Нельзя убивать за слова: мнения

22 августа 2011  16:39 Отправить по email
Печать

19-21 августа в СМИ и блогосфере одной из самых обсуждаемых тем стала новость о том, что российский спортсмен Расул Мирзаев ударил 19-тилетнего студента, в результате чего последний скончался. Драки с летальными исходами не редкость среди посетителей ночных клубов Москвы. Но в этом случае есть некоторые особенности.

Во-первых, погиб 19-летний студент полицейского колледжа Иван Агафонов. Во-вторых, его убийцей оказался 25-летний дагестанец Расул Мирзаев. В-третьих, Мирзаев ко всему прочему оказался ещё и профессиональным спортсменом, чемпионом мира по боям без правил по кличке «Чёрный тигр».

Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REX это трагическое происшествие.

ИА REX: В чем, на ваш взгляд, основные причины этого трагического события и почему оно вызывало общественный резонанс? Должен ли профессиональный спортсмен уметь контролировать свои эмоции, поскольку он обладает серьёзным оружием, а обычные люди просто не готовы держать удар профессионала? Какова роль национальной и культурной составляющей в раздувании информационного шума?

Вице-президент Киевской городской федерации спортивного и боевого самбо, заслуженный тренер Украины, судья международной категории экстра-класса (Киев) Владимир Виноградов:

Я не очень понял, что и кто кому там сказал на дискотеке, но я своих воспитанников с самого раннего детства учу различать слова и действия. В любом случае профессиональный спортсмен не имеет права атаковать в ответ на слова. У него должно быть достаточно аргументов и психологической подготовки, для того чтобы заставить болтуна извиниться без неадекватного применения силы. Даже если бы вся кампания подвыпивших молодых людей напала с кулаками на мастера спорта международного класса по боевому самбо Расула Мирзаева, то он был в состоянии блокировать их нападение без нанесения увечий. Насколько я могу судить по информации из теленовостей, никакой агрессии потерпевший по отношению к спортсмену не проявлял и такой атаки не заслуживал.

Политолог Григорий Трофимчук:

Характерно, что во время похорон очередного пострадавшего в конфликте «русский-кавказец» полицией вновь были приняты тотальные меры безопасности. Такой погребальный режим принимает в РФ характер тенденции, которая в дальнейшем будет только усугубляться.

Не хотелось бы представлять себе гипотетические школьные учебники, которые могут использоваться на уроках истории лет через 100-150 и где будет сказано примерно следующее: «Одним из признаков распада федерации в начале XXI века стали участившиеся факты уличного противостояния между собственно русскими и остальными россиянами. Даже в тех редких случаях, когда эти стычки носили не националистический, а явно бытовой характер, когда убитый не был связан с экстремистскими организациями, власть не могла адекватно отреагировать на событие, чтобы преподнести его населению в нужном информационном ключе и предотвратив тем самым общественно-политическую дестабилизацию на начальной стадии».

Для того чтобы такие учебники не появились в реальности, необходимо пресечь негативное развитие темы, которую после одной только трагедии с Е.Свиридовым загнать внутрь уже не получится. Премьер Путин физически не сможет возлагать венки к могиле каждого пострадавшего.

Видимо, не зря при большевиках практически все виды единоборства — начиная с карате и не говоря уже о так называемых «боях без правил», кикбоксинге — находились под запретом. Сейчас абсолютно очевидно, что в этом был смысл.

Отсюда, первый вывод: все виды подобных единоборств должны вернуться туда, где они выполняют необходимую функцию — в спортзалы специальных служб. Что касается спорта, то для России намного важнее было бы нацелиться на мировую кампанию по приданию национальному виду борьбы, «самбо», статуса олимпийской дисциплины. Все остальные новые, неоднозначные, агрессивные виды, в которые ввязалась РФ, наплодив «Чёрных тигров», «Стальных кувалд» и прочие карикатуры в западном духе, придётся вывести за рамки закона. «Борьба без правил» — значит, «борьба вне закона».

Проблема в том, что в эти ниши, автоматически стекаются не совсем адекватные люди, которые находят себя не в инженерных специальностях, не в гребле на байдарке, не в ядерной физике, а в том, чтобы тупо расколоть сопернику череп ногой. Проводить с этим контингентом политзанятия — занятие бессмысленное. Хотя, пока не принят такой закон, с этими бойцами всё-таки надо разговаривать, раздвигать интеллектуальные горизонты. Но проводить такие мастер-классы должны, конечно, не тренеры и не школьные учителя.

Случай с убийством Ивана Агафонова получил широкий общественный резонанс потому, что его убил не Иванов, не Кузнецов, а Мирзаев. Даже если полиция и обеспечила образцовые, в плане общественно-политической стабильности, похороны, она никак не могла пресечь разговоры по данному поводу, которые активизировались в сотнях тысяч русских семей и которые были, очевидно, не в пользу действующей российской власти.

В этом и состоит основная опасность для страны и проблема для Кремля: Кремль не знает, как сделать так, чтобы пресечь тенденции, которые на уровне самого сознания россиян всё больше и больше отдаляют, отделяют Кавказ и кавказцев от тела России. Считаю, что необходимо создание абсолютно новой экспертной структуры при Президенте РФ, которая бы давала конкретные советы (а не наукообразные и никому уже не нужные выкладки в стиле «повысить-углубить») в этой сложнейшей практической сфере.

Считаю также, что энергию такого рода агрессивных бойцов необходимо направлять не внутрь России (чтобы она, в конце концов, развалила федерацию), а исключительно за её периметр. Пусть мобильные подразделения, собранные из таких «мирзаевых», штурмуют будущие «дворцы Амина», «цхинвалы», «казармы Монкада» и т.п. Зачем загонять в эти структуры тех россиян, кто для этого не рождён, когда природа сама создала, отлила универсальных бойцов, которых практически не надо готовить? Всех оппонентов России они разорвут с упоением, — тем более что итогом такого боя будет уже не тюрьма, а высокая правительственная награда и вечное признание народа.

Научный руководитель Центра изучения современности (Франция) Павел Крупкин:

Данный случай, особенно его обсуждение в блогах и печати, очень показателен в части презентации достигнутой толерантности российского общества к насилию. Многие наши люди вполне оправдывают возможность «врезать» кому-то просто так, фактически без особых причин. Особенно это выглядит для данных людей хорошо, когда вероятность «получить сдачи» мала, как в рассматриваемом случае. И это очень печально, так как совершенно не способствует воспитанию в людях доблести — того, ради чего обычные общества терпят поединки.

Широкий же общественный резонанс возник главным образом из-за сезона — к счастью Бог в нынешнем августе пока избавил Россию от обычных августовских катастроф. Соответственно данный информационный повод был использован СМИ и другими медийными средами для заполнения наличествующей пустоты. К тому же случай, к сожалению, продолжил печальный ряд событий, связанных с выходцами с Северного Кавказа — хоть в части законопослушания виновника после происшествия он приятно выделяется в лучшую сторону. Тем не менее, вопрос неадекватности поведения горской молодежи на российской равнине продолжает стоять и будоражить жителей этой самой равнины. И неспособность властей справиться с данной проблемой является одним из серьезнейших вызовов, стоящих перед Российской Федерацией.

Эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев:

Основными причинами привлечения общественного внимания, к в общем-то достаточно заурядной кулачной «разборке», коих с России, как и в любой другой стране, происходит множество каждый день, вполне естественно являются личность чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева и её трагический исход. Безусловно, боец-рукопашник, да ещё такого уровня, как Мирзаев, должен контролировать свои эмоции и, уж, тем более, применение своей «ударной силы». Конечно, разница в национальностях в данном случае обыгрываться будет, но уж слишком очевиден личностно-бытовой характер ссоры между молодыми людьми, так что второй «Манежки» не будет точно.

Журналист и блогер Александр Хохулин:

Причина трагического события известна и банальна — девушку «не поделили». Второй вопрос можно считать риторическим: все люди должны уметь контролировать свои эмоции, чем, в основном, и отличаются от животных. А роль национальной и культурной составляющей в раздувании информационного шума, разумеется, омерзительна.

Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина:

В данном эпизоде речь идёт об убийстве на бытовой почве. Основу конфликта, судя по доступной информации, составили архаичные мачистские стереотипы, ориентация на насилие и столь же устаревшие представления об оскорблённой мужской «чести», присущие обеим сторонам. Оценить культурно-национальную составляющую на основе полученной информации (я прочитала сообщения в прессе) не представляется возможным: один из протагонистов конфликта, убийца Расул Мирзаев, маркирован как дагестанец-исламист, а жертва, Иван Агафонов — студент полицейского колледжа. Какие формы поведения, и какие представления о собственной власти прививаются в России «ментам», тоже общеизвестно. Правда, на фоне кавказского происхождения убийцы, в массовом сознании жертву могут из символического «Евсюкова» переинтерпретировать в дисциплинированного защитника закона и порядка. Сомнительность такого подхода очевидна при обращении к статистике насилия и убийств на почве бытовых конфликтов в России. Жертвами избиений и убийств становятся, в первую очередь, женщины и дети, но и конфликты между мужчинами приводят к нанесению телесных повреждений и убийствам в массовом масштабе.

Политолог, эксперт по СМИ и PR технологиям (Азербайджан) Али Гаджизаде:

Такого рода события обычно вызывают пристальный интерес СМИ и блогосферы особенно если это происходит в мертвый информационный сезон. Не то что профессиональный спортсмен, а любой взрослый человек должен уметь контролировать свои эмоции. То, что спортсмен кавказец достаточно для СМИ, чтобы из этого происшествия наделать шумиху. Однако есть и другая сторона дела, почему Мирзаев ударил студента? Судя по информации из СМИ и блогов, стычка произошла из-за девушки Мирзаева. Думаю, СМИ должны быть предельно осторожны в этом деле не эксплуатировать трагедию семьи Агафоновых.

Журналист Игорь Богатырёв:

Когда они в очередной раз кого-то избивают, забивают насмерть, режут и насилуют, — что у большинства из них входит очевидно в «национальные традиции». Но таки я ещё не окончательно потерял чувство объективности, чтобы и к этому случаю относиться ровно так же, как и к названным. И потому отношусь к нему, учитывая реальные обстоятельства дела. А их, — которых не желают замечать некоторые граждане, — как минимум три:

1. Пострадавший вёл себя, скажем так, не совсем адекватно. Лично я с трудом могу себе представить оболтуса, в 19 лет играющего с радиоуправляемой машинкой, тем паче не во дворе собственного дома, а где-то «у ночного клуба». Такое поведение обычно свидетельствует о характере «что хочу, то и делаю». Так что вполне можно предположить и то, что он мог приставать к девушке, и то, что он назвал её проституткой, — как заявляет «убийца».

2. «Убийца» выступал в весе до 65 кг, имел рост 165, при том, что сам пострадавший занимался бодибилдингом, как отмечают некоторые источники Так что можно и предположить попытку приставать со стороны жертвы, и объяснить «несмягчённую» силу удара со стороны «убийцы».

3. Удар был один. Один! Уже — нестандартно для «такого рода случаев». Не было ни избиения, ни топтания по голове, ни «честной горской схватки» десять на одного. Судя по видеозаписи — подход, удар, отход. Пациент обмяк. И никуда кстати не летел, — ни метра, ни сантиметра. Так что вполне можно предположить и обоснованность такого ответа, и вполне себе цивилизованность ответившего, то есть «убийцы».

Да, вполне можно поверить в то, что пострадавший ударился головой, и именно это, именно в этот раз, после именно этого удара, и привело к летальному исходу. Можно поверить. Но и это нужно проверить.

Да, если всё это так, то «убийца» должен ответить по закону. Но не более. И, если мне не изменяет память, тут корячится вполне себе явное «убийство по неосторожности».

Но, повторяю, — всё это нужно проверить!

И проверить в том числе и потому, что сама раскрутка этого случая, её уровень, масштаб, вызывает у меня весьма серьёзные подозрения. Это что — первый или единственный случай, когда «гость с юга» убил русского? Да если бы! Такие случаи происходят каждый день, причём заведомо умышленные, и куда более достойные повышенного внимания. Суньтесь в ленты ДПНИ или подобных структур — черным-черно! Но почему-то про них — молчок. Более того, и известные в интернете случаи, которые пытались раскручивать, такой поддержки в СМИ не имели. — Так почему — этот?

Предположений есть три.

Первый. Это не просто Ваня, а чей-то «сынок».

Второй. Этой кампанией нас отвлекают от чего-то более серьёзного, из той же области. Сагра?

Третий. Этот случай специально взяли «под раскрутку», чтобы исключительно чётко провести следствие, а потом сказать всем нам: «Ну что разорались? Видите — роковая случайность. А вы набросились» (Причём это будет подтверждено стопроцентно, когда надо — они это умеют.) Ну, а после, при каждом реально страшном случае, совать всем нам в нос эту историю, «А помните, когда?..» В общем, отработка сценария "Мальчик и волки«.Вот, я так думаю. К тому же призываю и остальных. В смысле — думать.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:

На это трагическое событие я смотрю глазами отца чемпиона Украины по боевому самбо, мастера спорта, воспитанника заслуженного тренера Украины Владимира Виноградова. Уверен, что мой 17-летний сын никогда бы не стал наносить такой удар подвыпившему и расслабившемуся парню. Я часто посещал различные соревнования по дзюдо и самбо, в которых участвовал мой сын. Могу отметить, что в этих соревнованиях число кавказцев непропорционально их численности на Украине. При этом на соревнованиях ребята с Кавказа бьются очень жёстко и порой не гнушаются нарушать правила, нанося травмы соперникам. Кавказские семьи серьёзно готовят своих детей к жизни в иной национальной среде, и при этом не собираются отказываться от своих традиций. Что делать в такой ситуации добродушным славянам? Не может же славянское большинство отказаться от своего славянского менталитета и стать в одночасье агрессивным, как дети гор? Наверное, государственным деятелям надо вести разъяснительную работу с влиятельными людьми из диаспор и настраивать мигрантов на соблюдение законов и традиций большинства населения. Может даже в школах Северного Кавказа надо ввести предмет по изучению традиций и ментальности русского народа. Агрессивность надо использовать на пользу Отечеству в военном деле. В Российской империи это неплохо получалось! Вспомним участие Дикой Дивизии в различных войнах.

Ну, а нам, родителям необходимо готовить детей к изменившейся национальной среде. Первое время у моего сына не получалось побеждать агрессивных соперников в Кавказа в соревнованиях и он по этому поводу комплексовал, но со временем научился использовать их горячий темперамент для своих побед, сейчас они его уважают и побаиваются.

Напоминаем, что драка случилась 13 августа. Агафонов был доставлен в больницу, однако врачам не удалось спасти его жизнь — студент впал в кому и скончался в ночь на четверг, 18 августа. Чемпион мира по боям без правил Расул Мирзаев признался в избиении 19-летнего студента Ивана Агафонова, сообщили СМИ со ссылкой на официального представителя СК РФ Владимира Маркина. «Мирзаев признал факт причинения телесных повреждений 19-летнему студенту», — сообщил Маркин.

По предварительным выводам судмедэкспертов, 19-летний студент умер не от удара чемпиона Расула Мирзаева, а от травмы, полученной при ударе головой об асфальт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Владимир
Карма: 15
02.10.2011 23:46, #1165
Поздно нашел. Поздно прочитал. Жаль. Тема очень важная и острая.
Думаю, правы Богатырев и Сибиряков в том, что говорят. А Сибиряков и, вообще, прав - в нынешних условиях с "диаспорами" надо работать. И не только "государственным деятелям", но и старшим офицерам МВД. И не по линии "совместного распития" или "совместного приема пищи", а на уровне оперативных мероприятий. Это не форма коллективной ответственности, осужденная в Нюренберге, это не принуждение к сдаче "своих", но монолитная национальная группа, должна сознавать свою коллективную ответственность за формирование среды своего обитания и за поддержание законопослушности своих членов.
В противном случае, это не национальная группа, а организованная преступная группировка.
Владимир
Карма: 15
02.10.2011 23:58, #1166
В противном случае большинство все-равно рано или поздно подавит меньшинство, игнорирующее правила общежития. Но формы такого подавления будут совсем не юридическими и ужасными. Их просто раздавят, уничтожат.
А еще я очень против постулирования "добродушия славян". Это ложный и опасный тезис. Все как у всех!

А еще хочу добавить вот что.
Конечно, и при совдепии имелись проявления "этнической преступности" и "преступления на национальной почве". Но общий настрой (то, что сейчас называлось бы трендом) было другим! И можно сколько угодно называть советский интернационализм лицемерным, но одно совершенно очевидно - лицемерный интернационализм значительно лучше и полезнее для страны, чем откровенный, разнузданный, открыто поощряемый национализм. С кокой бы стороны он не проистекал.
Владимир
Карма: 15
03.10.2011 00:25, #1167
Раздел внутри страны на "мы" и "они" - это и есть начало её (страны) распада. И этого НЕ было. Мы сами позволили этому вырасти. Совдепия это довольно жестко подавляла. До "перестройки". И правильно делала!
И тут дельным представляется уже "Считаю также, что энергию такого рода агрессивных бойцов необходимо направлять не внутрь России (чтобы она, в конце концов, развалила федерацию), а исключительно за её периметр" у Трофимчука. Это не ново, но совершенно верно.
Однако, для этого как минимум нужно, чтобы государство, наконец не артикулировало, а осознало свои интересы и имело решимость их защищать! Чинуша и "бизнесмен", думающие в категориях прибыльности и безопасности своих "авуаров", в этом деле не помощники.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть