Россия на пути к торжеству электронной демократии: мнения

К чему приведёт президентская инициатива внедрить в РФ электронное управление
3 июля 2012  10:09 Отправить по email
Печать

Президент России Владимир Путин 30 июня подписал указ о создании в администрации президента Управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. Об этом сообщает пресс-служба Кремля, передаёт корреспондент ИА REX.

«В целях обеспечения деятельности президента РФ по развитию информационных технологий постановляю образовать в составе администрации президента РФ Управление президента РФ по применению информационных технологий и развитию электронной демократии», — говорится в документе.

ИА REX: Что можно посоветовать администрации президента РФ на пути к электронной демократии?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

На пути к торжеству электронной демократии хотелось бы напомнить, что в стране нет ни нужного количества «электронно грамотных» людей, ни соответствующих коммуникационных сетей, ни отечественных компьютеров, ни нужной системы безопасности, ни даже собственного порошка для ксероксов — то есть, почти ничего для реализации такого масштабного проекта. Такая электронная демократия в любой момент может быть обрушена парой американских хакеров, получивших высокое правительственное задание.

Другой стратегический параметр — люди, пользователи. Достаточно взглянуть на ежедневные ток-шоу главных федеральных телеканалов — на сотни обыкновенных российских семей, как бы понаехавших с других планет, члены которых, кажется, уже не умеют толком ни говорить, ни мыслить, ни, видимо, уже читать. И явно не являются «уверенными пользователями».

Эта страшная иллюстрация говорит о том, что российское общество радикально деградировало, по сравнению с предыдущим, «читающим» советским. Люди постепенно опускаются во мрак во всех смыслах, а государство, при этом поднимает тему «электронной демократии». Где реальность — и где нарисованный, в воспалённом многолетними реформами сознании, электронный рай. Несколько десятков тысяч продвинутых российских студентов, купивших у алчной компании Джобса планшетники по диким ценам — не показатель того, что происходит в отечественной сфере электронных технологий на самом деле.

К российской демократии — и так имеется масса вопросов. Если она, при этом, уйдёт из реального поля в виртуальное, проблемы только усугубятся. К примеру, как будут пользоваться электронным миром услуг российские пенсионеры, многим из которых, судя по всему, кажется, что они живут ещё в Советском Союзе? Пенсионер, уверенно и регулярно посещающий сайты российских ведомств и департаментов — из ряда вон выходящий случай, эксклюзив для Книги рекордов Гиннеса. Электронная демократия — тёмный лес, где ветеран не видит перед собой привычный образ чиновника. Это спровоцирует дополнительную волну озлобления от наиболее чувствительной адресной группы.

Электронная демократия должна начаться с предварительного возрождения всех российских населённых пунктов, включая самые, казалось бы, «незначительные». С проброски всех положенных коммуникаций, заменяющих, наконец, чёрные деревянные столбы, с оборванными ржавыми проводами и фарфоровыми изоляторами, валяющиеся между деревнями, и засиженные насекомыми чёрные липкие телефонные аппараты, сохранившиеся в сельсоветах ещё с советских времён (в противном случае связь с миром у них бы отсутствовала вообще). В этих условиях заявленная «электронная Россия» будет представлять собой достаточно странную футуристическую картину.

Про перевод в электронный формат российской выборной системы лучше не упоминать вообще. Как только из избирательной практики полностью исчезнут бумажные бюллетени, доказать легитимность победы кандидата или партии в виртуальном пространстве, которое меняется лёгким нажатием клавиши в ту или иную сторону, государство не сможет в принципе.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Что касается понятия электронной демократии, то она упрётся в борьбу за тождественность волеизъявления. Будут обильные истребования средств на криптоустойчивость технологий народовластия и прочие пафосные тезисы. Будут затрачены огромные средства на матчасть и софт по сбору и доставке сведений, их обработке, и в итоге власть сможет служить современникам онлайн хоть еженедельно или ежеминутно, предлагая им референдумы и ускоряя народовластие. В итоге можно будет заявить: «Да, это действительно граждане голосовали, а не китайские хакеры». И возгордиться.

А потом, при конфликтах, всё рассыплется в судах. Поскольку при физическом голосовании с паспортами на участках есть ещё одна процедура идентификации — показания свидетелей, что это голосует именно Путин Владимир Владимирович, пусть и со свежими усами и бородой после крепкого загара на пляже, а не хакер с ником «Махатма Ганди». А в онлайн-голосованиях подобной верификации свидетелями нет и быть не может. Разве что голосовать в специально отведённых местах физического присутствия. Но тогда все затраты были зря и онлайн с оффлайном не отличаются ничем, кроме ненужных затрат на онлайн. И начнутся новые визги и брызги про «жуликов и воров», «откаты и оффшоры».

Что же касается управления информационных технологий, то оно необходимо на этом уровне. И потому, что концепция кибервойн от Минобороны откровенно слаба. И потому, что кибервойска НАТО придвигаются во всех отношениях, включая физически, до Таллинна. И по многим иным причинам. Включая насущную электронную демократию, что в принципе преодолевает извечные трудности России: «дураков и дороги», сокращая расстояния и время на оповещение и волеизъявления, позволяя взаимодействовать молниеносно. Теперь осталось расфасовать по составляющим понятие «демократии», а если по-русски, то «народовластия» и чётко отличить возможность голосования по судьбе коровника в колхозе от возможности голосования о концессии на недра Камчатки, чреватой сепаратизмом.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Применение информационных технологий — как-то запоздало! Но актуально и ещё раз актуально. Глупо не пользоваться тем, что уже давно стало сутью мира. И вполне понятно и ожидаемо для российской системы власти: чиновников можно привлечь к прогрессу только силой верховного указа, этот «секрет» был в своё время открыт Петром Первым. Российский чиновник всегда славился упёртым невежеством, поэтому нет ничего удивительного в появлении очередного «пинка сверху», ведь организация, как команда всегда движется со скоростью самого медленного игрока. Думаю, что на очереди должен стоять указ об обязательном минимальном уровне образования и регулярном повышении квалификации. А вот термин «электронная демократия» меня настораживает. Очень похоже на то, что под видом безобидной структуры по внедрению современных технологий в управленческую жизнь может скрываться совсем не безобидный механизм современных секретных служб. А зачем это смешивать?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть