Глава государства поручил главе кремлевской администрации к 1 октября представить доклад о счетах и собственности госчиновников за границей во исполнение указа президента «О противодействии коррупции».
ИА REX: Госчиновники под колпаком у Путина? Есть ли такая практика в других странах?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Никаких колпаков, всё по закону. Более того, чиновников по ночам не арестовывают: им предлагается, всего лишь, проинформировать вышестоящее начальство о своих доходах. Написанное в декларации, официально внесённое в документ (пусть даже это будет сто домов по всему миру) спасёт чиновника не только от расстрела и четвертования, но и, по всей видимости, позволит ему спокойно работать дальше. Так что демократия тут налицо.
Колпак начнёт давить череп только после того как из-за внесённого в декларацию перебора суммы – хотя бы в один рубль сверх положенной по должности зарплаты – будет расстрелян первый же чиновник.
На данный момент самая суровая, высшая мера социальной защиты – это «увольнение от должности» (словосочетание то какое). Поэтому уволенный ничем не рискует: он успел обеспечить себе жизнь до «роковой», финальной декларации – поэтому её подаёт смело, почти как заявление об увольнении по собственному желанию. Поэтому он спокойно увольняется, забирает свою семью в полном составе и едет отдыхать, на всю оставшуюся жизнь, в честно задекларированные дома, города и страны.
Увольнять – безжалостно, десятками, при первом же подозрении. Именно такое указание и дал Дмитрий Медведев.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
Едва ли найдутся такие "простодушные Кандиды", которые поверят, что контроль над собственностью коррупционеров нужен президенту для борьбы с коррупцией. Если бы он был непримиримым противником коррупции, то никакие проверки не были бы нужны, просто изначально были бы перекрыты каналы получения коррупционных профитов. Ему нужно знать, где деньги, какой бизнес могут отжать его опричники и как безгранично контролировать тех, кому он делегировал исполнительную власть.
В Германии самого президента "ушли" по подозрению в коррупции. Криминал заключался в том, что он (Кристиан Вульф) не взял на покупку личного дома банковский кредит, а воспользовался неформальным беспроцентным займом у друга-предпринимателя. Загородный дом, купленный президентом, выглядит как заурядная подмосковная дача и стоит полмиллиона евро. Свой долг он давно уже вернул, но, тем не менее, пресса и депутаты посчитали, что такой президент может оказывать предпочтение своему займодателю. И ему пришлось с позором уйти со своего поста.
Случаи чиновничьей коррупции в Германии мне практически не известны. Когда-то, лет 20 назад, в начале 90-х гг, был какой-то случай в Кёльнском полицейском президиуме, об этом случае потом говорили и писали в прессе несколько лет. Самым известным экономическим преступлением в Германии является не коррупция, а увод денег в иностранные банки, где низкие налоги и более высокие, чем в Герм. процентные ставки. Два года назад был громкий скандал и общественная дискуссия на тему: должны ли немецкие правоохранительные органы покупать диски с информацией о счетах немецких граждан, нелегально скопированные банковскими служащими в Швейцарии и в Бельгии специально для продажи немецким властям. Консенсус по этому делу не был достигнут, и власти всё-таки купили эту нелегально добытую информацию. Цена была, если память мне не изменяет, 5 млн. евро.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Во всех развитых странах мира не приветствуется "личная капитализация власти" и чиновники не вправе использовать служебное положение для вольного обогащения. Они вправе собственностью обладать, но не вправе им управлять с целью прибыльности. Поэтому собственность фиксируется и передаётся в управление сторонним фондам, с которыми чиновнику на период службы иметь дела запрещено. Если возникает некая новая собственность - она тщательно расследуется на предмет не только налогообложения, но и возникновения. Вдруг она от заговора против народа и страны?
В России эти механизмы до недавних пор были слабы. Закон "об аффилированных лицах" перекрывал лишь часть возможностей присваивать общественное имущество на государственной службе. "Финансовая разведка" тоже не особо интересовалась чиновниками. МВД, ФСБ и СВР не обладали единым механизмом восприятия коррупции, как возможности измены Родине, хотя "антикоррупционных" разговоров было много, но оперативных разработок и следственных дел было мало.
Кажется, Путину приходится бороться с разгосударствлением всерьёз. Должность Верховного главнокомандующего - обязывает. Возможно, только он знает, насколько стала уязвимой Россия, а те, кто Россию объедают и уязвляют - не вполне поняли, что сегодня едят они, а завтра могут съесть их. Вот на Кипре уже едят, в США уже едят, Швейцария на очереди, убрав тайну вклада. Могут и в Китае точно так же поинтересоваться аппетитностью. Ведь Россия не наказывает за кражи, значит можно красть и у неё. И нынешние клептократы начинают понимать, что если Путин Россию не сосредоточит - их тоже съедят, что в розницу, что оптом, вместе со страной, так что им придётся из державного жира стать державными мышцами, чтобы обороняться сообща.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Эти меры можно только приветствовать. Дело в том, что в условиях глобализации происходит трансформация роли государственных служащих высшего ранга. Глобализация сопровождается снижением возможности национальных политиков и государственных служащих высшего ранга контролировать национальную экономику, а также частично - сферы политики и культуры.
Постепенное смещение центра принятия решений из национального на транснациональный уровень ослабляет влияние на принятия решений общегосударственного масштаба, как рядовых граждан, так и сформировавшихся групп давления (интересов). Иными словами, в условиях глобализации субъекты принятия решений менее доступны, а их решения - менее понятны для общества. Проведение многочисленных саммитов и встреч на ведомственном уровне стимулирует формирование взаимозависимости политиков и государственных служащих высшего ранга. Таким образом, возникает феномен, названный американским политологом и социологом С. Хантингтоном "культурой Давоса", а именно: образование слоя общества, четко осознающего свою автономность, - транснациональной касты государственных служащих высшего ранга, которые мало подотчетны национальным обществам. Вместе с тем способность государственных служащих высшего ранга контролировать национальные общества также снижается.
Учитывая вышеупомянутое, граждане теряют доверие к институту госслужбы, как представителя интересов граждан. Поэтому особенно актуальной является задача поддержания на должном уровне этики государственных служащих. Независимо от мотивации государственных служащих - деятельности в престижном учреждении или служении обществу - они испытывают негативное влияние, связанное с проникновением рыночных ценностей и норм бизнеса в сферу государственной службы. Поэтому, на мой взгляд, в развитие законов о борьбе с коррупцией, необходимо принять «Кодекс этики служебного поведения государственных служащих», с учётом общечеловеческих нравственно-этических принципов. Это не ново. В частности, более 300 лет назад был разработан дошедший практически в неизменном виде до наших дней Кодекс самурая («Бусидо Сосинсю»). Этот Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые, выражаясь современным языком, регламентировали его поведение, как в бою, так и в мирной жизни.
Комментарии читателей (1):