содержали в ПНИ, но сейчас придётся долго доказывать, что он не такой как вы, – демократия.

Другая часть проблемы состоит в том – а кто, собственно, имеет право определять, нормальным является тот или иной человек или нет, и следует ли его направлять в ПНИ? Однако это практически та же самая проблема, как и в любом министерстве, где министр тоже берёт к себе на работу людей по своему собственному усмотрению. И если министр – глупый человек, он точно таких же к себе в заведение и берёт. И никакой умный не докажет, даже по суду, что он умнее министра и потому имеет больше прав на эту работу. Другими словами, никакие медицинские комиссии, никакие суды не смогут изменить ситуацию, если во главе процесса нет адекватного и мудрого руководителя, который всё решает сам.

Поэтому и в ПНИ будут отправлять тех, на кого указали пальцем действующие в данный момент начальники. Хороший начальник отправит в ПНИ больных; тот, кто сам психически нездоров – отправит туда здоровых и умных. Полный субъективизм. Здесь нет никакой тоталитарной политики, просто так устроено любое общество.

Но самая главная проблема заключается не в бытовых случаях (когда в ПНИ отправляют детей с задержкой развития), а в общественно-политических. Не при правозащитниках будет сказано: как вы думаете, как бы оценили нормальные советские люди в 70-х гг., просто на глаз, случайно увидев, таких активистов из будущего как, например, В. Новодворская или А. Венедиктов? Или ведущего Д. Нагиева? Или С. Зверева? Как вам кажется, какую бы характеристику они им выписали?

Не говорит ли это о том, что наши стандарты восприятия кардинально изменились, что чёрное стало белым, и наоборот. И может, как раз тех самых «нормальных людей» (угрюмых, неулыбчивых, в дешёвой одежде) и следует направлять эшелонами в ПНИ? По такой логике в интернатах, видимо, сегодня и проживают те, за кого бьётся Татьяна Мальчикова, отмечая их очевидную вменяемость. Просто «нормальные» и «ненормальные» в новой России поменялись местами.

Поэтому выхода из данной ситуации нет, и не будет до тех пор, пока не оздоровится сама Россия в целом. Поэтому ставить вопросы по поводу «психушек» так, как их ставили когда-то советские диссиденты, сегодня не получается.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

У меня сразу возник вопрос: а кто такая Россия? Если Россия - это государство, а государство это чиновный аппарат, то для них подобные учреждения это возможность поставить очередную галочку в отчете о социальной работе.

Если Россия - это люди, в ней живущие и именуемые народом, то именно этот народ и пользует такие заведения, отправляя в них тех людей, на которых смотреть неприятно или неловко, а некоторые "лучшие" представители народа еще и идут туда работать, бороться, так сказать, за "социальное обслуживание лиц, страдающих..." Ведь не сами же себя жильцы запирают и наказывают, кто-то более сильный и "здоровый" развлекается.

Если Россия - это психиатры, то давайте признаемся сами себе, что суть психиатрии не в том, чтобы вылечить человека, а в том, чтобы сделать его "безопасным для окружения", и с этой целью его пичкают всевозможными препаратами, подавляющими волю и активность, а в самых "тяжелых случаях" вообще выжигая мозги электрошоком.

Если Россия - это счастливые семьи, то откуда берутся брошенные дети и родители? Если Россия - это скопление похотливых и жадных людей, то для них такие заведения естественны и важны, в них можно сбрасывать "человеческие отходы" и поплотнее закрывать двери и ставить решетки погуще, а лучше сразу в бункера, или...

Если Россия - это культурная цивилизованная страна, то ей стоит разобраться с этими гнойниками! И такое возможно! Просто вспомнить о том, что "человек - это звучит гордо"!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть