Почему деградирует постсоветское культурное пространство: мнение

«После распада СССР республики ближнего зарубежья оказались в культурном вакууме...»
1 мая 2013  18:30 Отправить по email
Печать

Алексей Волгин в статье "КУЛЬТУРКАМПФ: 20 лет независимости постсоветских государств: культурная деградация" на сайте OSTKRAFT отмечает культурную деградацию на постсоветском пространстве.  "Лет десять назад российский телеведущий Феликс Разумовский в эфире телеканала «Культура» заявил, что у Украины нет культурных ресурсов для самостоятельного существования. На тот момент эта проблема не была толком осмыслена: как заявил позднее один из украинских экспертов, население Украины ещё до конца не осознавало, что живёт в отдельном государстве. Действительно, на тот момент говорить о какой-то самостоятельной культуре, которая могла родиться в новых государственных образованиях, отколовшихся от России в результате распада СССР, было явно преждевременно. Однако теперь прошли годы, и уже, по-хорошему, настала пора подвести некоторые промежуточные итоги.

Никаких деятелей новых национальных культур, чья известность превосходит локальный уровень, в постсоветских государствах не появилось. И те без сомнения талантливые и самобытные писатели, художники, музыканты, которые там творят, никакого отношения к «новым национальным культурам» - украинской, белорусской, латвийской, азербайджанской, всех остальных – не имеют", - полагает эксперт.

ИА REX: 20 лет независимости постсоветских государств: почему на этом пространстве культурная деградация?

Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук (Испания):

После распада СССР республики ближнего зарубежья оказались в культурном вакууме, который за годы независимости так и не был заполнен. В основном там производятся низкопробные телесериалы и беллетристика, а все немногие более-менее значимые произведения пишутся на русском языке (...) Обещанный в восьмидесятые культурный расцвет («надо только сбросить ненавистное русское иго») обернулся полнейшей деградацией. По всей видимости, так будет продолжаться и дальше. Талантливые авторы, даже полностью влившись в реалии независимых государств, продолжат писать, снимать кино и публиковаться на русском языке, осознанно или неосознанно ассоциируя себя с русской культурой...

На самом деле, куда лучше меня оценить этот в чем-то, возможно, спорный, но, на мой взгляд, справедливый материал Алексея Волгина могла бы  эксперт ИА REX, публицист и писатель Мирослава Бердник. Не потому даже, что она дочь талантливейшего украинского писателя Олеся Бердника, писавшего, естественно, на мове, и даже не потому, что выросла на украинской классике, которую знает чуть ли не назубок, но потому что с детства вращалась в кругу элиты украинских литераторов. В большинстве они, - не все, разумеется, но очень многие, - были полными уродами, однако одаренные, а, то и очень одаренные люди среди них, чего уж там, попадались, и совсем не так редко. В общем, найди Мирослава Александровна время высказать свое суждение, было бы здорово. От себя же скажу так...

Я вырос на Украине. Ну как на Украине... В Одессе, конечно, то есть, в Новороссии, но мы тогда об этом не задумывались. Я учился в обычной средней школе, где мова и мовоязычная литература были обязательными предметами, мне повезло с учительницей, и я володiю этой самой мовой лучше очень многих, кто нынче прутнем крутит, изображая из себя дуже свiдому людину. На уровне не только полтавско-черкасского, "тарасова", но и западных дiялектiв. Я читал очень много изданных на мове книжек, и не потому, что заставляли, а потому, что некоторые на русский не переводились, а мне хотелось их прочитать, и я свидетельствую: это были хорошие, достойные книги.

Но что интересно. Когда случилось известное недоразумение, украинская литература как бы кончилась. И не потому вовсе, что на Нэньцi не издают, а потому что мало читают. Читают же мало, потому, что пишут плохо.  Это я вовсе не от злости, и совершенно не преувеличивая. Наоборот. Я очень внимательно слежу за новинками "суверенного" творчества, в обязательном порядке читаю авторов, предлагаемых "национально ориентированной" прессой, как "открытия", - и тишина. Имен, представляемых, как "знаковые", - до чёрта и больше, богемная тусовка носится с ними, как с писаными торбами, вылизывая от пяточек до ушек, а ежели вчитаться, так пустота пустотой. В лучшем случае, слабое подобие "совковых взлетов". То есть, чистой воды эпигонство, еще и изгаженное натужными попытками постмодернизировать писанину под модные течения. 

В общем, сплошь лимонно-азульное безмолвие, и мертвые с косами стоят.
Зато русскоязычная литература, о которой стараются не писать, цветет, развивается и обильно издается в Москве. Вот так оно есть.

Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Киргизия):

Сокрушаться по поводу общего упадка культуры на постсоветском пространстве - все равно, что ругать автомобиль, разобранный на запчасти, за то, что он не ездит. Потому что время показало: "Наша сила - в единстве!" - вовсе не советский пропагандистский лозунг, а доказанный факт. Сама по себе украинская, белорусская, киргизская, казахская - да какая угодно культура стран бывшего СССР без русской существовать не могут. Но точно также сама по себе не может существовать и русская культура. Конечно, ни в одной из постсоветских республик за годы "независимости" не появилось ничего достойного. Но ведь и в самой России, по большому счету, ни в литературе, ни в музыке, ни в живописи не появилось ничего такого, что заставило бы задуматься. 

Кого сейчас считать в России властителем дум? Александру Маринину, что ли? Или Дмитрия Быкова? О кино лучше и не вспоминать - даже снятом по госзаказу. Потому что в России стало модным на государственные деньги снимать антигосударственные фильмы. Много вы видели американских фильмов про генерала Шермана, уничтожающего индейцев? Или таких, в которых Трумэн, приказавший сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, показан палачом? Таких фильмов никто и никогда не увидит, потому что американцы считают: им каяться не надо. А вот в России принято каяться даже за то, чего не было. Иногда складывается впечатление, что руками авторов фильмов типа "Утомленные солнцем" или "Московская сага" управляла с того света некая темная сила

Но стоит только прекратить превращать Россию в навоз на пути цивилизации, в чем преуспела сейчас так называемая культурная интеллигенция, и вспомнить, что у страны, кроме "элиты", есть еще и народ, то великая русская культура появится вновь. А следом за ней вновь появятся и все остальные. Хотя бы из принципа: "Мы можем не хуже". Потому что у нас все взаимосвязано, и успехи России - это успехи Казахстана, Кыргызстана, Украины и Белоруссии: нравится это местным "элитам" или нет.

Юрий Юрьев, политконструктор (Одесса, Украина):

Культурной деградации нет, есть "культурная миниатюризация". Точно так же суперкомпьютеры дошли до планшетов. Как ранее были массовыми лубки и частушки, "издаваемые" чуть ли не каждым сотым, как ранее были популярны анекдоты и эпиграммы (вспомним Гафта и Губермана), так ныне массовы, что стихи, что рассказы, что демотиваторы, что памфлеты - на вкус их созидателей, только их создают не каждый сотый, а каждый десятый.

Культура общая похожа на культуру физическую. Наряду со здоровым образом жизни существует "спорт высоких достижений", а он уже даёт кассу, рекламу и заинтересованность крупнотиражных сил в его продвижении в СМИ, парадоксально не замечая обычных людей, что заняты спортом не для международных побед, а просто для здоровья и познания.

Точно так же "высокая культура" столь же коммерциализована, от клипов и до свершений типа фильма "Аватар" и с этой точки зрения простые ролики на "ютуб" - мелки и неинтересны коммерсантам. Но совокупность авторских роликов - это лавина, превышающая по количеству просмотров любой "Аватар" и схожие суперпроекты.

В итоге страны СНГ действительно на обочине статистики. Ни крупных проектов всемирного значения, ни народной популярности национальных проектов. "Океан Эльзы", ранее популярный в СНГ своим симфо-напором, иссох после того, как политизировался и стал не просто колоритом, а пропагандой. Прекрасная белорусская группа IceCreamOff была очень популярна, но песнями на русском. Одесская группа "ЧЕКа" была признана лучшей молодой группой Украины, но ей были навязаны укропесни, и задор исчез. Не стоит перечислять неудавшиеся проекты, важен принцип неудач. А принцип - прост, окупаемость перспективна на русском языке, аплодисменты многочисленней от русских, и если кто-то хочет остаться "грынджолами" - он будет окраинным. А остальные - будут в строю великой культурной Империи русского мира, кто по доброй воле, имея, что сказать двум сотням миллионов, кто-то по соображениям тиражности, окупаемости и массовости.

Али Гаджизаде, политолог (Азербайджан):

Безусловно, элементы "культурной деградации" присутствуют в республиках бывшего СССР. Однако стоит отметить, что культурная деградация не обошла стороной и Россию. Говорить, что культура бывших советских республик сильно и безнадежно деградировала, категорически не верно, наоборот сейчас люди культуры и искусства не связаны и не скованы многочисленными художественными советами и господствующей коммунистической идеологией. У них больше свободы для творчества и самовыражения. Все народы бывших советских республик имеют богатую самобытную культуру, и просто несправедливо говорить или думать что они не готовы или не способны к самостоятельной культурной жизни.

Александр Хохулин, журналист (Львов, Украина):

Нехорошо и неправильно писать о культуре в босяцкой тональности. Саркастическое закавычивание "национальных культур" или "беларускамоуных письменникау" больше говорит об уровне личной культуры автора, нежели о проблемах украинской или белорусской национальных культур. Да и выводы автора о безусловном доминировании русской культуры на постсоветском пространстве, мягко говоря, небесспорны. У Украины всегда были и будут культурные ресурсы для самостоятельного существования - они формировались столетиями, весьма богаты, и уничтожить их за два десятка лет нашим националистам не удалось. Однако неспособность властей вывести экономику страны хотя бы на советский уровень обусловливает бедность, а в нищем государстве поддерживать современную культуру просто не за что. Исчезнувший кинематограф, провалившееся книгоиздание и даже постановка новой оперы - все это требует денег, которых нет. Добавляются проблемы рынка, навязывающего культуру проще и дешевле. Все труднее (и в этом А.Волгин прав) выдерживать конкуренцию с англо- и русскоязычной попсой. Мешает отсутствие вразумительной культурной политики государства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли Вы Лукашенко союзником России?
57.5% Нет.
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть