Американский сценарий венесуэльского кризиса

31 мая 2017  08:57 Отправить по email
Печать

Массовые антиправительственные демонстрации, противостояние президента и Национальной Ассамблеи, многочисленные беспорядки, часто переходящие в вооруженные столкновения с представителями органов правопорядка, жертвы среди мирных жителей — эти трагические события стали повседневной реальностью политической жизни Венесуэлы последних трех лет. Результатом политического кризиса явилась победа правых на прошедших в декабре 2015 г. парламентских выборах, лидер которых Энрике Каприлес немедленно выступил с требованием расформировать правительство и отправить действующего Президента Николаса Мадуро в отставку.

Как утверждает правая оппозиция, разразившийся кризис был итогом функционирования социально-экономической модели, сложившейся при Президенте Уго Чавесе. Сокращение добычи нефти, главного экспортного продукта, доходы от продажи которой составляют около 95% бюджета Венесуэлы, а также резкий обвал цен на нее сильно ударили по экономике страны, что привело к перебоям с продовольствием, резкому росту цен на дефицитные товары, экономической рецессии и галопирующей инфляции. Но является ли действующий Президент Венесуэлы истинным виновником сложившейся ситуации в стране, которая переросла в острейший экономический и политический кризис, или же проблема намного глубже и в кризисе непосредственно участвует некий внешний игрок, крайне заинтересованный в свержении неугодного ему существующего режима?

В своих многочисленных речах Президент Венесуэлы Николас Мадуро неоднократно обвинял власти США в проведении целенаправленной политики по дестабилизации экономики страны и оказании поддержки либеральным политикам, выступающим за импичмент Президенту. Действия американского истеблишмента по Венесуэле дают основание полагать, что США ведут полномасштабную кампанию дискредитации действующей власти и укрепления авторитета либерально настроенных политиков. Западные и американские СМИ просто пестрят бесконечными статьями о «варварском и коррумпированном режиме», который подавляет свободу слова и систематически нарушает права человека. Экономический кризис, дефицит основных продуктов питания, пустые полки магазинов и охвативший страну голод стали главными темами репортажей таких новостных агентств, как CNN и BBC, что создает крайне негативный фон вокруг действующей власти.

Подобная информационная война наряду с поддержкой оппозиционных партий являются элементами целого спектра давно проверенных инструментов по свержению неугодных американским властям режимов, опробованных в Грузии, Киргизии, Узбекистане и на Украине. Почему Венесуэла попала под столь пристальное внимание Соединенных Штатов и стала потенциальной жертвой классической «цветной революции», осуществление которой в стране является главной целью американских элит?

Венесуэла представляет огромный интерес для Соединенных Штатов как с точки зрения банально экономических интересов, так и по более глубоким геополитическим соображениям. Приход к власти антиамерикански настроенного Уго Чавеса, провозгласившего принятие новой идеологии «чавизма», главными «особенностями» которой являются суверенность во внутренних и внешних делах, построение справедливого и равного общества, национализация промышленности и избавление от колониальной зависимости и транснациональных корпораций, сильно обеспокоило власти США, поскольку речь шла о прямой угрозе их интересам.

Возможность осуществления государственного переворота в Венесуэле американцами стала еще более реальной после прихода к власти новой администрации во главе с президентом Дональдом Трампом. Как известно, крупнейший бизнесмен и миллиардер Трамп уже заявил, что в своей внешней политике собирается руководствоваться исключительно экономическими интересами. Получив в наследство от главного «миротворца» планеты Барака Обамы широкий театр военных действий по всему миру, Трамп вынужден предпринять все возможное, чтобы сократить военные расходы и минимизировать американское участие в военных действиях, проводить так называемый «рациональный курс», базирующийся на принципе вмешательства США в дела только тех государств, где это сулит значительные экономические выгоды и привилегии. В этот контекст Венесуэла вписывается, как никто другой.

Помимо национализации активов западных нефтяных компаний Чавес лишил американцев доступа к богатейшим нефтяным запасам бассейну Гайана-Суринам, простирающийся от восточной Венесуэлы до северного региона Бразилии. Согласно расчётам компании ExxonMobil, неразведанные запасы бассейна оцениваются в 16 миллиардов баррелей нефти и около 45 триллионов кубометров природного газа. Разумеется, американское правительство не может смириться с потерей богатого региона и будет всячески стремиться к восстановлению контроля над бассейном. Еще одним фактором активизации США в этом направлении может служить тот факт, что нынешний госсекретарь Рекс Тиллерсон пришел в администрацию как раз из компании ExxonMobil, наиболее пострадавшей от политики Уго Чавеса. Продолжение проводимого Николасом Мадуро чавистского курса идет вразрез с экономическими интересами США, что побуждает американские элиты активизировать поддержку лидера оппозиционных сил Энрике Каприлеса, готового распахнуть двери перед американским патроном и проводить угодную им и транснациональным корпорациям внутреннюю и внешнюю политику. Здесь, похоже, все просто.

Что касается геополитического аспекта, то политика Уго Чавеса, а затем его преемника Николаса Мадуро, направленная на ослабление влияния США в латиноамериканском регионе и укрепление двусторонних отношений с Россией и Китаем, сильно встревожила американский истеблишмент. Венесуэла с конца 1990-х гг. начала задавать политический тон в Латинской Америке, которая исторически рассматривается американскими властями не иначе как «задний двор» США. Одной из особенностей политики стала реализация курса на формирование альянсов государств, опирающихся на союз с экономическими и геополитическими противниками США, а также на собственные силы по обеспечению коллективной защиты независимости (создание по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро социалистического альянса стран Латинской Америки и Карибского бассейна «Боливарианского альянса для народов нашей Америки» - АЛБА).

Венесуэлу с одной стороны, Россию и Китай с другой связывают тесные экономические отношения, которые в перспективе могут трансформироваться в политический союз государств, что в значительной степени подорвет позиции США в регионе. Пекин является главным инвестором и кредитором венесуэльской экономики. Оба государства заключили договор «нефть в обмен на кредиты и инвестиции», согласно которому за последние 10 лет венесуэльская сторона получила кредитов на общую сумму 65 млрд долларов, которые погашаются поставками нефти. Китай уже инвестировал десятки миллиардов долларов в энергетическую и промышленную инфраструктуру, и потеря этой страны для Пекина означает потерю огромных вложенных средств, при этом он также рискует получить собственную экономическую нестабильность из-за потери надежного поставщика нефтепродуктов. Однако достигнутые соглашения не могут ослабить бушующий экономический и политический кризис в стране. Реструктуризация венесуэльского долга и кредиты смягчили экономическую обстановку в стране, но только на время.

Россия же в случае потери Венесуэлы может лишиться стабильного рынка сбыта своих вооружений и высоких технологий. Согласно оценкам корпорации «Ростех», стоимость контрактов с Венесуэлой оценивается в 12 млрд долл. Не будем забывать и о контрактах на обслуживание военной техники, закупке запчастей, модернизацию вооружений, что в совокупности представляет внушительную сумму. Через Венесуэлу российское вооружение могло бы выйти на рынки соседних стран с выгодой для российских оружейников. В этой связи американская администрация будет делать все возможное, чтобы устранить Николаса Мадуро, свержение которого резко ослабит позиции России и Китая в стране и регионе.

Другой целью США является устранение альтернативных политических интеграционных группировок, подрывающих их влияние в регионе. Свержение Николаса Мадуро может поставить под вопрос существование вышеупомянутой организации АЛБА, члены которой провозгласили суверенитет в своей внешней и внутренней политике, а также обеспечение коллективной безопасности от посягательств извне. Проблема в том, что организация существует исключительно за счет венесуэльской нефти, которая предоставляется странам-членам практически бесплатно или по заниженным ценам. Неспособность Венесуэлы оказывать достаточную материальную поддержку своим союзникам сильно подрывает позиции этой организации, а полное устранение кошелька объединения позволит американцам еще больше подчинить своему контролю бедные государства Карибского бассейна и усилить давление на непокорные Эквадор и Боливию.

Политический кризис в Венесуэле выходит на решающую стадию. Именно от текущих событий зависит будущее этой латиноамериканской страны, ее политический режим и социально-экономическая модель развития, проводимый внешнеполитический курс. Венесуэла, некогда представлявшая угрозу гегемонии и неоколониальной политике США в Латинской Америке, находится в тяжелейшем кризисе, из которого она самостоятельно выбраться не сможет. Американская администрация принимает все усилия, чтобы добить чавистский режим и совершить очередную «цветную революцию», втянув ее таким образом в свою сферу влияния. России и Китаю для сохранения завоеванных позиций в латиноамериканском регионе необходимо бороться против развития знакомого революционного сценария по-американски, опробованного на многих странах. В противном случае, обе державы рискуют быть вытесненными из Латинской Америки и потерять ее навсегда.

Богдан Польшиков - эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть