Модернизация снизу — это революция: ректор Высшей школы экономики. Интервью

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов объяснил корреспонденту ИА REGNUM Новости, как отличить «подделки» под модернизацию.
4 марта 2010  18:13 Отправить по email
Печать

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов объяснил корреспонденту ИА REGNUM Новости, как отличить «подделки» под модернизацию.

ИА REGNUM Новости: Ярослав Иванович, сейчас модно говорить про модернизацию.

Сама по себе она еще не началась. Пока идут только разговоры о ее необходимости.

ИА REGNUM Новости: Но губернаторы уже рапортуют, что регионы вовсю модернизируются...

Конечно (смеется). Как у Маяковского «без серпа и молота нынче не покажешься в свете».

ИА REGNUM Новости: А как отличить «подделки» под модернизацию?

Ни административные, ни интеллектуальные параметры модернизации еще не установлены. Пока есть только лозунги, которые и подхвачены чиновниками и ретивыми губернаторами. А чтобы отличить истинный процесс от говорильни, нужно внятно представлять себе, для чего мы проводим модернизацию.

ИА REGNUM Новости: И для чего?

В принципе, есть две причины, достаточно связанные. Первая — «имперская», обуревавшая в свое время многих вождей народов — отсталое государство не может быть сильным. Вторая — потребность существенного улучшения качества жизни людей, которая тоже становится вызовом для руководителей страны. При этом любая модернизация предполагает осознание отставания страны. У модернизаторов должен быть пример чего-то более лучшего, более сильного, более уважаемого — в общем, предмет зависти или «живой укор».

Сегодня мы по многим параметрам живем хуже, чем на Западе, и это одинаково неприятно разным слоям людей, которые с этим сталкиваются каждый на своем уровне. Да, по большому счету, за последние 20 лет лучше стало с «товарами длительного пользования», с едой и одеждой, чуть лучше — с жильем. Плюс значительно выросла свобода передвижения, свобода информации. Все это внешние момент, и нам кажется, что жизнь поменялась. Но продолжающаяся эмиграция значительной части тех, кто может уехать — экономически и в силу способностей — свидетельство того, что по качеству жизни мы отстаем от Европы, от Японии, от Северной Америки. Необходимо, чтобы наше общество стало более гуманным, улицы — более безопасными, медицина и образование более достойными, жилищные условия у абсолютного большинства — лучше и т.д. Это — задача модернизации качества жизни. Конечная задача. Но для ее решения — ровно как и для внешнего позиционирования страны — России надо иметь такую экономику, которая бы быстро росла и имела потенциал быстрого роста на 40-50 лет вперед, а не на 10, как сейчас. Это задача модернизации экономики, образования, науки.

ИА REGNUM Новости: И эти реформы сейчас насаждают насильно, сверху...

Модернизация проводится именно сверху, политическим руководством с помощью ресурсов государства. Модернизации снизу не бывает — снизу (по-крайней мере в России) получается революция и погром барской усадьбы. Модернизация — это контролируемые и направляемые изменения. Горбачев проводил модернизацию СССР, но процесс вышел из-под контроля.

Что касается — насильно... Неужели вы думаете, что как только прикажут «Газпрому» и госкорпорациям купить новое оборудование, а ученым придумать новые технологии — все сразу поменяется?" Даже законы не работают, если их просто напечатать. Люди должны поверить, что законы исполняются, и начать их соблюдать в повседневной жизни. Так и с модернизацией.

В рыночной экономике приказать (или призвать к чему-то) недостаточно. Надо создать такие условия, чтобы предприниматели и государственные менеджеры были заинтересованы — и сильно заинтересованы — искать новые, более эффективные решения, технологии, вкладываться в поиск, в НИОКРы, в опытное производство, искать новые рынки.

ИА REGNUM Новости: Вам ничего этот перечень не напоминает?

Напоминает. Свойства рынка по учебнику. Учебник рыночной экономики просто описывает ее работающее, нормальное состояние. Это состояние свободной конкуренции — по крайней мере, в большинстве секторов.

Ключевое условие модернизации — это восстановление конкурентного режима в нашей экономике. Для этого нужно сделать четыре вещи. Приватизировать не меньше половины государственной собственности. На порядок сократить контрольно-надзорные функции государства, при необходимости заместив их обязательным страхованием. Ликвидировать излишние и запутанные элементы системы согласований инвестиционных проектов, новых продуктов. Обеспечить независимость и неподкупность регистраторов собственности и арбитражных судов. Должен сказать, власть сейчас не только произносит слова про модернизацию. Внутри власти идет борьба за реализацию «конкурентных» условий для модернизационной активности капиталистов и предприятий.

А наряду с обеспечением свободы рынка есть еще одна задача — выровнять реальные условия ведения бизнеса в разных секторах. Это не один налоговый режим, это учет сроков окупаемости проектов, учет риска, который берет на себя предприниматель. Государство должно помогать рискующим и закладывающимся на отдачу не завтра, а послезавтра. Иначе их просто не будет.

ИА REGNUM Новости: Какие формы такой помощи можно представить?

Участие в капитале, в первую очередь. Не надо искажать однородность налоговой системы — в этом Минфин РФ прав. Но ведь можно помогать прямыми инвестициями, участием в страховании рисков венчурного предпринимательства. Модернизация — процесс долгий, но уже жизненно необходимый. В отличие от 80-ых годов прошлого века, когда началась мягкая модернизация, сейчас страна прозрачна, и она либо модернизируется, либо разъедется.

ИА REGNUM Новости: В каком смысле?

В прямом. Если кардинально не улучшится качество жизни в России, люди просто уедут в другие страны, где есть нормальные больницы, школы, армия. Потому что дело не в технологиях: вместо нано- могли быть биотехнологии или когнитивные технологии, только это все — лозунги. Как когда-то Папанин, полет Чкалова или полет Гагарина стали лозунгами, символами, за которыми стояли глубинные процессы.

ИА REGNUM Новости: Ярослав Иванович, так что такое пресловутое «изменение качества жизни людей»?

Расширение доли времени, в котором человек чувствует себя свободным, не подавленным обстоятельствами.

Увеличение свободного времени — реального, а не включающего, например, стояние в пробках (у состоятельных жителей Москвы и Питера на это уходит 20 часов в неделю из условных 60 свободных).

Развитие городской инфраструктуры — от квартир до парковок и парков.

Увеличение продолжительности здоровой жизни — посмотрите на бодрых 80-летних японских туристов.

Расширение спектра возможностей культурного досуга и общения. С новыми информационными технологиями мы имеем шанс быстрее догнать развитые страны. Но здесь все зависит от спроса, а спрос определяется уровнем и качеством образования.

Ощущение безопасности, защищенности, когда вы просто идете по улице или когда обращаетесь в суд, к милиционерам.

Как видите, речь не только о технологиях.

ИА REGNUM Новости: Насколько я понимаю, на все это нужны очень большие деньги. Бюджет уже дефицитен... Верно. Но есть резервы. Даже в условиях кризиса мы значительную часть ресурсов — сотни миллиардов рублей — тратим на престижные проекты: подготовку АТЭС и Олимпиады в Сочи-2014. Продолжаем содержать почти три миллиона человек в погонах. Это чуть меньше 5% экономически активного населения.

ИА REGNUM Новости: Вы — против строительства олимпийских объектов?

Ввязались — надо строить. Я показываю, что бюджет у нас один и все дело в приоритетах. Еще один наш реализованный приоритет — повышение пенсий. В 2010 году пенсионные расходы достигнут 10% ВВП, в следующем — вырастут еще почти в полтора раза. Дополнительные расходы федерального бюджета на это — около триллиона рублей. Эти деньги — не сбережения пенсионеров, это средства налогоплательщиков. На мой взгляд, выбор был сделан политический (пенсионеры — наиболее активная часть электората — прим. ИА REGNUM Новости), но для модернизации он опасен чисто экономически. Мы «съели» все свободные ресурсы бюджетной системы, которые могли мы пойти на модернизацию. Шаг бесспорный с точки зрения морали — достаточно поглядеть, как живут по стране наши старики. Но мы заплатили за прошлое, вместо того чтобы заплатить за будущее.

Напомню, что в Китае, Индии таких социальных расходов, как у нас, просто нет. Бюджет их не несет. Поэтому другие страны БРИК резко опережают нас по темпам развития, разговоры идут уже о том, чтобы в ближайшем будущем «переформатировать БРИК», исключив оттуда Россию. Россия больше не рассматривается большинством зарубежных аналитиков как страна — кандидат в новые лидеры.

ИА REGNUM Новости: Что делать?

Постепенно повышать пенсионный возраст, иного выхода нет. У нас просто нет денег на такую систему пенсионного обеспечения с 55-60 лет, мы их не заработали. Возьмем три ключевых направления социальных расходов — образование, здравоохранение, пенсии. Они в убывающем порядке полезны для модернизации. Главное, ключевое — образование, оно создает человеческий капитал страны, обучает людей новым компетенциям. Второе — медицина. Вложения в нее повышают качество жизни, но главное — в здравоохранении сегодня происходит технологический прорыв. Инвестиции в медицину «тащат» за собой спрос на технологические и организационные инновации в отраслях высоких технологий и интеллектуальных услуг.

Пенсионное обеспечение же создает спрос на простейшие, «консервативные» товары и услуги, его рост поднимает традиционные элементы экономики — пищевую, текстильную промышленность, бытовую химию.

ИА REGNUM Новости: Давайте вернемся к «подделкам» под модернизацию. Можно ли застраховаться от чиновничьих «отчетов», даже если ничего не сделано, или от «потемкинских деревень»?

Имитация будет всегда. Но власть вынуждена будет перейти к глубинной модернизации, потому что показные бизнес-инкубаторы ни к чему приведут: нужны потребители инноваций, нужны рынки для реализации продукции, нужны нормальные кредитные институты и т.д. Ведомства, ответственные за экономику страны, не должны позволять тратить деньги на две вещи. Первая — это бессмысленная имитация формы. Кремниевая долина. Здорово! Давайте свою сделаем. Я помню какой-то старый фантастический рассказ, когда некое племя охотников увидело джип. Долго старались повторить чудо, вытесали из камня очень похожий. С каменными колесами. В Силиконовую долину никто инноваторов не собирал, они сами съехались. В принципе, там было просто тепло и удобно — но при этом во всей окружающей Америке соблюдались права собственности, обеспечивалась конкуренция и было легко взять кредит.

Вторая — значительные инвестиции (финансирование, со-финансирование) в технологические инновации, для которых нет рынков сбыта. Судьба таких инноваций — быть средством освоения бюджетных денег предприимчивыми людьми, и точка. В самом лучшем случае — быть купленными на стадии ОКР какой-то западной технологической компанией, у которой рыночная ниша есть.

ИА REGNUM Новости: А мы сами-то почему не можем продавать в мире свою инновационную продукцию?

Потому что в ВТО до сих пор не вступили. Научиться плавать можно только в воде, а не на берегу. Потому что права собственности на глобальном рынке не умеем ни регистрировать, ни защищать. Но главное — мы не чувствуем рынка.

В принципе, в истории есть примеры, когда отсталая прежде страна быстро продвигалась на рынках передовых технологий. После второй мировой войны это Южная Корея и Тайвань. Но обратите внимание — они начинали с поиска и освоения чужих технологий и ориентировались сразу на глобальный рынок, на продажи в США, в Европе. Начинали с освоения нижних ценовых сегментов, потом ползли вверх, доказав свое качество и сформировав узнаваемые бренды. Ты можешь довести научно-исследовательские разработки до технологий только в том случае, если ты буквально встроен в технологии будущего покупателя. Никто из гигантов не против делать что-то на аутсорсинге. Новейший завод Мерседеса в Европе изначально сдает половину площадей независимым фирмам-поставщикам комплектующих.

Беда современной политики поддержки технологических инноваций в России в том, что она не состыкована с рынком.

ИА REGNUM Новости: Что же нам — временно опустить руки?

Имеете в виду — не поддерживать инновации? Основные средства должны идти в создание условий для их появления. Это качество профессионального образования (с количеством у нас все замечательно). Это нормальное финансирование исследований и создание информационной инфраструктуры науки. Это обучение бизнесу и создание инфраструктуры бизнеса — кредитной, правовой, материальной. Слава богу, в отношении хай-тека мы можем оставить в стороне самые дорогие элементы инфраструктуры — транспорт и логистику.

При этом РВК и Роснано должны развиваться, сейчас они имеют меньше средств, чем могут эффективно потратить. Но акцент должен быть на фундаменте, на «корешках» инноваций.

И надо помнить, как «Отче наш»: вкладываем деньги в образование, в науку, в инновационные проекты — рассматриваем только те проекты, которые встроены в глобальный мир, в глобальный рынок. Только международные стандарты, только технологии, опережающие по эффективности существующие в странах-лидерах.

ИА REGNUM Новости: Давайте вернемся к тому, с чего Вы начинали — с базовых условий модернизации. Что, кроме законов и их применения, зависит здесь от государства?

Есть два сектора, крупные инвестиции в которые способны кардинально изменить общую ситуацию в стране — это жилье и инфраструктура городов и пригородов (дороги, коммуникации). Сегодня в России эффективный радиус хозяйствования — 20 км от города, а в Германии — 100. Потому что через 20 км от любого города в России кончаются дороги, газ, связь, магазины. Именно поэтому все так дорого, всего не хватает — офисов, квартир, парковок... Государственные проекты должны быть менее амбициозны и более полезны — газификация страны, строительство дорог, складов, жилья. Мы строим сейчас ничтожно мало федеральных дорог — сотни километров в год, а нужно тысячи. Мы не имеем внятной программы федерального софинансирования строительства региональных и муниципальных дорог — скажем, рубль на рубль в приоритетных регионах.

ИА REGNUM Новости: А что может помешать модернизации?

Сопротивление старой системы: людей, которые получают сейчас рентные, а не предпринимательские доходы. Это не только чиновники. Наш крупный бизнес вырос на переделе того, что досталось от СССР, он психологически не готов к созидательному предпринимательству, к предложению нового продукта. Президенту и премьеру приходится его подгонять, как членов Боярской думы.

ИА REGNUM Новости: Не впервой. И надежда на президента не оригинальна...

Модернизация в России возможна только сверху, и всегда она шла именно так. Первая модернизация, но очень робкая, началась еще при царе Алексее Михайловиче, а потом уже при Петре Первом — резко. Модернизация связана с ломкой уклада жизни: в семнадцатом веке на Руси очухались от смуты и поняли, что Запад-то живет давно по-другому, гораздо бодрее и веселее. Недолгая подковерная борьба нового со старым закончилась Петром, который все решил топором и ножницами. Вторая модернизация, уже цивилизованная, была в России при Екатерине Великой: и у нее, и у Петра главным было — технологически догнать Запад, и прежде всего модернизировать армию и флот, а также основные государственные институты — от министерств до архивов и училищ. То же самое, кстати, в двадцатом веке делал Сталин. А между ними была еще модернизация Александра Второго, которая шла без большого насилия, последовательно и была иной — в виде демонтажа политической и судебной систем, перестройки системы образования и т.д. Это была не революционная перестройка — меняли сам стиль правления, но люди были те же самые, а у Сталина и Петра шла смена элит, они приводили именно новых людей. Аналогичным образом — мягко — шла модернизация при Горбачеве, названная перестройкой. В 80-90-ые годы прошлого века в России элиты не поменялись, люди остались те же, они пересели из обкомов и горкомов партии в исполнительные органы власти или в крупные бизнес-структуры, но была предпринята попытка поменять их мышление. И чем это закончилось? Мягкая модернизация при Александре Втором закончилась Александром Третьим — временем реакции, как это называлось в советских учебниках истории, а эпоха Горбачева-Ельцина закончилась Путиным. По сути, произошел естественный откат назад, стабилизация системы, восстановление расшатанных позиций государства.

Сегодня мы очевидцы, даже участники очередного этапа модернизации. Будет она осуществляться со сменой элит или со старыми элитами — вопрос еще открытый. Вокруг этого вопроса идет борьба. На мой взгляд, Россия остро нуждается в смене бюрократических элит (в том числе в крупных городах) и в смене бизнес-элит.

И еще одно наблюдение. «Приступы» модернизации становятся все чаще. Между модернизацией Горбачева-Ельцина и модернизацией Медведева-Путина (я бы их не разделял и в осознании необходимости нового старта) — провал меньше 13 лет, где-то с 1996 по 2008. Это значит, что Россия не достигла стабильного порядка, при котором мог бы без усилий власти происходить качественный рост экономики (то есть при котором мы бы не отставали). Наша стабильность основывается на подавлении инноваций — в отличие от стабильности Европы, США или даже современного Китая. Инновации не происходят «снизу», изнутри экономики — отсюда попытки насаждения их сверху. Но при внедрении инноваций сверху легко ошибиться, приняв обертку за конфету.

ИА REGNUM Новости: А что будет, если модернизация выйдет за пределы, установленные властью?

Ее вернут в намеченное русло.

ИА REGNUM Новости: Получается, главное зависит от воли и интеллекта правителя страны? От его понимания необходимости изменений?

Нет. Необходимость модернизации осознается широким правящим классом, избежать ее не удается никому. Но качество исполнения зависит от личности (от группы личностей). Здесь личная ангажированность очень важна, как и характер, и способности человека. И Петр, и Александр Второй, и Путин, и Медведев видели другие страны, общались со своими коллегами, и им было обидно, что их страна воспринимается не так, как хотелось бы. Не с таким уважением, не с таким почетом.

ИА REGNUM Новости: Так модернизация держится на удовлетворении самолюбия правителя?

У них душа за Родину болела...

ИА REGNUM Новости: За народ?

По-разному. Петр, например, не видел народ — он видел бояр, свой высший класс, которые ходили с бородами и в длинных балахонах. Поэтому он стал менять высший класс — создавать дворянство, то есть вытаскивал из боярских семей молодых людей и вел их к планомерной государственной карьере. А потом именно на них опирался, проводя изменения во всех сферах жизни. Сталин, напротив, аппелировал к народу, постепенно уничтожая существующие элиты.

ИА REGNUM Новости: А нынешние руководители страны?

Мне кажется, они оба загорелись идеей модернизации, но до реального дела пока не дошло. Сама логика политического дуумвирата сдерживает резкие порывы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть