Зачем России отказываться от международного мониторинга знаний школьников: мнения

Эксперты считают, что мониторинг может быть выгоден, но и опасен для чиновников
1 ноября 2012  12:55 Отправить по email
Печать

Как сообщила газета «Известия» Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников. Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей.

Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах. Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.

В 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место. Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.

ИА REX: Чем можно объяснить отказ чиновников Министерства образования от международного мониторинга знаний школьников?

Юрий Юрьев, политконструктор:

Как ни странно - низкие результаты в международных соревнованиях весьма полезны чиновникам, поскольку показывают недостаточность усилий и финансирования их сфер. Можно представить результаты как национальную трагедию, "выбить" средства и к следующему году "аврально" обеспечить "прорыв". В сфере знаний, в отличие от сферы оружия, капитала и технологий, это сделать наиболее просто, достаточно набрать лучших и выдать их результаты за средние. А уж в теме "понимания текста" - Россия всегда была первой, умея читать не только сами тексты, но и "между строк", целые поколения овладели этим искусством.

Вероятно, именно это международное тестирование каким-то образом пытается закабалить чиновников и выдать в СМИ результаты, не имеющие ничего общего с нуждами России. А чиновники оказываются между двух огней, они не хотят потакать международному давлению, но и ссориться с организаторами PISA тоже не хотят. Вот мы и видим молчание, как попытку сгладить политическое значение проблемы, утопить ситуацию в молчании. К сожалению, это молчание говорит о неспособности самих чиновников создавать тексты. И тем самым подтверждает выводы PISA о всей стране.

Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:

Отказ от иностранного мониторинга выглядит логичным по двум причинам: во-первых, он уличает чиновников от образования в их низкой эффективности и в серьёзных проблемах в образовании. А во-вторых, как это ни парадоксально, позволяет избежать манипулирования данными, на мой взгляд, заниженными.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Объяснить можно двумя моментами. Первое: скромные результаты могут подвинуть президента и премьера на кадровые подвижки в ведомстве. Второе — российская публика очень чувствительна к тому, что о ней думают за границей, поэтому устраняется причина для не слишком комплиментарных мнений.

Редакция: Тем временем в Сети появилось опровержение на упомянутую публикацию в газете «Известия». Приводим полный текст опровержения.

«18 октября 2012 года на сайте газеты «Известия» появилась статья под названием "Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников”, в которой Наталья Сметанникова, президент Российской ассоциации чтения, заявляет о принятом на федеральном уровне решении России отказаться от участия в международной программе мониторинга школьников (PISA).

Приведенная в данной статье информация не соответствует действительности.

Как прокомментировала эту информацию Галина Сергеевна Ковалёва, член Экспертного совета Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED) и заведующая отделом оценки качества общего среднего образования Института содержания, и методов обучения Российской академии образования: «В плане федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) международные мониторинги включены как важное направление в системе оценки качества образования. В цикле PISA 2012 г. Россия уже участие приняла, на данный момент готовится к исследованию 2015 года».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть