В том, что руководители Россотрудничества пытаются срочно «свалить за бугор», ничего удивительного нет: Фёдор Яковлев

Константин Косачёв и Георгий Мурадов ищут работу за рубежом
28 января 2013  15:00 Отправить по email
Печать

Косачёв хочет покинуть Россотрудничество и уехать заграницу? Руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Константин Косачев и его заместитель, непосредственно курирующий вопросы работы с соотечественниками, Георгий Мурадов предпринимают активные шаги для скорого отъезда в командировку за границу по линии МИД России в качестве послов.

ИА REX: Руководство «соотечественной политики» РФ решило поменять место работы. От чего бы это так?

Фёдор Яковлев, политолог, эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям:

В появлении информации о том, что руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Константин Косачёв и его заместитель, непосредственно курирующий вопросы работы с соотечественниками, Георгий Мурадов предпринимают активные шаги для скорого отъезда в командировку за границу по линии МИД России в качестве послов или, проще говоря, пытаются срочно «свалить за бугор», ничего удивительного нет.

Дело в том, что, пожалуй, впервые с момента принятия в 1999 году федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», да и вообще в истории современной России, нынешним президентом РФ предельно чётко, конкретно и жёстко определены именно количественные критерии деятельности государственных структур в сфере работы с теми, кого МИД РФ привык считать своими «зарубежными российскими соотечественниками» из числа неграждан России.

12 февраля 2012 года в газете «Комсомольская правда» в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», ещё будучи кандидатом в президенты, Владимир Путин написал: «Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи». При этом, всем понятно, что, в отличие от болтуна Дмитрия Медведева, который за четыре года президентства так и не смог добиться от подчинённых ему чиновников выполнения своих указаний, на что сам же неоднократно жаловался, Путин иногда всё-таки способен не только проконтролировать выполнение своих указаний, но и жёстко наказать за их невыполнение, а поставленная задача явно невыполнима.

В этой же статье, Путин также отметил, что «у нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину». Но, если действительно говорить «прямо», то эта программа, начатая согласно указу президента Путина от 22 июня 2006 года, не то, что «сработала неэффективно», она попросту оглушительно провалилась, несмотря на самые радужные перспективы, как обычно нарисованные чиновниками под выделение немалых бюджетных средств.

В октябре того же 2006 года представитель Федеральной миграционной службы России громогласно заявил, что в программе переселения готовы принять участие около 6 миллионов(!) проживающих за рубежом «соотечественников», причём 50 тысяч из них переедут в Россию уже в 2007 году! Увы, но за 2007-2008 годы переехало в Россию… менее 9 тысяч человек!? Не лучше было и в последующие годы, в чём чистосердечно признался 14 ноября 2012 года в интервью «Голосу России» начальник отдела Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Михаил Коломбет: «первые переселенцы стали появляться только в 2007 году, когда были приняты и утверждены правительством региональные программы переселения. Так вот, если с 2007 по 2011 год переселилось 30 тысяч, то в этом до конца года мы ожидаем, что переселятся 50 тысяч. То есть таким образом к концу года общее число переселенцев составит около 110 тысяч человек».

Оставив в стороне элементарную арифметическую безграмотность российского дипломата в ранге чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса, у которого сложение чисел 30 и 50 «к концу года» должно дать число 110 (!?), можно только отметить, что это вопрос, скорее, не математический, а бюрократический, поскольку составляющие необходимой для отчёта «наверх» конечной цифры в МИДе никого не интересуют, как и то, кого, собственно, в эти переселенцы нужно будет записать для выведения «справной цифири». Кстати, спустя две недели после интервью Коломбета, 29 ноября 2012 года начальник управления по работе с соотечественниками ФМС Виталий Яковлев на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявил, как о свершившемся факте, о переселении 112 тысяч соотечественников. Причём именно Яковлев 17 октября 2012 года в здании дома правительства Калужской области за закрытыми от корреспондентов дверями вручил удостоверение 100000-му(!) участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, 24-летнему переселенцу из Казахстана Вячеславу Герасимовичу, переехавшему в Россию в июле 2012 года.

Таким образом, если поверить Коломбету и Яковлеву, то в рамках программы переселения 2007-2012 года наблюдается какая-то странная динамика этого переселения, - при наличии в 2006 году 6-ти миллионов «российских соотечественников» из числа неграждан России, готовых вернуться на свою историческую Родину, за 2007-2011 годы, т.е., за 5 лет, переехало всего… около 30 тысяч человек!? Или, в среднем, около 6 тысяч в год. Зато в 2012 году, в год завершения программы, переехало сразу… 82 тысячи человек!? Причём, опять-таки, с какой-то не менее странной динамикой, - если за первые шесть месяцев 2012 года (с января по июль) в Россию переехало около 70 тысяч человек, т.е., в среднем по 11,5 тысячи в месяц, то за вторые шесть месяцев, только… 12 тысяч? Такое впечатление, словно после достижения заветной цифры в 100 тысяч человек, «соотечественников» в Россию просто перестали пускать.

Естественно, что «государственную тайну» о том, каким образом и за счёт каких чиновничьих ноу-хау за первые полгода 2012 года в Россию переехало в два раза больше соотечественников, чем за пять лет до этого(!), все официальные должностные лица, причастные к этому дорогостоящему, но чрезвычайно мутному процессу, хранят пуще зеницы ока. Впрочем, стоит только посмотреть на количество юридических фирм, которые совершенно открыто рекламируют свою деятельность по оказанию содействия «в законном получении гражданства РФ за 6-9 месяцев по государственной программе переселения соотечественников»(!?), как становится понятным, что эта самая «государственная программа переселения соотечественников», собственно к «соотечественникам» уже имеет довольно косвенное отношение и используется для ускоренного получения российского гражданства теми, кому это по карману.

Тем не менее, даже с учётом такой активной «помощи» юридических фирм по «законному получению гражданства РФ за 6-9 месяцев по государственной программе переселения соотечественников», достичь заветной цифры в 300 тысяч переселенцев, всё равно нереально. Обозначенный президентом «довесок» в виде «квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи», положения не спасёт, поскольку таковые в Россию не очень рвутся. Следовательно, за срыв программы переселения придётся отвечать, причём, с учётом такого фактора, как промежуточный контроль, вполне возможно уже в самое ближайшее время, ведь при таких планах, на 1-е февраля Россотрудничеству и ФМС надо отчитаться о переселении 25 тысяч человек, а взять-то их негде! А ведь с каждым месяцем это количество будет только возрастать кратно обозначенной ежемесячной цифре!

Вполне очевидно, что очередной провал очередной программы переселения «российских соотечественников», также неизбежно заострит внимание на работе с ними МИДа и Россотрудничества в целом, а здесь положение ещё хуже! Как показала ситуация с рассмотрением поправок к закону «О гражданстве РФ», внесённых в Госдуму вице-спикером Совета Федерации Ильясом Умахановым, сенаторами Владимиром Джабаровым и Вячеславом Фетисовым 18 сентября 2012 года, российские чиновники понятия не имеют, ни кто такие «зарубежные российские соотечественники», ни сколько их, если исходить именно из того определения, которое зафиксировано в федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», поскольку никто, никакого учёта этих самых «зарубежных российских соотечественников» никогда не вёл и не ведёт сейчас, а их количество тупо подгоняется под размер бюджетного финансирования. Причём, подавляющее большинство из тех 30 миллионов человек, кого российские чиновники упрямо зачисляют в свои «зарубежные российские соотечественники», вообще не знают, особенно в странах СНГ, ни того, что они по версии МИДа РФ и Россотрудничества являются «российскими соотечественниками», ни того, что Россия ежегодно выделяет на «защиту» их прав и свобод десятки миллионов долларов.

Выстроенная МИДом и Россотрудничеством пирамида, так называемых, «координационных советов», тоже ничем помочь в выполнении задач по переселению «зарубежных российских соотечественников» не может, поскольку, фактически, они никого, кроме самих же себя, не «координируют», а к их «советам» и подавно никто не прислушивается, поскольку эти, с позволения сказать, «координационные советы» состоят из немногочисленных «профессиональных соотечественников», широко известных исключительно в узких кругах тех же «профессиональных соотечественников» и вместо реальной работы могут только поучаствовать за российские же деньги в неких постановочных шоу МИДа и Россотрудничества, именуемых для разнообразия «съездами», «конференциями», «круглыми столами» и т.д., но с абсолютно одинаковым нулевым эффектом, в том числе и для активизации программы переселения «зарубежных российских соотечественников».

В такой ситуации, и для Косачёва, и для Мурадова, чтобы избежать ответственности за развал работы с соотечественниками, самое время последовать примеру Александра Чепурина, сменившего в сентябре прошлого года должность директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ, на должность посла в Сербии.

Правда, ещё не факт, что получится, поскольку оба чиновника оказались в Россотрудничестве в общем-то вынужденно. Мурадов назначен заместителем главы Россотрудничества в апреле 2011 года после того, как после прихода Сергея Собянина не усидел на должности главы департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы, а Косачёв был назначен на должность главы Россотрудничества Дмитрием Медведевым в марте 2012 года после того, как не смог удержаться в кресле председателя Комитета Госдумы по международным делам в новом составе Госдумы, после последних парламентских выборов в 2011 году.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Radiy
Карма: 9
28.01.2013 21:59, #4845
Нашли козлов отпущения за невыполнение указа Путина по привлечению соотечественников из-за рубежа, который предусматривал приток бывших граждан России обратно не менее 300 000 человек в год. Сей утопичный план был, разумеется, провален с треском. Ибо какой бывший, вернется в свой Дом гармонии? Но кто-то должен отвечать. Наверное, Косачев с Мурадовым
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть