Шпионские войны-2010: мнения экспертов

29 декабря 2010  14:03 Отправить по email
Печать

«Шпионские войны» — это опереточный аспект международных отношений, пишет обозреватель The Washington Post Джефф Стейн. Обычно они протекают по принципу «как аукнется, так и откликнется». Руководитель британского Министерства иностранных дел Уильям Хейг рассказал о том, что 10 декабря был направлен специальный запрос в российское посольство в Лондоне. По данным Вести.Ru, в этом документе содержалась просьба отозвать одного из сотрудников дипломатической миссии. «Это сделано в ответ на ясные свидетельства деятельности российских разведывательных служб против британских интересов», — провозгласил Хейг. Он объявил, что Москва сделала аналогичный шаг через шесть дней. «Россия приняла ответные меры 16 декабря, попросив сотрудника нашего посольства покинуть территорию страны. Высылка обоих дипломатов завершена», — подчеркнул руководитель внешнеполитического ведомства Великобритании. Согласно его мнению, выдворенный из Москвы человек не работал на разведку.

О причинах и последствиях последних шпионских скандалов в интервью координатору международной экспертной группы ИА REX Сергею Сибирякову рассказали эксперты из разных стран.

ИА REX: Чем, по вашему мнению, вызван нарастающий ком шпионских скандалов последнего времени?

Давид Эйдельманполитолог и политтехнолог (Иерусалим, Израиль):

Еще Пушкин говорил, что «Шпионы подобны букве ять (ѣ). Они нужны только в некоторых случаях, но и тут можно без них обойтись, а они привыкли всюду соваться».

Особенно если в нынешней России шпионы — державный стиль. Россия пользуется шпионами, ходит по проволоке даже там, где это вовсе не нужно, где работу шпиона-нелегала (а это вещь крайне трудоемкая и дорогостоящая) могли бы выполнять лоббистские конторы, PR-фирмы, мониторинговые центры и т.д. и т.п.

Выполнять за гораздо меньшие деньги. Абсолютно законно. И... без всяких возражений со стороны стран, где это происходит. Зачем идти по проволоке, когда есть более нормальные и цивилизованные пути?! Проблема, однако, заключается еще и в том, что люди, планирующие российскую государственную международную политику — они достаточно поздно посмотрели фильмы о Джеймсе Бонде, у них душа жаждет романтики, а иные места — приключений. Шпионские скандалы 2010 года были парадоксальными. Обычно разведчики используют бизнес для выполнения заданий, а тут разведывательная деятельность использовалась в целях бизнеса.

Лариса Бельцер-Лисюткина — историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ):

Ухудшением отношений между РФ и западными странами. Стремительным демонтажем демократии в РФ. В программах CNN и BBC, а также на всём немецком ТВ, сатирики сейчас смеются над Герхардом Шрёдером, назвавшим когда-то Владимира Путина «демократом чистейшей воды».

Игорь Богатырёвжурналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия):

Думаю, что большая часть из них — липовые. И используется это всего лишь как элемент взаимного шантажа, не более.

Михаэль Дорфманпублицист, редактор, издатель (Нью-Йорк, США):

Если есть нарастание, то оно связано скорее с технологическим прогрессом. Взять хотя бы политическое убийство палестинского деятеля, совершенное оперативниками Моссада в Дубае. Моссад совершил десятки, если не сотни такого рода политических убийств, и обычно уходил безнаказанный. Думаю, для них самих оказалось сюрпризом, как быстро и точно их вычислили. Тоже самое произошло и с убийством Литвиненко. Старые силовые методы в разведке давно приносят куда больше вреда, чем пользы.

ИА REX: Почему именно в Британии, с момента смерти Литвиненко, в особенно обостренной форме протекает антироссийская шпиономания?

Марк Сандомирскийпублицист, кандидат медицинских наук, психотерапевт (Москва, Россия):

Относительно заметная и деятельная российская диаспора сосредоточена преимущественно в Лондоне.

Давид Эйдельман:

Британская шпиономания объясняется успешной деятельностью российских беглых олигархов. И, прежде всего, Бориса Березовского.

Лариса Бельцер-Лисюткина:

Если вы ставите вопрос «с момента смерти Литвиненко», то ответ содержится уже в самом вопросе. Аплодисменты по поводу такого рода стратегий на «невидимом фронте» не в традициях демократических стран, где спецслужбы действуют в рамках закона и подотчётны парламентам. Проведя эту «квазиуспешную операцию», за которую наверняка были вручены медали её исполнителям, РФ вместо одного уничтоженного «врага» нажила себе миллионы других, причём в большинстве своём из числа бывших сипматиков. Дело Литвиненко стало точкой невозврата для РФ и её нынешнего политического руководства в сообщество демократических стран.

Игорь Богатырёв:

Как я уже сказал — точнее волна антироссийского шантажа. Именно потому, что Англия стала в последнее время прибежищем всяческого околокриминального и околополитического отребья. В том числе и антироссийского. Интересы части из них очевидно близки антироссийской части британских властей.

Михаэль Дорфман:

Убийство Литвиненко было явным нарушением неписанного кодекса поведения разведслужб. Однако если посмотреть шпионские скандалы последнего времени, то на фоне других, в Британии нет особой шпиономании. Скорее российские СМИ болезненно реагируют именно на Великобританию.

ИА REX: Как сообщает британская The Telegraph, в своей первой речи перед сотрудниками при вступлении в должность новый шеф израильской разведки заявил, что «Моссад» должен помочь Западу победить в «новой Холодной войне», которую, по его оценке, ведет Россия. Согласны ли вы с его утверждением, что между российскими и западными спецслужбами идет «новая холодная война»?

Марк Сандомирский:

Холодная война между спецслужбами идет всегда — они для того и предназначены.

Давид Эйдельман:

Во-первых, глава «Моссада» сказал это перед поездкой в Великобританию, с которой у Израиля очень ухудшились отношения после операции по ликвидации Махмуда аль-Мабхуха. В ходе своего первого визита в Лондон в качестве главы «Моссада» Тамир Пардо принесет британцам извинения за использование поддельных британских паспортов. И говорит он то, что британцы хотели бы услышать.

Во-вторых, в этих словах есть нечто предельно наивное. Он говорит Западу, давайте поиграем в наши старые ребяческие игры в борьбу с «империей зла», когда мы были вашими любимыми «сукиными сынами», забывая, что у Запада давно другие игры и другие любимые «сукины дети» (даже в противостояние с Россией).

В-третьих, даже если глава «Моссада» захочет сказать такое при личной встрече с руководителями британских спецслужб... в прессу это утекать не должно.

Лариса Бельцер-Лисюткина:

Да, идёт. Иначе не было бы нужды делать эту тему предметом опроса. Но я бы уточнила: Новую холодную войну ведёт не Россия, а авторитарный политический режим, презирающий демократические ценности и не имеющий интеллектуального горизонта, выходящего за пределы бытового сознания.

Игорь Богатырёв:

Между колонией и метрополией не может быть войны, даже и шпионской. Потому это всё ширма, за которой, скорее всего, спрятано желание Запада, желание Израиля, уничтожить остатки силы России, остатки советского в России. Не более.

Михаэль Дорфман:

Новый шеф Моссада заодно извинился за использование фальшивых британских паспортов и еще сказал много другого. Думаю, там и стремление перевести стрелки от собственных просчетов, и тоска по временам холодной войны, когда Моссад чувствовал себя интегральной частью «Западного мира», а оккупация палестинского народа казалась вечной и оправданной.

Очевидно, и стремление шефа Моссада лягнуть нынешнего министра иностранных дел Либермана, провозгласившего политику сближения с Россией главным политическим приоритетом внешней политики Израиля. Мифическая война с Россией позволит Моссаду сохранить, а то и увеличить ненужные уже департаменты, кадры и бюджеты. Да и многие милитаристские силы, как на Востоке, так и на Западе не могут пока смириться с тем, что Холодная война окончилась, и мир уже не двухполюсный как раньше.

ИА REX: Считаете ли Вы российскую реакцию во время последних шпионских скандалов адекватной?

Марк Сандомирский:

Можно назвать ее симметричной.

Давид Эйдельман:

Нет. Видно поведение страны с уязвленным самолюбием.

Лариса Бельцер-Лисюткина:

Нет, не считаю. Более того, с грустью наблюдаю, как нарастают в политике иррациональные, волюнтаристские выходки, единственной почвой для которых являются мелкое себялюбие и комплексы неполноценности высших представителей российской правящей элиты.

В данный конкретный момент по каналам CNN и немецкой ARD сплошным потоком идут письма телезрителей, возмущённых очередным решением «Хамсуда» в Москве, признавшего Ходорковского и Лебедева виновными по явно сфабрикованным обвинениям.

Игорь Богатырёв:

Полагаю, что это часть общего сценария. Никак иначе я действия российских властей не расцениваю.

Михаэль Дорфман:

Реакция властей РФ более-менее адекватна и общепринята — «баш на баш», они выслали наших, мы вышлем их.

Вот реакция российских СМИ, блогосферы и некоторых политиков — явно преувеличена, неадекватна, а порой близка к истерике. Нагнетание любой враждебности сегодня деструктивно, прежде всего, для самой бурной и трудноуправляемой российской жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть