Особенности украинского регулирования градостроительной деятельности

Эксперт ИА REX по вопросам новых стратегий управления в сфере архитектуры и градостроительства, член президентского совета Национального союза архитекторов Украины Виктор Глеба в интервью ИА REX рассказал об особенностях законопроекта «О регулировании градостроительной деятельности» и зонинге.
14 февраля 2011  11:42 Отправить по email
Печать

Президент Украины Виктор Янукович применил право вето к закону «О регулировании градостроительной деятельности» и вернул его в парламент со своими предложениями. Рассмотрение законопроекта N7418 «О регулировании градостроительной деятельности» с замечаниями президента запланировано в Верховной Раде Украины на 15 февраля.

Хаотичная застройка мегаполисов порождает множество проблем: отсутствие парковок, зеленых зон отдыха, поликлиник, детских садов, плохие транспортные развязки и т.д. Поэтому в новой редакции проекта закона предусмотрено проведение общественных слушаний, создание согласительных комиссий и постоянное информирование общественности обо всех этапах разработки градостроительной документации.

Законом «О регулировании градостроительной деятельности» вводится новое понятие — ЗОНИНГ. Многие специалисты — архитекторы не совсем понимают, что это такое. Тем более у землепользователей, инвесторов и строителей вызывает множество вопросов сегодняшняя ситуация с градостроительной документацией. В законе сказано, что без зонинга запрещено отводить земельные участки и строить объекты недвижимости. Эксперт ИА REX по вопросам новых стратегий управления в сфере архитектуры и градостроительства, член президентского совета Национального союза архитекторов Украины Виктор Глеба в интервью ИА REX рассказал об особенностях этого законодательного акта и значении новых терминов.

ИА REX: Сможет ли новый закон о градорегулировании и введение зонинга сделать обустройство городов удобным для жителей в будущем и решить уже имеющиеся проблемы?

Все вышеперечисленные проблемы возникают не от «хаотичной застройки», а в связи с хаотическими землеотводами и невыполнением программ социально-экономического развития городов. Эти «программы» базируются на ресурсных расчётах градостроительной документации (должны по закону).

Хаос — это не понятый порядок. Все столицы капиталистического мира развивались хаотично. Планирование городов это целая наука и чем больше рыночных регуляторных механизмов действуют в системе экономического развития — тем хаотичнее развивается город.

Идеальное планирование было в СССР:

  • Госплан выдавал показатели социально-экономического развития;
  • Потребности горожан определяла КПСС;
  • Места размещения предприятий и жилья были заведомо определены КГБ.

Проблемы сегодняшнего дня связаны с разрушением советской коллективной модели общества и переходом к индивидуальной капиталистической модели. Новые модели требуют новых системных элементов.

Согласно закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности», зонинг — это документация, которая определяет условия и ограничения использования территорий для градостроительных нужд (застройки земельного участка). Другими словами, зонинг отвечает на вопрос чего нельзя, но не отвечает на вопрос что нужно? Поэтому он не может быть инструментом системных удобств горожан.

Социальная инфраструктура у нас в стране не регулируется инструментами рыночной экономики — «нет выгоды». Но государственные регуляторы также не в состоянии обеспечить население парками, поликлиниками и детскими садами — «нет бюджетных денег». И зонинг здесь не поможет.

ЗУ «О планировании и застройке» (который отменяется введением ЗУ «О регулировании градодеятельности») чётко указывал на необходимость разработки зонинга в составе ДПТ — детального плана территории. В Киеве из 10 районов разработали ДПТ только два.

Генеральный план городов на протяжении 3-4 лет массово нарушался депутатами горсовета при выделении земли. Поэтому проблема развития городов не в отсутствии законов, а в их невыполнении. «Введение зонинга» это разработка «условий и ограничений», которые нужно нарисовать на картографических материалах, вычислить путём сравнения показателей плотности застройки, индексов полезной и общей площади, коэффициентов использования пространства (высотность), радиусов доступности, зон влияния и других относительных и абсолютных величин.

Статья 18 закона о градорегулировании говорит о том, что зонинг разрабатывается на основании генплана и градостроительного кадастра.

Но на Украине нет единого кадастра, не проводится мониторинг соответствия выноса в натуру проектов землеотвода и градостроительной документации, поэтому деление территории на «зоны» должно соответствовать административно-территориальному делению села, посёлка и города.

И самое главное, в стране нет разделения (размежевания) земель на частную, коммунальную и государственную — по форме собственности, нет механизмов планирования развития территории.

ИА REX: Каким образом можно урегулировать градостроительные проблемы на Украине?

Первым делом необходимо сменить названия и понятия. Если мы объявили курс на стандарты Европы (правда никто не знает что это такое) то необходимо двигаться по аналогии с англо-саксонской или франко-германской системой управления процессами урбанизации.

Европа и США не знают что такое «градостроительство». У них с 1909 года планирование городов отделено от проектирования и застройки (идёт перед проектированием и застройкой земельных участков). Базируется всё это на презумпции частной собственности с учётом факторов производства (капитал, земля, трудовые ресурсы и т.д.).

Экономическая наука не знает такого фактора производства как территория, то есть это абстрактное понятие. Поэтому «зонирование земельных участков» — определение категории функционального назначения (ст. 19 Земельного Кодекса Украины) является более понятным и логичным процессом.

Но вот проблема нашего государства в том, что галопирующие землеотводы опережают разработку градостроительной документации. Мы идём путём Европы начала прошлого века — сначала создаём проблему, а потом её решаем. Но решаем не так как в Лондоне решили проблемы «Докленда» — путём программно-проекных методов моделирования и управления, а пытаемся придумывать новые фрагментарные законы.

ЗУ «О регулировании градодеятельности» имеет ряд преимуществ перед ЗУ «О планировании и застройке». Разработка в составе зонинга проектов землеустройства (предусмотренная в законе) — это шаг к цивилизованному планированию развития городов, но главное с чего нужно начать — это разработать систему градостроительного кадастра и в первую очередь свести в единый центр управления картографическую подоснову (аэрофотосъёмку, карты М1:2000; М1:500). Затем необходимо нанести границы административных единиц (районов, областей) и населённых пунктов (городов, посёлков, сёл) на единую картографическую подоснову (базу) и вынести их в натуру. После чего можно разработать схемы планировки областей и районов, генпланы населённых пунктов, а уж затем приступить к разработке зонинга.

ИА REX: Каковы Ваши прогнозы на реальное воплощение в жизнь норм этого закона и как можно управлять территориальным развитием городов?

Думаю, что опять не будет денег для разработки градостроительной документации. Возникнет целесообразность вносить изменения и в этот закон — отменить не только согласования с госорганами проектов строительства, но и отменить разработку этих проектов.

Миф о том, что зонинг всесилен и способен регулировать развитие городов может отвлечь от реальных проблем городов. Управлять городской территорией невозможно. Нельзя давать предписания домам, деревьям, асфальту. Можно только регулировать процессы социально-экономической деятельности населения на этой территории. Для сравнения можно представить городской перекресток с регулировщиком, который указывает направление потоков — это ручное регулирование (человеческий фактор). А можно направлять (регулировать) потоки дорожными знаками, светофором, дорожной разметкой.

Градостроительная документация это карта движения, зонинг — предупредительные знаки об ограничении движения, детальный план территории — это GPRS для водителя инвестиционного мобиля. Но сама по себе планировочная документация не движет портфелями банковских инвестиций. Угроза подмены стратегического планирования красивым словом зонинг (в котором нет механизмов разработки и реализации плана действий управления изменениями — переходом от существующей ситуации к прогнозируемой на основании СВОТ—анализа) актуальна как никогда. Уровень профессиональной подготовки исполнителей на местах низкий (из 25 главных районных архитекторов Киевской области только 3 имеют архитектурное образование).

Кто будет разрабатывать этот самый зонинг? Если государственные институты или госчиновники от архитектуры — это угроза бюрократизации, а если отдать зонинг на откуп коммерческим проектным институтам, то увидим что «условий и ограничений» к проектированию, землеотводу и строительству через пару лет не будет вообще. Уже сейчас на планах землеустроительной документации можно не увидеть артезианские скважины, линии воздушных передач, инженерные подземные сети (от которых ограничения и запреты на строительство достигают десятков метров и не позволяют на полную мощность использовать площади землеотводов).

ИА REX: Как этот вопрос решается в других странах? Опыт каких стран, на Ваш взгляд, было бы разумно применить на Украине?

Как раз другие страны и подтолкнули архитектурную и строительную общественность к написанию нового закона с новыми понятиями.

Зональный план в США — это местный план застройки графств (районов) и по составу проектных, расчётно-аналитических и графических материалов очень похож на ДПТ. Разрабатывается «американский зонинг» после утверждения плана использования территории (в Британии — «девелоперского плана») и базируется на кадастре — сводке регистрационных документов землепользователей и собственников недвижимости с имеющимися собственниками прав на использование коэффициентов надстройки, пристройки, реконструкции и нового строительства.

Торговля правами в Америке явление повсеместное, но на Украине такое представить сложно. Вообще не существует для нашей страны импортных рецептов выхода из кризисов и решения проблем.

Опыт — сын ошибок трудных и требует мониторинга и анализа причин проблемных ситуаций. В развитых странах практически не существует управленческих проблем, а на Украине это самая большая и главная проблема. Применить англо-саксонский девелоперский опыт невозможно — государство у нас не такое...

Французы ближе — и опыт Парижа для Киева более применим, но для имплементации принципов, методики планирования и управления стабильным развитием городов нужно перейти на «префектурное» административное деление муниципалитетов, то есть провести реформу и применить новую систему районирования городов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть