О конфликте черкесcов-шапсугов с органами власти в Краснодарском крае

Малочисленный народ априорно обречен на социально-политические проблемы как внутренние, так и внешние, это касается не только России.
22 июня 2017  00:01 Отправить по email
Печать

2 июня 2017 г. Лазаревский районный суд Сочи признал бывшего председателя Совета старейшин черкесов-шапсугов Руслана Гвашева виновным в организации несогласованной акции в День памяти адыгов и оштрафовал его на 10 тыс. рублей. Он признан виновным в организации несогласованного мероприятия, которое состоялось в поселке Головинка 21 мая, в День памяти адыгов.

По информации правозащитников, к административной ответственности за молебен в День памяти адыгов, помимо Руслана Гвашева, был привлечен активист Адам Басто. Он был задержан за раздачу жъамэ (национальное блюдо) у Тюльпанового дерева. По решению суда, ему был назначен штраф (30 000 рублей, - прим.).

Под заголовком: «Власти Сочи довели до приступа адыгского старейшину за языческий молебен памяти погибших предков» опубликовано высказывание черкесского активиста Мухамеда Черкесова: «Я не знаю, с чем связано, для меня ситуация еще не до конца понятна. В любом случае, в отношении черкесов это ожидаемый результат. По информации из интернета, желание Гвашева совершить молебен под деревом посчитали несогласованным с властями. Мусульманин может молиться в день 5 раз, нужно ли разрешение на это? Несмотря на то, что это было ожидаемо, считаю, что власти превысили свои полномочия».

Политика или практика?

Комментарии Мусульманского правозащитного центра, в связи с конфликтом, произошедшим между общественностью черкесов-шапсугов и органами власти Лазаревского района Краснодарского края.

Азимов Сахават известный адвокат, руководитель Мусульманского правозащитного центра, помощник Председателя Комитета Государственной Думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Марисана Бек: Сахават, Вами изучены материалы о ситуации в шапугской общине, могли бы дать юридическую оценку реакции муниципальных ветвей власти на традиционный для данной общины сход по месту исторического проживания, - в Лазаревском районе? Какие моменты не учили национальные активисты?

Сахават Азимов: В данной ситуации явно усматривается нарушение закона № 374 ФЗ от 6 июля 2016 г. (закона Яровой). Глава III данного ФЗ подробно расписывает правила осуществления миссионерской деятельности.

Участок, на котором находится тюльпановое дерево, религиозной организации черкесов-шапсугов на праве собственности не принадлежит. Более того, на основании п.1 ст 24.2 (Порядок осуществления миссионерской деятельности) настоящего закона, Р. Гвашев обязан был иметь при себе решение общего собрания общественной организации о намерении провести молебен.

Сахават Азимов: Следует также отметить, что церемонии почитания дерева, спускания венков на воду нет в классическом мусульманстве. Она явно заимствована от язычества и вызывает религиозные споры.

Многие мусульмане, считающие себя верующими, данные обряды не разделяют. Адам Басто и Руслан Гвашев обязаны были провести серьезную работу, прежде чем осуществлять подобный молебен. Поставить в известность органы власти Лазаревского района Краснодарского края и получить соответствующее разрешение была их обязанность.

Если они в уведомительном порядке известили бы органы государственной власти о намерении провести мероприятие, ссылаясь на ФЗ № 54 «О митингах, шествиях и собраниях…», данный инцидент не возник бы.

Марисана Бек: То есть впредь шапсугской общественности нужно повышать правовые знания?

Сахават Азимов: Нельзя оставлять без внимания, что юридически общественная религиозная организация черкесов-шапсугов не зарегистрирована, а, следовательно, она существует неофициально, в обход российского законодательства.

В целом, органы государственной власти должны были повести себя более корректно по отношению к гражданам. Ни в коем случае не должна была применяться грубая сила к верующим. Сотрудники ФССП (Федеральной Службы Судебных Приставов) обязаны были действовать несколько мягче и отнестись к Руслану Гвашеву более человечнее, учитывая состояние его здоровья и чувства, вызванные потерей родственника. Более того, никаких политических целей данный религиозный обряд не преследовал, участники акции не выкрикивали никаких лозунгов, не совершали противоправные действия.

Мусульманский правозащитный центр обеспокоен данными произошедшими событиями в Лазаревском районе Краснодарского края и готов обсуждать данный вопрос с местными органами в регионе. Что касается присужденного штрафа, то данное решение можно будет оспорить в судебном порядке.

Марисана Бек: Спасибо, Сахават.

Историческая справка о шапсугах

Шапсу́ги – адыгский субэтнос, в прошлом одно из крупнейших адыгских племён. Религия – ислам суннитского толка. Говорят на шапсугском диалекте адыгского языка, относящемся к абхазо-адыгской семье языков.

Населяли земли между реками Джубга и Шахе (Малый Шапсуг) и горные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Вулан, Шебш и др. (Большой Шапсуг).

Во второй половине XIX века подавляющее большинство шапсугов вместе с другими адыгами выселены в Турцию, после чего земли шапсугов стали заселяться славянами, армянами и греками, на исторической родине из нескольких сотен тысяч шапсугов остались около 5 тыс. В советский период переписями шапсуги не учитывались, что не отменяет факт: среди малочисленного шапсугского народа три Героя Советского Союза.

По переписи 2010 г. численность шапсугов в РФ составляет 3,9 тысяч. Многие шапсуги продолжают записываться черкесами, живут на территории исторической Шапсугии в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, в республике Адыгея, также в Турции, Сирии, Иордании, Израиле.

По российскому законодательству шапсуги официально являются малым народом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть