Выборы в Белоруссии: борьба с оппозицией продолжается?

19 декабря 2010  10:23 Отправить по email
Печать

19 декабря – день выборов в Белоруссии. Как отмечают эксперты предвыборная обстановка в Белоруссии 2010 отличается повышенной активностью оппозиции, либерализацией властей по отношению к оппозиционерам и общей повышенной политической активностью. В 2010 году на пост президента Белоруссии претендуют 10 кандидатов, в прошлые выборы их было только 4. Вместе видимыми тенденциями либерализации экспертное сообщество отмечает некоторые «параллельные» тенденции. Во-первых, это досрочное голосование, которое началось 14 декабря и, по мнению правозащитников, оно может стать лазейкой для фальсификаций. Во-вторых, у белорусских оппозиционеров, вызывает сомнение и ситуация «видимой либерализации». По сообщениям информагентств после выборов представители оппозиции готовятся к акциям протеста в белорусской столице. Каковы реальные взаимоотношения белорусских властей и оппозиции, и какие тенденции прослеживаются сейчас в политической жизни Белоруссии? Перед выборами на вопросы корреспондента ИА REX в интервью ответил активист экологического движения, член Центрального Совета партии «Зеленые», один из задержанных на 9 суток по делу о нападении на посольство РФ в Минске Владимир Володин.

ИА REX: Расскажите, почему вас задержали в подозрении о нападении на российское посольство 30 августа 2010 года. И какое отношение имеет данная ситуация к вопросу взаимоотношений власти и оппозиции в Белоруссии?

30 августа неизвестными было совершено нападение на российское посольство, были брошены бутылки с зажигательной смесью и от одной из бутылок загорелся автомобиль. Нападение было рассчитано на общественный резонанс. Через два дня появилось сообщение никому не известной анархистской группы «Друзья свободы», которая взяла на себя ответственность, уже через несколько дней начались репрессии, через некоторое время был задержан я. Я к этому никакого отношения не имею, официально меня задержали по подозрению в трех других моментах: «нападение на банк, поджег двери с целью порчи имущества, потом нападение на «Унитарный дом профсоюзов» и нападение на «центр задержания правонарушителей». Меня задержали сначала на три дня по подозрению в одном деле, потом на три дня по другому и на три по третьему. Похожим образом задерживали в Минске несколько десятков человек. Многие задержанные не стали афишировать факт задержания, в Белоруссии есть такое мнение, что если ты не особо афишируешь свои проблемы с властью и с милицией, то у тебя больше шансов сохранить свою работу или остаться учиться. Весть сентябрь и октябрь продолжались вызовы на допросы, задержания, на неофициальные беседы. Это странно, когда люди не входящие в следственную группу начинают задавать вопросы по уголовному делу, которое они не ведут. Это лица из белорусского КГБ, из минского ГУБОПа. Они спрашивают человека о его социальных связях, участии в разных движениях, про личные контакты, про сайты, которые он посещает. Некоторых людей склоняли и подталкивали к даче ложных показаний, чтобы можно было перевести человека из статуса, «подозреваемого» в статус «обвиняемого». Дела были разные – анархистские или якобы анархистские дела. Половина из дел можно расценивать как административные, а не уголовные, например «кидание шарика с краской в дверь казино». Поэтому заведены уголовные дела, пока там фигурируют «хулиганство» и «уничтожение имущества», по одной статье до 6 лет можно получить, по другой до 10. Есть пять обвиняемых, четверо в СИЗО, один отпущен под подписку и куча подозреваемых, я до сих пор нахожусь в статусе подозреваемого.

ИА REX: А почему у «органов» возникли к вам вопросы?

Это надо спросить у КГБ. Может им очень хотелось зайти ко мне на квартиру. Не только у подозреваемых, но и у свидетелей проводились дома обыски, конфисковывали политическую литературу, компьютеры. Мне, например, до сих пор не вернули компьютер. Не вернули компьютер и моей жене. Вынесли несколько килограммов литературы. У следствия были очень странные действия. В общем-то, это такой способ давления на политических оппонентов. Партия «зеленых» также участвовала в президентской гонке. Я был замечен в нескольких протестных компаниях, в первую очередь, наверное, в «антиатомной компании». Поэтому решили воспользоваться таким удобным предлогом и накопать на меня побольше информации. Многие задержания были незаконны, в том плане, что следствие должно указать причину задержания, есть 4 вида обоснований, по которым можно задержать на трое суток. Когда на меня заполняли протокол, не указывали причину задержания. Задержания были незаконны. Мы писали заявление в прокуратуру, но ответа так и не было.

ИА REX: Какова предвыборная ситуация в Белоруссии?

Перед выборами в Белоруссии наблюдалась определенная либерализация. Если раньше несанкционированные акции разгонялись все поголовно, то теперь их стараются разгонять помягче и задержанных даже не сажают на несколько суток. Разрешают даже некоторые пикеты и агитационные мероприятия. Но вся эта ситуация декоративно-показательна. Как показывает дело, по которому я прохожу и некоторые другие моменты, они показывают, что эта либерализация очень скоро сойдет на «нет».

ИА REX: Значит ли это, что процесс либерализации в Белоруссии имеет «показательный» характер?

Да. Не изменяется и законодательство. Все политические статьи остаются в силе и административного и уголовного кодекса. Если кого-то надо посадить, всегда есть статьи по которым можно посадить.

ИА REX: Какова на ваш взгляд была цель либерализации в Белоруссии?

Лигитимизировать перевыборы Лукашенко в глазах Брюсселя, в глазах Москвы, в первую очередь Брюсселя, скорее.

ИА REX: Как на ваш взгляд изменится ли политическая ситуация в Белоруссии после выборов?

Без массовых акций протеста, ничего не изменится. Потому что центризбирком несколько раз уже подсчитал «правильно» голоса и снова подсчитает. В прошлый раз были какие-то заоблачные результаты, около 85% проголосовавших за Александра Григорьевича. Реальные результаты голосования на участках не имеют влияния на то, какие результаты объявляются. Недовольных режимом сейчас много. Но с одной стоны нет сильной фигуры, за которой бы пошел народ, с другой стороны Лукашенко не является той фигурой, за которой люди пойдут.

ИА REX: Существует ли тенденция подавления оппозиции в Белоруссии?

Да просто эта ситуация никуда и не исчезла. Репрессии как были, так и остались, просто они сейчас приняли более мягкую форму.

ИА REX: Каков ваш прогноз политической ситуации на ближайшее время?

У оппозиционных кандидатов экономические программы в принципе не отличаются принципиально от программы Лукашенко. Приватизация и олигархилизация придут в любом случае. Например, несколько лет назад в Минске продали велозавод австрийской фирме, у которой был очень маленький бюджет, и вдруг она покупает целый завод недалеко от центра города с довольно большой площадью. Если бы завод продавался на открытом аукционе, цены бы на него были другие. А так был продан непонятой фирме. Это странная ситуация. В Белоруссии сформировался бизнес прорежимный, есть несколько олигархов, которые поддерживают Лукашенко и напрямую сращены с режимом и они от него зависят. Но если в Украине остаются противоборствующие кланы крупного бизнеса, то в Белоруссии, если ты занимаешься крупным бизнесом и не поддерживаешь при этом режим, то ты недолго будешь этим бизнесом заниматься.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть