О борьбе с экстремизмом и его бюрократических имитациях: Александр Юсуповский

ИА REX публикует комментарий этнополитолога Александра Юсуповского о прецеденте, когда славянский символ был признан нацистской символикой
4 февраля 2013  16:36 Отправить по email
Печать

В «приграничном» к Татарстану городе Волжске прошло заседание суда по делу «о коловрате», которое инициировали сотрудники Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) МВД по Татарстану в отношении студентки-первокурсницы Анастасии Коноваловой. Как сообщило ИА REGNUM, 28 января, на заседании в Волжском городском суде Анастасия Коновалова представила экспертное заключение директора Центра русского фольклора Казани Александра Смирнова, который пояснил, что коловрат не имеет отношения к нацистской свастике. Ещё один эксперт — руководитель Общества русской культуры Татарстана, профессор-социолог Александр Салагаев также объяснил суду, что коловрат кардинально отличается от запрещённой в России нацистской символики, поскольку используемая гитлеровцами свастика («хакенкройц») имеет четыре луча, которые направлены в правую сторону и повёрнуты на 45°, а коловрат — восемь лучей, повернут в левую сторону и не имеет наклона. Несмотря на это, Волжский городской суд в лице судьи Ларисы Малышевой принял компромиссное решение, отменив наказание, вынесенное Анастасии Коноваловой 26 декабря, но постановив провести дополнительные экспертизы, а административное дело вернуть в мировой суд.

Эксперты ИА REX уже обсуждали решение суда в статье «Славянский символ „коловрат“ или нацистская символика: мнения». Эксперт ИА REX, этнополитолог Александр Юсуповский продолжил тему в контексте борьбы с экстремизмом и его бюрократическими имитациями:

1. Нужно ли вести борьбу с экстремизмом?

Вопрос, наверное, риторический. Однако стоило бы отличать реальную борьбу от ритуальных действий, призванных изображать активность и улучшать формальную отчётность. А то среди специалистов уже в ходу термин «неоправданный или необоснованный антиэкстремизм». В котором издержки и минусы уже превышают конструктив от публично заявленных целей борьбы. То прокуратура одного из субъектов РФ решит, что комментарии к памятнику индийской культуры Бхавадгите являются экстремистскими и разжигающими рознь, то кому- то почудится «зига» в приветственном жесте известного по всей стране рокера, размещённая на странице его поклонника в социальной сети, то вот на пакете с коловратом усмотрели экстремизм. Ну, а кто спорит, что при желании и в надписи «Будь на светлой стороне!» можно усмотреть экстремизм, в давней эмблеме советского ещё спортивного общества — в шестерёнке — символику аналогичную нацистской в лозунге «Долой самодержавие!» и т.д. и т.п.

2. Тревожит, что такая имитационная и ритуальная борьба становится заметной тенденцией в разных регионах и не осознаётся как проблема, имеющая политическое значение. А ещё масла в огонь такой «борьбы» подливают и некоторые не очень адекватные деятели, призывающие, например, проверить на экстремизм умершего 90 лет назад вождя пролетариата. И ведь проверят. И ведь найдут. И будут гордо и радостно отчитываться в новых достигнутых успехах борьбы с экстремизмом.

3. Почитайте сегодняшнюю отчётность соответствующих руководителей соответствующих ведомств. Там львиная доля побед, одержанных в этой борьбе, — это найденные в социальных сетях «экстремистские» или назначенные таковыми лозунги, ролики, жесты, символы, тексты. А значительную часть «противодействия экстремизму» составляют проверки библиотек и грозные предупреждения органов прокуратуры несчастным библиотекаршам о непростительном попустительстве экстремистам. В районной, школьной, институтской (нужное подчеркнуть) библиотеке не успели выкинуть, сжечь или закрыть очередное пополнение списка экстремистской литературы, объявленное каким-нибудь районным судом таковым. Кстати уже сегодня в этом списке масса первоисточников, используемых историками всего мира, работающими по данной проблематике. Да что там, источники? Даже работы признанных историков, позволяющих цитирование оных первоисточников, вопреки решению российских районных судей, активно ищущих, чем бы ещё отличиться в «борьбе с экстремизмом».

4. Иногда посещает крамольная мысль, что где то в недрах властных структур кто-то решил скомпрометировать борьбу с экстремизмом и намеренно сделал формулировки закона расплывчатыми и резиновыми. Тем самым развязав руки не в меру активным борцам. Потому что когда палят из пушек по мнимым угрозам, например по воробьям, то пороха и снарядов, просто не хватит на борьбу с реальными не нарисованными в бойких отчётах угрозами, да и людей сожжет. У нас уже было 5-е управление КГБ, очень активно боровшееся с диссидентами, мнимыми диссидентами и с самиздатом. Потом, правда, оказалось, что главная угроза безопасности государства скрывалась совсем не там, где с ней боролись.

5. Конечно, пропаганде нацистских, сепаратистских, фундаменталистско-религиозных и прочих аналогичных идей надо противодействовать. Но чтобы бороться с воздействием на неокрепшие умы нужно сначала продумать причины появления тех или иных деструктивных идей, взвесить приоритеты и риски, плюсы и минусы тех или иных форм реагирования. А то ведь опять «хотим как лучше», а издержки подобной борьбы скоро начнут перевешивать позитивные результаты. Но если мы сами необдуманными реформами, нередко снижаем общий уровень культуры молодых людей, то и, придя в правоохранительные органы, они будут демонстрировать соответствующий уровень культуры. Стращать и не пущать! Старый надёжный способ, приятный не очень умному начальству, идеальный для отчётности, но, ни на йоту не приближающий решения проблемы. Уже бывают случаи и «искусственного экстремизма», осуществлённого по наущению самих борцов с экстремизмом. Если есть повышенный спрос на борьбу, то борьба будет. Неважно, какая и ради чего.

Как там у Стругацких в «Сказке о Тройке»?

«Нынешняя молодёжь мало борется, мало уделяет внимания борьбе, нет у неё стремления бороться больше, бороться за то, чтобы борьба по-настоящему стала главной, первоочередной задачей всей борьбы, а ведь если она, наша чудесная, талантливая молодёжь, и дальше будет так мало бороться, то в этой борьбе у неё останется немного шансов стать настоящей борющейся молодёжью, всегда занятой борьбой за то, чтобы сделаться настоящим борцом, который борется за то, чтобы борьба...».

6. Когда очередного юного блогера (реального ли или «экстремиста для отчётности») привлекают к суду «за экстремизм», я почему-то вспоминаю историю недавних лет, когда в «День Памяти и скорби» 22 июня официальный орган Российского парламента опубликовал статью, в которой превозносилась как коллаборационистская альтернатива советскому строю т.н. «Локотская республика» во главе с высокопоставленным эсэсовцем, награждённым за свои «подвиги» высшими нацистскими наградами. «Стрелочника» в газете нашли быстро и наказали по инициативе спикера одной из палат, но характерно, что отреагировали именно политики, а не все эти бюрократические структуры, призванные искоренять крамолу в библиотеках и социальных сетях. Но вот я лично не уверен, что этот панегирик коллаборационизму, напечатанный в самом что, ни на есть официозе, который можно найти в любой библиотеке, включён в список экстремистской литературы. Команды не было?

7. Пока наши правоохранители одной рукой борются с коловратами на пакетах, наши политики другой рукой посылают в Думу деятелей, призывающих реабилитировать «невинно репрессированных» коллаборационистов и видящих в них чуть ли не образцы для подражания. И я лично совсем не уверен, что в изображении коловрата или в самой радикальной записи юного радикала больше экстремизма, нежели в голове такого вот депутата, и ранее занимавшем высокие посты в органах государственной власти...

No passaran, говорите? В борьбе бюрократизма против политического экстремизма на поражение обречён именно бюрократизм.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Radiy
Карма: 9
04.02.2013 17:54, #4916
Не уверен в оптимизме Юсуповского на счет поражения бюрократизма в борьбе с политическим экстремизмом. Русский маккартизм на почве местечкового идиотизма набирает силу, однако.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть