Голос из приемника: интервью с радиоведущим Александром Лавровым

Этих людей мы идентифицируем исключительно по голосу. Радиоведущий Александр Лавров в своем интервью рассказал, что нужно для того, чтобы стать успешным в своей профессии, радиоэфире и о том, как попасть в этот самый приемник.
9 ноября 2010  18:37 Отправить по email
Печать

«Два часа чистого удовольствия в программе „Лямур-тужур“ на „Радио 7“. С вами Александр Лавров, здравствуйте!». Каждый вечер радиоведущий Лавров встречает слушателей «Радио 7» знакомыми словами. Это сейчас, а в прошлом была работа на радио «Рандеву», «Авторадио» и «Радио Алла». В голосе Александра Лаврова слышится неподдельная искренность, обаяние и чувства. Слушая его эфиры, каждый понимает, что этот ведущий разговаривает именно с тобой, обращается именно к тебе. А это сейчас очень редко встречается на современном радио. О радостях и сложностях своей профессии Александр рассказал корреспонденту ИА REX.

ИА REX: Александр, окончив школу, Вы уже знали, чем хотите заниматься в жизни? Или искали и пробовали себя?

99% молодых людей, оканчивая школу, не представляют, кем они будут, в какой вуз они пойдут. Мы сами связываем себя нелюбимой работой, нелюбимыми людьми, а потом с героическими усилиями это преодолеваем. Я все время все делал вопреки и назло. Учился в школе с английским уклоном, а у меня за год вылезала двойка по иностранному. Я единственный из школы выиграл год обучения в штатах. Там же начал курить, назло всем, потому что в Америке была мощная антитабачная компания. Вернувшись обратно, очень хотел поступить в медицинский, ходил на курсы, но экзамен по химии сдал на тройку, и струсил. А зря. Потому что тройки были у всех, и все поступили. Потом решил поступать в иняз. Но у меня были проблемы с литературой. Из 10 баллов набрал всего 3 и со своим английским попал на отделение немецкого перевода. Который я, конечно, не знал. Я опять был не доволен. Я совсем по-другому представлял жизнь.

ИА REX: И, конечно, переводчиком Вы не стали. А как же началось знакомство с радио? Кто-то помог Вам?

У меня еще в школе был учитель английского языка Дмитрий Валерьевич, которого я называл исключительно Джеф. Он работал главным редактором на радио, пригласил меня в гости. Я пришел и остался. Так как родился и вырос в поселке Дзержинск, что в Нижегородской области, естественно, радио называлось «Феликс». Оно нарушало все каноны современного FM-вещания, мы делали все, что хотели. Радио тогда и радио сейчас — это совершенно разные вещи. Люди были другими, радио было другим, отношение к этому было другое. Мне все это нравилось, было интересно.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

ИА REX: Потом Вы решили перебраться в Москву и попробовать свои силы в столице? Как смогли попасть на известные радиостанции?

Как попал? Просто пришел. Есть такие радио-порталы, на которых можно оставить сообщение о себе. Мне позвонили, спросили, могу ли я приехать в этот же день. В этот же вечер сел в ночной эфир. Обычно новичков сажают на ночные эфиры, как наименее ответственный сегмент. Сначала осуществляется строгий контроль. Мне сказали, что я буду сидеть там все время. Ладно, поначалу это интересно, но потом я понял, что у моего характера тоже есть границы терпения. Я отработал свой испытательный срок, это было сложное время: еще в Дзержинске был один ведущий, который говорил все время, не разжимая зубов. Я перенял его манеру, мне выдвинули ультиматум: или ты разжимаешь зубы, или мы тебя увольняем. Пришлось сделать так, как меня просили, — это принесло свои результаты. Через месяц меня вызывали к руководству и сказали: «Вы достигли какой-то планки, в целом, мы довольны, мы Вас берем. Только у нас две просьбы: не опускаться ниже достигнутой планки и не подниматься выше».

ИА REX: А свою дикцию как-то отрабатывали? Оттачивали технику речи?

Когда я работал на одной из предыдущих радиостанций, к нам пригласили преподавателя по технике речи — это было что-то страшное! Два часа дня, у тебя куча работы, а ты встаешь в круг и начинаешь: «аба», «ама». Я на третьем занятии понял, что мне это не надо, сказал, что у меня есть очень важные дела. Какие дела? Неважно, я весь занят. Перестал ходить, через некоторое время остальные коллеги сказали, что нужно бросать это дело. Я не думаю, что Юлия Латынина, к примеру, занималась техникой речи. Но когда она в эфире радиостанции - я не могу оторваться от того, что она говорит. Но важно, что ты говоришь и зачем это говоришь. Кристовского, например, любят не за его пение, а за то, что люди чувствуют, когда слышат его песни.

ИА REX: Тогда Вы должны следить за своим голосом.

Но на практике получается все наоборот. Был такой случай: на одном из концертов в Кремле по случаю праздника 8 марта, я должен был быть голосом за кадром, дикторским тоном объявлять номера. Дело было весной, я простудился — голос пропал. Я весь хрипел и звучал, как старый треснутый саксофон. Звоню организатору и говорю: «Я, скорее всего, не смогу, не успею выздороветь к этому мероприятию». «А что с Вами?», — удивилась она. «А Вы разве не слышите, я простужен!». На что мне был дан не ответ, а скорее просьба: «А Вы не могли бы не выздоравливать, мне так больше нравится» (смеется). Так что теоретически я должен, а на практике и такое случается.

ИА REX: Считаете ли Вы себя успешным и знаменитым?

Я так полагаю, что слово «успешный» происходит от глагола «успевать». Успел ли я? В целом да, исключительно с той позиции, мне не стоит сожалеть об упущенных возможностях. Нужно быть благодарным за то, что у тебя есть сейчас. Мужчина может быть успешным только в одном случае — если он ни от кого не зависит. Быть успешным и знаменитым... я бы не стал ставить между этими словами знак равенства. Знаменитость, известность, популярность — это вообще от лукавого. Познер как-то разговаривал с молодыми журналистами и очень остроумно сказал, что «можно и конский зад сделать знаменитым, если показывать его в прайм-тайм по 2 часа. Через месяц он станет самой большой знаменитостью в этой стране. А еще через месяц его забудут».

ИА REX: Есть ли какая-то формула, как стать успешным в своей профессии?

Вероятнее всего, следует спросить тех, кто в этой профессии действительно успешен. Здесь я имею в виду скорее тех, кто каким-то неведомым мне образом получил право играть по собственным правилам, говорить то, что считает нужным говорить, ставить те песни, которые считает нужным ставить. То есть тем, кому были делегированы данные полномочия. Увы, должен признать, что здесь и сейчас я себя не считаю успешным радиоведущим: я играю по правилам, установленным не мною. Согласен я с ними или нет — это вопрос другой, это останется моей маленькой тайной (улыбается). А как стать успешным в профессии — это не зависит от профессии. Нужно работать, учиться, хотеть. Причем «хотеть», пожалуй, я бы поставил на первое место. Потому что когда не хочешь, все остальное невозможно.

ИА REX: Что делать тем, у кого есть огромное желание и амбиции? Возможно ли попасть на телевидение или радио станцию без связей?

Да, нужно этого очень хотеть. Если представить себе монолитную стену, то у нее есть множество входов. И не обязательно тебе нужен человек на другой стороне, который смог бы тебя перетащить. Есть некий алгоритм действий, который нужно предпринять. Есть специальные адреса, куда нужно писать. Нужно, чтобы было желание, голос, амбиции, главное, чтобы в голове что-то было. Чтобы человек книжки читал, правильные книжки. И самое главное для работы на радио: сможешь ли ты просто взять и завести зал? Заставить людей смеяться, плакать или сделать так, чтобы мурашки бежали? Не актерскими способностями, а тем, кто ты есть. Чтобы ты вышел, а зрители захлопали. Не знаю, учат этому сейчас или нет, но это особая энергетика. Я люблю выступать, вести корпоративы, мероприятия. Нужно, чтобы люди это почувствовали. И еще нужно уметь работать с микрофоном. Есть такой термин, понятие «пробить микрофон». То есть говорить не с ним, а с теми, кто за ним. Не громче, не тише, а сквозь него. Это сложно объяснить — нужно учиться.

ИА REX: А на ТВ никогда не хотели поработать?

А я пробовал в Нижнем Новгороде. Могу сказать, что телевидение гораздо менее живое, чем радио. На радио ты работаешь, если тебе есть, что сказать, а на телевидении, если есть, что показать. Это не мой случай. А на меня лучше вообще не смотреть. Поэтому я не вижу ни одного ответа на вопрос, а что я забыл на ТВ.

ИА REX: А какие Вы можете назвать плюсы и минусы Вашей работы?

Работа — это как брак. Есть плюсы: у тебя есть еда, дом, место где тебя ждут, иллюзия собственной нужности, возможность реализовать амбиции. Есть минусы — одна и та же работа каждый день порядком надоедает, порой превращается в рутину и даже раздражает. Как избавиться от минусов, вам расскажет любой психолог: внесите разнообразие в семейную жизнь, проявите инициативу, делайте ей подарки... и просто любите. Потому что если нет любви — нет никакой работы. Я доволен собственной аналогией (смеется).

ИА REX: А что Вы делаете во время звучания мелодии?

У нас в студии запрещено ставить чашки на стол, поэтому я ухожу в другую комнату, сажусь на подоконник, что-то пишу и много курю. Если взять час и посмотреть, сколько я работаю, получается всего минут 8.

ИА REX: А кто стоит выше? Какой карьерный рост возможен на радиостанции? Хотите ли Вы стать руководителем?

Я просто не смогу быть руководителем. Я не умею, как они. Это не мое, я не готов. А карьеру я никогда не умел строить, играя в какие-то игры. Я твердо верю в то, что если ты будешь желать подняться над той планкой, над которой ты находишься сейчас, то рано или поздно станешь успешным, не идя наперекор себе. Работа на руководящей позиции отрицает какое-либо творчество и требует от тебя адекватно-ровного холодно-не предвзятого отношения к людям, которые работают с тобой. А я быстро привязываюсь к людям, очаровываюсь ими. Культового персонажа Говарда Стерна в фильме «Части тела» поставили руководителем и заставили уволить сотрудника, у которого жена и двое детей. Он не смог, предпочел уволиться сам. Надеюсь, вы понимаете, о чем я.

ИА REX: Какой Вы видите свою программу?

Я бы хотел, чтобы мне дали 4 часа и сказали: вот тебе эфирное время, делай, что хочешь. Только чтобы это не нарушало российское законодательство. Основной закон, по которому сейчас живут станции — четкое форматирование. Я бы хотел вести вечерний драйв-тайм, я бы приглашал в эфир тех людей, которых я считаю интересными, мы бы с ними разговаривали о том, что мне интересно и меня волнует. Многие люди, которые работают сейчас в эфире, приходят в 2, уходят в 6, целыми днями сидят в социальных сетях и ты, слушатель, чувствуешь, что им это неинтересно. Если работа не доставляет удовольствие тебе, она точно не доставит удовольствие никому еще. Если тебя не прет от того, что ты делаешь, никто не сделает погромче. Это должно нравиться в первую очередь тебе, ты должен гореть.

ИА REX: Кстати, о социальных сетях. Как Вы относитесь к ним? Это напрасная трата времени, или все же от них есть какая-то польза?

Вообще я против социальных сетей, но это хорошая бесплатная реклама. Надо, так надо. А из всего можно извлечь выгоду. А вот сейчас в моем плей-листе записи эфиров. И когда на душе тоскливо, я включаю их — и жизнь как-то налаживается. Радиоведущие не актеры, они могут только прочитать. А там есть записи, которые нравятся мне и которые я хочу донести до слушателей.

ИА REX: Можете ли дать советы тем, кто сейчас стоит перед выбором будущей профессии?

Я — нет. А вот Стив Джобс (сооснователь и генеральный директор Apple Inc., примечание ИА REX) может: «Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Единственный способ быть довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете». Делайте то, что вы любите. Нет другого способа добиться значимых результатов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть