Как стать успешным фотографом, или человек с камерой: интервью с Арсением Гробовниковым

Известный фотограф рассказал о том, как стать успешным, поделился своими секретами и о том, как отреагировал премьер-министр России на сделанный ему подарок студентками журфака МГУ.
6 ноября 2010  09:45 Отправить по email
Печать

Арсений Гробовников — юрист по образованию, но фотограф по призванию. Его работы украшают обложки многих глянцевых изданий, дисков и плакатов. В 2009 году был признан лучшим фотографом и получил молодежную премию «Триумф». Громкие фотопроекты «Звезды в спорте», «Звезды на Селигере» и календарь для премьер-министра Владимира Путина наделали много шума в прессе и обществе. О своих секретах и успехах фотограф рассказал в интервью корреспонденту ИА REX.

ИА REX: Когда Вы впервые решили взять в руки фотоаппарат? С чего все началось? Помните ли свою первую серьезную съемку?

Фотографировать я любил всегда. А после окончания института решил заняться этим серьезно, так как сидеть в офисе и работать по профессии (юристом) я не хотел. Сначала начал снимать ночную клубную жизнь для сайта моего друга, делал репортажную съемку, потом начал тренироваться на друзьях и родственниках, учился снимать в студии. Затем начал работать ассистентом фотографа Натальи Арефьевой, она стала подкидывать какие-то проекты, в том числе и для журналов. Помню свою первую публикацию в журнале «Долорес». А на первый большой гонорар купил себе уже серьезную камеру.

ИА REX: Легко ли сейчас стать успешным фотографом? Если работа приносит не только деньги, но еще и удовольствие, то можно считать себя счастливчиком?. Что для этого нужно: дорогая техника, особый взгляд, практика?

Для начала нужно понять, насколько тебя это устраивает. Я бы порекомендовал тем, кто хочет попробовать свои силы в фотоискусстве, начать с чего-то попроще. Навороченные фотоаппараты не так уж и сильно отличаются от простых, единственное, там появляются дополнительные функции для профессионалов, которые будут ими пользоваться. Я бы не советовал в это сильно вкладываться в финансовом плане, потому что не факт, что у вас дело пойдёт. Техника должна окупаться: вы купили фотоаппарат подешевле, на нём заработали и на эти деньги купили фотоаппарат подороже, объектив или свет. Если вы снимаете, а у вас нет работы и заказчиков, может, стоит задуматься, а все ли правильно вы делаете. И, конечно, если реально желать, чтобы это приносило не только удовольствие, но и деньги, то и нужно к этому отнестись соответственно. Необходим свободный график, время и быть не уставшим в плане творчества. Я какое-то время работал дизайнером в офисе, работа была не особо пыльная, но вечером сил и желания оставалось только на то, чтобы прийти домой, поужинать и лечь спать. Я понял, во-первых, что офисная работа не для меня, а, во-вторых, сил снимать и творить просто нет. Творческие силы очень сильно зависят от физических. В любом случае люди должны пробовать себя во всем. Если у них есть задатки, впоследствии они смогут себя реализовать.

ИА REX: Велика ли конкуренция на рынке?

Да, но только если ты начинающий фотограф. У всех примерно равные условия: одинаковая техника, навыки, мало заказчиков. Кажется, что очень сложно пробиться, потому что рядом куча фотографов, которые снимают лучше. Но опыт приходит не сразу, с каждой ступенькой конкуренции становится все меньше. Если уделять этому делу большое количество времени, то все само сложится. Конкуренция зависит от личного рвения фотографа, его умения. В любом случае, это искусство всегда можно превратить в интересное хобби.

ИА REX: Арсений, какие свои проекты Вы считаете самыми успешными?

Во-первых, это две большие фотовыставки «Звезды в спорте» и «Звезды на Селигере» совместно с моими друзьями из PR-агентства. В проектах приняли участие звезды шоу-бизнеса, представшие перед зрителями в совершенно в другом образе. Среди них Сергей Лазарев, Ксения Собчак, Сергей Зверев, Яна Рудковская, Юля Савичева и многие другие. Мы провели огромную презентацию, появилась куча публикации в СМИ. Так что удалось не только поработать, но и завести полезные контакты.

И, конечно, самый громкий проект — календарь для Владимира Владимировича Путина. На самом деле никто не ожидал, что вокруг этого развернется такая шумиха, и календарь вызовет такой резонанс в общественности. Мы не собирались раздувать из этого какой-то истории: просто разместили в блогах за день до дня рождения премьера фотографии. Ну, а потом сработал эффект сарафанного радио, люди растащили их по своим сайтам. Изначально концепция была немного другой: хотели сделать все более красиво и утонченно, но потом передумали. Акцент сделали на девушках и фразах, а стиль стал несколько нейтрально-откровенным. Девушек нашли быстро, за три дня все сняли. Первый тираж в 50 тысяч экземпляров разобрали мгновенно, сейчас готовятся допечатать еще столько же.

И последняя моя работа, но уже в несколько ином качестве: я снял клип на песню Кати Гордон «Город». И могу сказать, что мне за эту работу не стыдно — все остались довольны.

ИА REX: Сразу же после вашего проекта появился ещё один. Вы что-нибудь знаете об этом?

Многие думали, что это мы устроили такую провокацию: сняли сначала первый календарь, а потом и второй, но уже с другими вопросами. Это уже другие девочки журфака МГУ, которые сняли свой «ответ» нашему календарю. Этим они хотели сказать, что на факультете учатся серьезные журналисты. На самом деле вопросы банальные, ничего интересного в них нет. Девочки больше в политику ударились, а у нас все же более ироничный стиль. Но в итоге Путин наш подарок оценил, что, конечно, очень приятно.

ИА REX: А какое у Вас отношение к Путину?

Как личность он мне нравится. И его тандем с Медведевым в качестве премьера мне тоже нравится. Если раньше он не мог говорить о каких-то вещах, то сейчас поднимает очень острые и актуальные вопросы. Стал более жестко высказывать свое мнение. Мне кажется, что на следующих выборах Владимир Владимирович баллотироваться не будет. Посмотрим, у нас как раз в 2012 году конец света намечается. Может, это не случайно?! (смеется).

ИА REX: Вы получили премию «Триумф» в 2009 году за достижения в искусстве. Это уже признание успехов. Ваши мастер-классы — это творчество или попытка передать свой опыт?

Я и сам был удивлен, когда мне сообщили об этой премии. Скорее, мне просто дали понять, что я все делаю правильно. А мастер-классы, которые я провожу не только в Москве, но и других городах, это попытка вдохновить ребят, показать, как я работаю, научить тому, чему сам учился все это время. Ко мне приходят и начинающие, и довольно известные фотографы и модели. Так что у всех есть реальный шанс проявить себя.

ИА REX: Вы учите ребят грамотно обрабатывать фотографии. В глянце сейчас со всех картинок на нас смотрят люди с идеальными фигурами, кожей и улыбкой. А молодые барышни, насмотревшись на все это великолепие, начинают издеваться над собой. Для чего нужен этот обман?

Люди привыкли к красивым картинкам. И если поставить фотографию без обработки, то она будет сырой и скучной. Это касается цветов и насыщенности. Цифровая фотография рассчитана на то, что потом ее будут обрабатывать. Цифра снимает в нейтральных цветах и тонах. А пленка дает право на ошибку в плане экспозиции и настроек. В Европе подняли шум по этому поводу: у девочек развиваются комплексы, они перестают есть. Они борются с этим: сейчас, насколько я знаю, многие издания около фотографий делают приписку «отфотошоплено». В принципе, неплохой ход. В России мы вряд ли дойдем до этого в ближайшее время, люди уже привыкли видеть идеальных людей на фотографиях. Когда я провожу фотосессию, меня часто просят: «там уберите», здесь сделайте поменьше". Ну, это их право, но я стараюсь делать так, чтобы все выглядело максимально естественно.

ИА REX: Считаете ли Вы себя успешным фотографом, профессионалом?

Я пришел к выводу, что профессионал — этот тот, кому платят деньги, тот, к кому заказчик обращается во второй и третий раз. У меня есть постоянные клиенты, с которыми я работаю, которым нравится то, что я делаю. Для меня это работа, я за нее получаю деньги. Что касается успешности, то для моего возраста и стажа фотографирования мне удалось добиться немалого. Конечно, это не передел, к чему я стремлюсь.

ИА REX: А к чему Вы стремитесь?

Сложно сказать. Сначала я хотел снимать фэшн, но потом меня больше заинтересовал журнальный глянец, работа с артистами, какие-то подобные вещи. В принципе, почему бы не попробовать себя развить в этом направлении.

ИА REX: Что бы Вы могли посоветовать тем, кто сейчас определяется с выбором профессии?

Самое важное — определиться и решиться стать тем, кем хочется. Ведь любимая работа — это на 90% счастья в жизни. А чтобы найти себя, нужно не бояться и пробовать. Лучше совершать ошибки, чем ничего не делать — на ошибках учатся. Ну и, конечно, работать и еще раз работать. Потому что только в этом случае ты получаешь бесценный опыт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

18.03.2014 00:47, #14008
Ознакомилась с работами Гробовникова. Весьма пошло.. Пошло и подхалимски... в пример хотя бы "путинский" календарь привести, бездарщина. Никакого таланта за тщеславием не видать. Оставался бы лучше юристом.
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
37.3% Считаю защитником.
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть