Foreign Policy: Япония намерена бросить вызов КНР в Африке?

Китайские инвестиции могут создать проблемы для Японии на Африканском континенте, но Токио всё ещё может извлечь выгоду из своей давней приверженности Африке
23 августа 2019  22:15 Отправить по email
Печать

В конце августа 2019 года в Японии пройдёт седьмая Токийская международная конференция по развитию Африки (ТИКАД) в Иокогаме. Конференция представляет собой краеугольный камень в рамках усилий Японии, направленных на развитие континента, и проводится совместно с рядом международных партнёров, включая ООН, Всемирный банк и Комиссию Африканского союза.

Саммит в этом году будет направлен на то, чтобы закрепить переход Токио от оказания прямой помощи Африканскому континенту к более целостному партнёрству с Африкой, которое предполагает сотрудничество с частным сектором в области устойчивого развития и критически важной инфраструктуры.

Как отметил премьер-министр Японии Синдзо Абэ на последней конференции, состоявшейся в Кении в 2016 году, Япония хочет, чтобы африканские страны рассматривали Токио в качестве партнёра, а не просто донора, пишет Дж. Беркшир Миллер (J. Berkshire Miller) в статье для издания The Foreign Policy.

Традиционно Токио всегда сосредоточивал свои усилия в Африке на дипломатии мягкой силы, главным образом посредством предоставления помощи в целях развития. Сейчас ситуация меняется по ряду причин. Во-первых, учитывая размеры Японии и внутренние экономические проблемы, Токио становится всё труднее конкурировать по объёму финансирования с другими игроками на континенте, особенно с Китаем.

Японская йена

Во-вторых, Токио осознает, что его помощь должна быть более тесно связана с его основными внешнеполитическими интересами, включая продвижение его видения «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP), в котором Африка играет важную роль.

Несмотря на прочные отношения Японии с африканскими странами, особенно с Алжиром, Нигерией и ЮАР, она пытается догнать Китай в плане роста потребительских расходов. Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции Японии в Африку остаются значительными, например, в 2017 году объём японских инвестиций в Африку составил $9 млрд, — это лишь небольшая часть того, что выделил Китай.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), к концу 2017 года объём прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китая в Африку составил $43,3 млрд. Разрыв между объёмом японских и китайских инвестиций будет только увеличиваться. Япония стремится сбалансировать расходы, а Китай более чем удвоил собственные инвестиции за последние пять лет. Эта тенденция сохранится.

Дела у Японии обстоят ещё хуже, когда дело доходит до торговли. Экспорт Японии в Африку сократился почти вдвое за последнее десятилетие и сейчас составляет около $7 млрд. Между тем китайская торговля расширяется с головокружительной скоростью: экспорт в 2018 году превысил $100 млрд.

Кроме того, КНР импортирует товары из Африки на сумму почти $100 млрд. Более тесные экономические отношения также привели к некоторой политической конвергенции: большинство африканских государств открыто поддерживают китайскую инфраструктурную инициативу «Один пояс — один путь», несмотря на опасения Японии и других сторон относительно устойчивости и прозрачности этой инициативы.

Япония не может сократить разрыв с Китаем в реальном финансовом отношении, однако она может предложить Африке надёжную альтернативу. В Африке китайские инвестиции направлены не только на получение доступа к ресурсам, но и на получение политических дивидендов и дивидендов в плане безопасности, включая первую в мире китайскую зарубежную военную базу в Джибути и отказ от связей с Тайванем нескольких его бывших африканских дипломатических союзников. (Эсватини, ранее Свазиленд, осталась единственной страной на континенте, которая признаёт Тайвань.) Укрепление позиций Китая в Африке создаёт определённые сложности для Японии.

Токио также имеет базу в Джибути, и близость этих баз — в дополнение к большой базе, поддерживаемой Соединёнными Штатами, — вызывает обеспокоенность из-за постоянного наблюдения за деятельностью базы со стороны Китая.

Помимо прочего, не только Китай, но и Япония надеется, что её поддержка устойчивого развития Африки поможет Токио заручиться поддержкой других членов ТИКАД для реформирования ООН, особенно Совета Безопасности ООН.

Токио — один из крупнейших доноров ООН — долгое время стремился обеспечить себе положение постоянного члена Совбеза ООН и на протяжении многих лет призывал африканские государства поддержать его позицию. Эта кампания имела особое значение, учитывая количество голосов (54), которыми располагают африканские страны в ООН.

Цель Японии в этом году заключается в том, чтобы заставить участников конференции пойти ещё дальше, чем в 2016 году, когда после конференции ТИКАД её участники выпустили совместное заявление, в котором подчеркивалась решимость всех сторон «срочно реформировать» ООН.

Китайские инвестиции могут создать проблемы для Японии на Африканском континенте, но Токио все ещё может извлечь выгоду из своей давней приверженности Африке. С одной стороны, Япония может повлиять на развитие качественной инфраструктуры, именно это Токио подчеркнул во время своего председательства в G20 в 2019 году.

Япония продолжает создавать высококачественную инфраструктуру на континенте, включая строительство ГеоТЭС в Кении и расширение инфраструктуры цифрового вещания в Ботсване. Японские инфраструктурные проекты помогают Африке двигаться в направлении устойчивого развития.

Это важно, так как континент стремится достигнуть собственных целей в области устойчивого развития в период до 2063 года, которые были обозначены Африканским союзом в 2013 году. Япония также имеет уникальные возможности для поддержки высокотехнологичных инноваций и производства в Африке, у Токио отличный послужной список в данных областях.

Япония также может использовать своё видение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», которое поддержали многие союзники, чтобы объединить свои усилия с единомышленниками для поддержки развития Африки. Япония считает, что Индо-Тихоокеанский регион простирается от Восточной Африки до западного края Северной Америки, и она хотела бы продвигать в этом регионе устойчивую инфраструктуру, защищать и поддерживать свободные морские линии связи и улучшать связь во всём регионе.

Такие партнёры Японии, как США, Индия, Франция и другие, продвигают свои собственные планы в Индо-Тихоокеанском регионе, однако имеют общие цели в Африке в отношении свободных и открытых инвестиций, которые могут стать благодатной почвой для расширения сотрудничества.

В конце концов, совокупный объём японских ПИИ в Африку составляет всего около 20% от объёма китайских инвестиций. Тем не менее в сочетании с Соединёнными Штатами (объём инвестиций которых в Африку составил около $50 млрд в 2017 году) Токио значительно превосходит Пекин.

Добавьте к этому других единомышленников, таких как Франция, Нидерланды, Великобритания и Индия, — все эти пять стран вместе инвестировали в Африку более $250 млрд, т. е в пять раз больше, чем Китай.

Это не означает, что все они имеют одинаковые интересы в регионе. Но это указывает на две вещи: во-первых, существует возможность объединения усилий с дружественными партнёрами, а во-вторых, все предположения о том, что Китай занял доминирующее положение в региональной инвестиционной среде, преувеличены.

Что касается предстоящей конференции ТИКАД, то в этом году ключевое значение будет иметь способность Японии донести до её участников своё видение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Однако более разумным шагом было бы выстраивание тесного сотрудничества с союзниками и единомышленниками.

В преддверии нынешней Токийской международная конференция по развитию Африки Абэ подытожил важность усилий Японии, предпринятых в 2016 году: «Нет и не может быть никакого глобального развития без развития Африки». Данный подход не утратил своей актуальности, даже несмотря на то, что Япония всё менее способна самостоятельно преследовать подобные цели.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть