Все ли религиозные праздники должны быть выходными: мнения

26 сентября 2011  09:25 Отправить по email
Печать

Верховный суд России отменил выходные дни в Башкирии во время праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам. Это событие вызвало бурные дискуссии в сети интернет. По итогам голосования, проведенного радиостанцией, 68% слушателей «Эха Москвы» считают, что регионам нужно разрешить устанавливать собственные праздники с учётом национальных традиций, 32% — против таких порядков.

Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REX проблему религиозных праздников.

ИА REX: Как выйти из такой ситуации и как эти проблемы решают в других странах?

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук:

Современная Россия, рискнувшая вытащить религию в политическую плоскость, постепенно входит в тупик, из которого выхода нет. Религия — это то, что разделяет россиян практически на пустом месте, всё остальное объединяет.

Невозможно приподнять внутри федерации праздники одной конфессии, не приподнимая параллельно другие. И если представители духовных направлений, не имеющих отношения к православию, до сих пор не поставили вопрос более жёстко, то только потому, что конфессии в РФ пока ещё возглавляют люди, которые помнят прошлую страну на «клеточном» уровне, которые, как у нас часто говорят на «круглых столах», сидели в одном окопе. Но скоро придут те, кто сидел в прямо противоположных окопах, причём зачастую в буквальном смысле, и благолепный экуменизм лопнет.

Попытки российских мусульман по модернизации российского герба, с введением туда собственных атрибутов, а также всё чаще звучащие вопросы об оптимальном количестве мечетей — пока ещё разминка, тест. Однако уже и сегодня нет ответа на ничем не бьющийся аргумент Гейдара Джемаля, который заявляет, что если Москва — «имперская столица», то она по определению обязана концентрировать в себе все религиозные направления. Против такого великолепного аргумента нечего возразить даже русскому националисту.

Сегодня очень не любят вспоминать одну из прикладных задач Гитлера, которую он планировал реализовать в оккупированной России: беспрепятственное отправление местным населением любых, всех без исключения религиозных обрядов — пусть верят во что угодно. Чем больше религиозных общин и сект и чем они разнообразнее, тем лучше. В отличие от образования, которое признавалось опасным. Сегодня, просто по факту, Россия находится на этом пути. Гитлер — что: желал нам добра?
Интересно также, что в своё время западные радиоголоса, вещающие на СССР, держали на большом бюджете специальную религиозную редакцию, пробивавшую «свободу совести» в восточном направлении. Однако после развала страны в 1991 эти одухотворённые передачи куда-то вдруг разом исчезли, видимо, так же выполнив поставленную задачу.

Выход из этой ситуации только один: не запрещая ничего, убрать религию из политической жизни страны, из образовательных сфер. При этом абсолютно исключено возвращение опыта Советского Союза в чистом виде, так как в новой России он уже не сработает, даст опасные сбои. Каждый прихожанин сегодня должен иметь возможность посещать тот храм, который ему милее, не демонстрируя всему миру интимный нательный крест, чётки и всё остальное, по примеру некоторых нетрадиционных меньшинств, — вот одна из главных формул единой России. Религия — это сугубо внутреннее состояние, намеренное выведение которого в прямо противоположный, выставочный формат ввергнет Россию в ещё более жестокие катастрофы, чем все предыдущие. Священники (из всех конфессий) уже и так достаточно прогневили небо, надев в 1991 на руки дорогие часы и сев в дорогие машины. А расхлёбывать за них — опять России.

Научный руководитель Центра изучения современности (Франция) Павел Крупкин: Я думаю, что самым разумным было бы установить квоты на праздники регионального уровня. Т.е. какие-то праздники фиксируются на федеральном уровне, и сколько-то праздничных дней позволяется распределить регионам самостоятельно. При этом праздники, связанные с религиями, следовало бы отдать на региональный уровень.

Публицист и издатель (Нью-Йорк, США) Михаэль Дорфман: Если суд счёл незаконным, то так тому и быть. Насколько я понимаю, установление выходных — это прерогатива Думы, а не региональных законодателей. Каждый гражданин РФ обязан, подчинятся решениям суда. Кому не нравится, может добиваться изменения закона.

Если религия отделена от государства, то необходимо сделать проблему празднований индивидуальной, а не государственной, региональной или какой другой. Иначе каждый приход потребует устанавливать выходной на свои престольные праздники. Люди должны иметь гарантированное право выбора из своих отпускных, когда взять себе праздничный день и закон должен защищать это право.

Проблема, что в Чечне, по сути, введён шариат, и это даёт повод другим регионам добиваться подобной независимости во всём, кроме названия. Тем более, что Москва не пользуется большой популярностью в регионах.

Что касается Рождества, то оно введено по закону и может быть отменено по закону, если на то появится политическая воля. В США праздники и выходные устанавливают регионы (штаты) но капитализм не любит давать лишние выходные. Сложившиеся исторически выходные включают христианские и иудейские праздники Рождества и Ханукки, и весь цикл получил даже название Кристмукка.

С появлением мусульман, сикхов и других многочисленных религий, и здесь трудности, но мусульмане в США не имеют крупных территорий компактного проживания. Проблема в основном сводится к тому, что недовольные требуют снять вертепы или ханукию, а то и елки как неконституционные. В прошлом году один раввин, недовольный, что ему не дали поставить свою праздничную хануккию в аэропорту, подал в суд. Аэропорт взял и снял елки тоже, а к раввину приклеилось прозвище Рабби Гринч, по имени популярного сказочного персонажа, укравшего Рождество. Православное рождество в США тоже не является государственным выходным, однако знакомые православные считают это преимуществом, потому, что рождественские подарки и покупки после официального рождества можно получить по очень большим скидкам.

Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина: Трудно сказать, какое решение является правильным для России. Её внутренняя политика, историческая традиция и общая ситуация сильно отличаются от Германии, а кроме как с Германией мне не с чем сравнивать. В Германии нет титульной нации как понятия. Даже когда консерваторы попытались ввести по отношению к немецкой культуре понятие Leitkultur, т.е. «ведущая культура», приоритетная по сравнению с другими, «понаехавшими» культурами, общество буквально «закидало их шапками». В Германии преобладает понимание культуры как ризомной структуры, не имеющей ни центра, ни вертикали. В полном соответствии со знаменитым афоризмом Гёте: «Дух веет, где хочет». Праздничные дни в разных федеральных землях определяются постановлениями земельных Ландтагов с учётом местной специфики. Равно как и начало учебного года и школьных каникул. Германия страна многоконфессиональная, самыми массовыми церквями являются католицизм (главным образом на Юге) и протестантизм (на Севере). Мусульманские праздники не отмечаются в Германии как общенациональные.

Журналист Игорь Богатырёв: Полагаю правильным, коль церковь у нас официально от государства отделена, не придавать и религиозным праздникам (любым) статус государственных. Повторяю — любым! Хоть Пасхе, хоть какому-нибудь «Байраму», хоть Хануке, хоть чему ещё. Смешивать недопустимо.

Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер: Полагаю, что в местах компактного проживания меньшинств можно было бы им позволить праздновать свои специфические праздники. Исключительно за счёт местного бюджета. Но никаких празднований за казённый или муниципальный счёт при выезде за пределы автономии. Приехал в Москву — придётся брать отпуск за свой счёт для празднования ид аль-фитра или ид аль-адхи (ну и прочих праздников меньшинств, вплоть до вьетнамского Нового Года).

Политконструктор Юрий Юрьев: Праздники в теории можно разрешить любые на базовом уровне местного самоуправления. При этом они не должны противоречить существующим праздникам. Структуры государственной власти и инфраструктура должны работать. Празднования должны производиться в подготовленных местах и под контролем властей. Эти праздники не должны быть использованы в качестве стачек, забастовок, локаутов и блокад.

Что же касается самого решения верховного суда РФ, то нужно бы вникнуть в суть решения парламента Башкирии о выходных днях. Кто будет их оплачивать, неужто парламентарии из личных средств? Или же они себе сделают праздник и пиар, а горбатиться на его оплату будут другие? А как быть с теми, кто не хочет праздника, а хочет заработков, не будет ли «праздник» принудительным? Вопросов уйма, и Верховный Суд, по сути, отправил проект на доработку. И вместо доработки — раздаются возгласы, что их лишили праздника. Я бы поискал, кто же так настаивает именно на своей редакции и не является ли его целью вред России, включая и этнических башкир.

Как выйти из такой ситуации? Составлять документы грамотно и не противореча законодательству, чтобы не оказываться перед лицом всего общества местечковыми незаконными самодурами. А то общество ещё не забыло Ичкерию с её самодурствами, а если и кажется, что подзабыло, то подзабыло в обмен на лёгкую нефть.

Напомним, что решение Верховного Суда (ВС) РФ, принял решение, признающее незаконным введение парламентом Республики Башкортостан в качестве официальных выходных дней праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. В ответ Курултай Башкортостана намерен потребовать от Госдумы обеспечить регионам право на установление праздничных выходных дней. А мусульманское духовенство и юристы называют решение ВС скандальным и дискриминирующим мусульман по отношению к православным, у которых, например, есть свой государственный праздник — Рождество.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли Вы Лукашенко союзником России?
57.5% Нет.
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть