"Новости из Молдавии можно показывать по телеканалу Animal Planet": Молдавия за неделю

Конституционная реформа: "Молдавские политики, не стесняясь, дурачат опекунов-европейцев". События 7 апреля: "За тот позор должны ответить или те, кто сфальсифицировал выборы, или те, кто наврал, что выборы были сфальсифицированы". Внешняя политика: Станет лиЕвросоюз "общей судьбой" для Румынии и Молдавии? Приднестровское урегулирование: "Урегулирование молдавско-приднестровского конфликта могло бы стать одним из "совместных проектов" России и Украины".
16 апреля 2010  01:54 Отправить по email
Печать

Конституционная реформа: "Молдавские политики, не стесняясь, дурачат опекунов-европейцев". События 7 апреля: "За тот позор должны ответить или те, кто сфальсифицировал выборы, или те, кто наврал, что выборы были сфальсифицированы". Внешняя политика: Станет ли Евросоюз "общей судьбой" для Румынии и Молдавии? Приднестровское урегулирование: "Урегулирование молдавско-приднестровского конфликта могло бы стать одним из "совместных проектов" России и Украины".

Конституционная реформа: "Молдавские политики, не стесняясь, дурачат опекунов-европейцев"

С разницей в несколько дней Конституционный суд принял два проекта изменения 78-й статьи конституции о процедуре избрания президента, пишут "Молдавские ведомости". Один подписали 35 депутатов от Партии коммунистов, другой - 53 парламентария от Альянса за евроинтеграцию. Через шесть месяцев депутаты будут выбирать один из двух проектов процедуры избрания президента. Чтобы изменения в конституцию прошли, их должны поддержать 67 членов парламента.

Коммунисты опередили правящую коалицию на пять дней, продолжают "Молдавские ведомости". Они подали в КС свой проект новой 78-й статьи первого апреля. В День дурака. Так ПКРМ лишний раз подтвердила, что не станет голосовать за предложения политических соперников. А по сути, высмеяла и европейцев с их надеждами, что в Молдавии может что-либо происходить логически, и своих политических визави, слишком уж часто пускающих в ход слово "право". Проект АЕИ поступил в Конституционный суд 6 апреля. Притом эта процедура сопровождалась неприятным эксцессом. Перебежчики от коммунистов вдруг начали шантажировать новых партнеров. Владимир Цуркан заявил, что не станет голосовать за проект АЕИ, если парламент не разрешит зарегистрировать парламентскую группу, состоящую из бывших членов фракции ПКРМ.

Впрочем, по большому счету, будет "пятерка Цуркана" голосовать с АЕИ или не будет, значения не имеет, пишут "Молдавские ведомости". Очевидно, что через полгода ни одна из противоборствующих парламентских сил не наберет необходимого количества голосов, и ни один из предложенных проектов изменения процедуры избрания президента не пройдет. 67 голосов не соберут ни коммунисты, ни Альянс. Через полгода парламент придет к тому же, что уже случалось с ним в прошлом году после провала выборов президента. Им придется идти на досрочные выборы. Спрашивается - стоит ли тянуть волынку до осени?

Молдавские политики, не стесняясь, дурачат опекунов-европейцев и народ своей страны, продолжают "Молдавские ведомости". Они проводят с западными гостями продолжительные беседы, заявляют, что готовы (или почти готовы) сесть за стол переговоров, что прилагают все усилия по преодолению политического кризиса и тут же создают ситуацию еще более критическую. Сначала они затеяли переделку конституции, затем под давлением Венецианской комиссии и руководства Евросоюза согласились ограничиться одной статьей и, вроде, согласились на досрочные выборы. Но теперь из этого также устраивают фарс.

Неизбежность досрочных выборов была ясна как Божий день сразу после выборов 29 июля, пишут "Молдавские ведомости". Но тогда еще одни внеочередные выборы не изменили бы расклада политических сил и избирательных предпочтений. Была очень высока вероятность, что очередное всенародное голосование закончится примерно тем же, что и выборы 5 апреля и 29 июля - голоса избирателей разделятся примерно поровну между ПКРМ и ее политическими соперниками. Сегодня, через восемь месяцев, позиции каждой из парламентских партий изменились. Эксперты и наблюдатели уже составляют прогнозы возможного исхода очередных внеочередных парламентских выборов. И все же эти расчеты преждевременны. Иначе партии не оттягивали бы дальше срок выборов.

Решение коммунистов подать свой проект изменения статьи о процедуре избрания президента - лишнее тому подтверждение, продолжают "Молдавские ведомости". Поначалу, уйдя в оппозицию, ПКРМ избрала тактику жесткой критики действий новых правителей. Однако вскоре поняла, что такая позиция делает ее уязвимой, сторонники и наблюдатели обвинили коммунистов в предательстве интересов избирателей и мягкотелости. Тогда ПКРМ провозгласила курс на модернизацию и заявила, что намерена вновь стать "партией масс". Но пока она не готова идти в народ. Вспомните, как быстро ПКРМ отказалась от инициативы разъяснительной работы среди населения о некомпетентности нового руководства страны. Ей нужно время, чтобы "наладить диалог с гражданским обществом", через которое она намерена "осуществлять диалог с властью" (цитаты из выступления второго человека в ПКРМ Юрия Мунтяна). По сути, речь идет об организации общественных протестных выступлений. Как прокомментировал решение о модернизации лидер ПКРМ Владимир Воронин, партия намерена преодолеть разрыв между высокой электоральной поддержкой и низким общественным интересом к ее действиям. То есть, если раньше коммунисты "делали ставку на власть и интеллектуальный ресурс", то сегодня намерены двигаться от двери к двери, изучать настроения на местах, а затем формировать план предвыборных действий.

Для партий Альянса время работает как в плюс, так и в минус, пишут "Молдавские ведомости". С одной стороны, они формируют собственный административный ресурс, столь важный для участия в выборах, и обрастают управленческим жирком - опытом и достижениями, которые будут предъявлять избирателям. Однако качество и содержание достижений пока оставляет желать лучшего. Чтобы выправить эти показатели и нужно время. С другой стороны, пока существует Альянс, входящие в него партии очень зависят друг от друга, промахи одного из партнеров автоматически снижают избирательный рейтинг остальных. В результате, "все козыри оказываются в рукаве" лишь самого прямолинейного и бескомпромиссного члена Альянса.

Вместе с тем либерально-демократическая коалиция не может отказаться от тактики действия "единым кулаком", продолжают "Молдавские ведомости". Во-первых, потому что выйди хоть одна партия из Альянса, на нее тут же посыплются обвинения в предательстве интересов демократии и свободы, а потом - в случае, если выборы не заладятся, - на отщепенца повесят всю вину за провал. Во-вторых, образ единства нужен для будущих внеочередных выборов. Члены коалиции по-прежнему стараются убедить избирателей, что партии АЕИ друг другу не соперники, что у них "общая цель - шанс для Молдавии" и общий враг - ПКРМ. В-третьих, существование АЕИ симулирует политическую стабильность в стране. А это крайне важно для общения с западными партнерами.

Итак, выборы сейчас не нужны ни одной из партий-конкуренток, пишут "Молдавские ведомости". Будут ли они готовы к ним осенью? Главная проблема абсолютно всех молдавских партий в нежелании честно оценивать свои возможности и общественные ожидания. Поэтому точного ответа на приведенный вопрос быть не может. И все же политики предусмотрительно запаслись еще одним - последним - сроком. Выборы могут состояться или в ноябре, или весной 2011 года, сообщили избирателям.

Не состоялось очередное заседание парламента - нет кворума, пишет ИА "Новости-Молдова". Заседания бойкотируют депутаты фракции коммунистов и группа независимых депутатов. Истоки сегодняшнего политического коллапса берут свое начало 7 апреля 2009 года. Эта дата настолько прочно вбита в современную молдавскую историю, что никто и никогда не сможет вычеркнуть из памяти граждан страны произошедшие тогда трагические события. В интерпретации одной части общества в тот день, год назад, была предпринята попытка государственного переворота. По мнению другой - это были спонтанные выступления молодежи против якобы фальсификации парламентских выборов (до сих пор, кстати, не обнародовано ни одного примера этому).

Демонизация и романтизация. Черное и белое. Борьба зла с добром. Одним словом - полная мифологизация произошедшего в тот день - год назад - в центре Кишинева, продолжает ИА "Новости-Молдова". К сожалению, до сих пор гуляют разные версии об инициаторах тех событий. Кто был организатором волнений, переросших затем в погром зданий парламента и администрации президента, водружение над ними флагов Румынии и Евросоюза, покрыто мраком. Крайними назначили полицейских, сотни из которых были ранены, так как, получив приказ не применять оружия против детей и молодежи, приняли на себя весь удар разбушевавшейся толпы.

Дух фарисейства крепчает в стране день ото дня, пишет ИА "Новости-Молдова". А Молдавия тем временем приближается к очередным досрочным парламентским выборам. Политики цинично разыгрывают карту человеческой трагедии и позора, преследуя сиюминутные интересы - перетянуть на свою сторону как можно большую часть электората. Наверное, поэтому 7 апреля центральная площадь Кишинева и главная магистраль столицы - бульвар Штефана чел Маре - не были переполнены многолюдной толпой, как желали те, кто создавал для этого все условия: дал команду перекрыть движение транспорта, широко рекламировал в местных СМИ череду мероприятий, посвященных этой дате. На площади кучковались привычные ораторы и статисты, у парламента врио президента Михай Гимпу перед своими адептами привычно обвинял во всех грехах коммунистов. В это время другая, большая часть населения, также привычно ругала власть и ее попытки "запудрить" электорату мозги. Граждане спешили по собственным делам, которые ну никак не пересекались с прожектами сильных мира сего.

А они, прожекты эти и дела власть имущих, сегодня сконцентрированы, в основном, только на одном - любой ценой удержаться в теплых креслах, продолжает ИА "Новости-Молдова". Яркий и типичный пример тому - временно исполняющий обязанности президента страны, спикер парламента Михай Гимпу, одновременно являющийся лидером либеральной партии и дядей мэра Кишинева. Посаженный в кресло врио президента и спикера своими тремя коллегами по коалиции (Михаил Гимпу стал и.о. президента в результате отказа Партии коммунистов участвовать в выборах президента страны - прим. ИА REGNUM Новости) как удобная на время для всех них фигура, он, приняв это всерьез, настолько вошел в роль, что кресло это ну никак не хочет покидать. Тем более что и перспективы у него и его партии неважнецкие.

Дошло до того, что Гимпу стал оспаривать рекомендации Венецианской комиссии (Европейской комиссии за демократию через право), которая настоятельно советует не проводить конституционный референдум, а только внести изменения в одну статью конституции Молдавии о выборах президента, пишет ИА "Новости-Молдова". Пришлось тогда еврочиновникам вызвать его в спешном порядке с однодневным визитом в Брюссель. Какой там случился разговор, никто, кроме Гимпу, не знает. В СМИ страны не появилось об этом ничего, хотя по менее важным поводам все передвижения врио президента освещаются весьма подробно подконтрольной ему прессой.

Казалось бы, уже теперь должен был он понять, как надо поступить, чтобы разрешить политический кризис, сковавший страну, продолжает ИА "Новости-Молдова". Ан нет, опять он и другие лидеры либерально-демократической коалиции ищут и предлагают разные инициативы, суть которых ведет к одному - политический кризис затянется надолго. Тут уж и у еврочиновников терпение лопнуло. Как раз в канун 7 апреля содокладчики Комиссии по мониторингу Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Жозетт Дюрье и Эгидиюс Варейкис на пресс-конференции, проведенной по завершении их визита в Кишинев, заявили, что действующий парламент Молдавии должен высказаться относительно ст. 78 конституции, после чего следует провести досрочные выборы. А уже будущий парламент должен избрать президента в соответствии с новыми конституционными нормами. Содокладчики ПАСЕ пообещали, что летом они составят мониторинговый доклад о ситуации в Молдавии. Нынешней осенью этот документ будет представлен в Совет Европы на голосование.

И еще один немаловажный момент - в Брюсселе намекнули, что обещанные Молдавии немалые деньги поступят в страну только после того, как будут выполнены советы евроструктур, пишет ИА "Новости-Молдова". Каковы же перспективы выхода Молдавии из политического кризиса? На сегодняшний день для всех стало ясно - досрочных выборов в парламент не избежать. Их фаворитами, по мнению экспертов, будут политформирования левого толка - Партия коммунистов (ПКРМ) и Демократическая партия. В тройку лидеров попадет и Либерально-демократическая партия. Что касается избрания президента страны, то после недвусмысленных советов еврочиновников вывод можно сделать один - избирать его будет парламент. Новый! Кто будет претендовать на пост главы государства? С огромной долей вероятности можно утверждать, что наряду с привычными лицами появится и новая кандидатура, которая имеет все шансы на победу. Нынешняя политическая осень должна решить очень многое в будущем молдавского государства, подводит итог агентство.

События 7 апреля: "За тот позор должны ответить или те, кто сфальсифицировал выборы, или те, кто наврал, что выборы были сфальсифицированы"

Демонстрации, вспыхнувшие в Киргизии, спустя всего пять лет после "тюльпановой революции", которая завершилась падением авторитарного и глубоко коррумпированного режима во главе с бывшим президентом Аскаром Акаевым, волей случая совпали с празднованием годовщины трагических событий, произошедших в Молдавии 7 апреля 2009 года, пишет интернет-издание Azi.md.

Масштаб протестов в центральноазиатском государстве обусловливает тенденцию сравнивать и даже ставить знак равенства между событиями в Бишкеке и тем, что происходило год назад в Кишиневе. Основные различия между протестами, развернувшимися в двух странах, расположенных в западной и восточной части бывшего СССР, заключаются, однако, в целом ряде особенностей, продолжает Azi.md. Во-первых, протесты в Киргизии начались в северной части страны, в городе Таласе, и затем перекинулись на другие населенные пункты, дойдя в итоге до столицы. В Молдавии все события разворачивались в Кишиневе, в то время как остальная часть страны была оторвана от происходящего в столице, главным образом по причине монополизации общественного телевидения коммунистической властью. В то же время к искаженному освещению общественных волнений в Кишиневе были причастны и другие средства массовой информации, подконтрольные бывшей правящей партии.

Причинами народных возмущений в киргизских городах стала разрушительная политика, проводимая правительством Бакиева, которого обвиняют в создании благоприятных условий для развития коррупции ("кумовства") на высшем уровне, крупном хищении финансовых средств из государственного бюджета, пишет Azi.md. В то же время недовольства возникли в результате снижения уровня социальной безопасности, вызванного увеличением разрыва между различными слоями общества, на фоне обнищания все более широких масс населения (падения покупательской способности, галопирующей инфляции и проч.). Причиной "молдавских протестов" послужили обвинения в подтасовке результатов парламентских выборов, под которыми, однако, скрывалась неприязнь к коммунистическому режиму, квалифицированному как "антидемократический" и "антиевропейский".

Политической оппозиции в Киргизии принадлежала существенная роль в организации и руководстве протестами, продолжает Azi.md. Противники практически диктаторского режима, установленного Бакиевым, одним из авторов "тюльпановой революции" 2005 года, были арестованы. Антикоммунистические силы в Молдавии оказались неспособны контролировать действия протестующих масс (а тем более разрозненных групп), которые управлялись самостоятельно. Абсентеизм молдавских оппозиционных партий в значительной мере помешал их задержанию властями, подконтрольными режиму.

Протестующие в Киргизии после разгрома всех без исключения государственных учреждений, в том числе резиденции президента Бакиева, совершали грабежи, кражи и прочие преступления во всей столице, пишет Azi.md. В Молдавии мишенями протестов стали здания парламента и администрации президента. Здание правительства, а также различные экономические объекты остались нетронутыми. Киргизское руководство воспользовалось самыми жестокими способами, чтобы сдержать растущий напор примерно пяти тысяч протестующих. Так, в результате действий силовых органов около 100 человек были убиты и более 100 ранены. Кишиневские власти не прибегли к применению оружия во избежание "рек крови", и избрали тактику внезапного подавления разрозненных и политически демотивированных протестующих, используя способ рассеивания толпы для уменьшения протестов гражданского общества. Данная стратегия позволила уменьшить кровопролитие, однако, в отличие от ситуации в Киргизии, сопровождалась арестами и массовыми избиениями как мирных, так и агрессивно настроенных протестующих.

События в Киргизии развернулись на фоне краха "тюльпановой революции", ликвидации авторитарного режима, изгнания политического руководства и открытости страны к Западу, продолжает Azi.md. Протестам в Кишиневе предшествовали "украденные" коммунистами выборы, причем данный факт подтверждается и некоторыми международными наблюдателями. В отличие от азиатского государства, которым до событий 7 апреля этого года управляли творцы "цветной революции" (известной также под названием "тюльпановой революции"), у власти в Молдавии в течение восьми лет находилась ПКРМ. В настоящее время часть либерально-демократической коалиции открыто заявляет, что укрепление диалога с западными партнерами (в частности, с Европейским союзом) произошло благодаря "антиправительственным"/"антикоммунистическим" протестам 6-7 апреля 2009 года.

Политические изменения в Киргизии осуществляются по "революционной" траектории, с устранением персонажей, входивших в бывшие государственные структуры, пишет Azi.md. Послереволюционный период в данной стране характеризуется острым недостатком новых кадров, способных легко интегрироваться в политическую среду. Молдавия, благодаря большему влиянию Запада, пошла по "эволюционному" пути, предполагающему демократические процедуры делегирования представителей (при условии проведения новых выборов). По сравнению с обстановкой в Киргизии характер внутриполитических отношений в Молдавии был упорядоченным и объединяющим, с привлечением новых кадров из-за границ политического поля.

Политические события в Бишкеке разворачиваются на фоне общественно-родовых отношений, обусловленных тем, что "беглый" президент Бакиев, представитель кланов с юга страны, ставил в неравное положение северные районы, которые до "тюльпановой революции" были более благополучными, продолжает Azi.md. Общественные волнения в Кишиневе были вызваны, прежде всего, нарушением демократических прав и свобод коммунистической властью, но никак не сведением счетов в межклановых отношениях.

ОБСЕ активно подержала идею политического диалога между властью и оппозицией Киргизии, пишет Azi.md. В случае Молдавии же организация осудила насильственные действия протестующих, выступив за проведение мирных демонстраций в рамках действующего законодательства. Вмешательства России в события в Киргизии не последовало, за исключением высказанного Москвой намерения защитить свою собственность на территории военной базы "Кант" и клеветнических инсинуаций, запущенных некоторыми средствами массовой информации для вовлечения российского фактора во внутренние киргизские игры. В то же время коммунистическая власть Молдавии пользовалась на политическом уровне поддержкой российских властей, в том числе в сохранении и активизации обвинений против Румынии, которая обвинялась в поддержке авторов попытки "государственного переворота" или другими словами либеральных сил, входящих в настоящее время в Альянс за европейскую интеграцию.

Символами протестов в Бишкеке стали государственные флаги, а также голубые повязки, обозначающие развенчание "культа личности Бакиева" и "коррумпированной и неэффективной власти", продолжает Azi.md. Главными атрибутами событий в Кишиневе были флаги Республики Молдова и румынский триколор, а призывы протестующих касались главным образом смены коммунистического режима и отстаивания основных прав и свобод, ограниченных, а иногда и игнорируемых нынешней оппозиционной партией, находившейся в то время у власти (Партией коммунистов Республики Молдова), подводит итог издание.

В исторической памяти любого народа сохраняется не так уж много дат, которые его, народ, тем или иным образом "зацепили", пишет "Панорама". Со временем такие даты все больше мифологизируются, и в конечном итоге уже трудно разобрать, что тогда на самом деле произошло. Такой датой, которая чем дальше, тем больше приобретает черты мифа, для молдавского народа стало 7 апреля 2009 года. Год назад молдаване сильно удивили весь мир, разгромив важнейшие символы государства - здания парламента и администрации президента, уничтожив оригинал Декларации о независимости, закрыв границу, отключив интернет, убивая людей в самом центре столицы. Эти сюжеты о варварстве, творившемся в 21-м веке в "европейском" Кишиневе, возглавили топ-новости даже на CNN, но с таким же успехом их можно было показывать по телеканалу Animal Planet.

Вроде бы, мы знаем очень много о том, что происходило 7 апреля 2009 года, продолжает "Панорама". Но в то же время мы не знаем почти ничего о том, что же на самом деле тогда случилось. Версия бывшей оппозиции такова: спонтанные волнения молодежи против фальсификации выборов, провокации сторонников воронинского режима, репрессии, новые выборы и смена этого режима. Версия бывшей власти: государственный переворот. Истина, очевидно, лежит где-то посередине. Но мы ее вряд ли когда-нибудь узнаем. Где доказательства фальсификации выборов? Не политически окрашенные оценочные суждения, а юридически установленные факты. Их нет. Кто собрал вечером 6 апреля в центре Кишинева толпу численностью до 10 тысяч человек? Ответа нет. Кто громил здания парламента и резиденцию президента? Почему верховный главнокомандующий Воронин и его подчиненные - руководители МВД, СИБ, Службы госохраны - не защитили символы государства? Ответа нет. Кто и зачем поднял флаги Евросоюза и Румынии над этими зданиями? Ответа нет. Почему СИБ уничтожил информацию о тех событиях? Ответа нет. Кто отдал приказ о подавлении акций протеста? Кто виноват в репрессиях и пытках в комиссариатах полиции? Ответа нет.

В те апрельские дни в Молдавии была совершена целая серия тяжких преступлений, пишет "Панорама". Спустя год ни по одному делу по факту этих преступлений не существует ни одного судебного решения. Этого не сделала ни старая коммунистическая власть, ни новая некоммунистическая. И в этом они ничем друг от друга не отличаются. Партия коммунистов проиграла. И она уже никогда не восстановит ту репрессивную воронинскую систему, которая была похоронена под обломками событий 7 апреля. Означает ли это, что новая власть идеальна? Конечно, нет. Она оказалась годной лишь на то, чтобы отстранить Воронина от власти. Не более того. Но и не менее того. Ожидать от новой власти каких-то чудес - наивно.

Вспомним, уже на второй день после 5 апреля 2009 года, когда в Республике Молдова состоялись парламентские выборы, лидеры трех оппозиционных партий - Либерально-демократической партии Молдавии (ЛДПМ), Либеральной партии (ЛП) и Альянса "Наша Молдова" (АНМ), которые эти выборы проиграли, заявили, что они были сфальсифицированы, пишет "Панорама". И не просто заявили, но стали демонстрировать доказательства - показывать списки, называть фамилии, населенные пункты, серии и номера удостоверений личности, по которым шло повторное голосование, и т.д. Прошел год, а мы так и не знаем, были ли эти доказательства реальными или же это были просто некие "бумажки", которыми господа Филат, Гимпу и Урекян издали размахивали перед публикой, подобно тому, как это делал Остап Бендер, изображая "сына лейтенанта Шмидта" перед доверчивым председателем исполкома небольшого провинциального города Арбатова.

Тогда, сразу после 5 апреля, очень многие господам Филату, Гимпу и Урекяну поверили, продолжает "Панорама". Поверил, как говорится, и стар, и, особенно, млад. Свидетельством тому стал массовый выход молодежи на площадь Великого национального собрания вечером 6 апреля. Поверили, потому что неоднократно до этого убеждались в том, что прежняя коммунистическая власть и, прежде всего, ее седовласый лидер горазды на вранье. Господин Воронин столько раз за годы своего президентства обманывал всех, кого только можно и нельзя, что не поверить в то, что, вот, в очередной раз вновь обманул, смухлевал, подтасовал голосование - не поверить в это очень многим было уже невозможно...

Уже в этом году, в аккурат в годовщину тех выборов, наблюдая за и.о. президента Гимпу, премьер-министром Филатом и первым вице-спикером парламента Урекяном в прямом эфире на телеканале Pro TV, увы, пришлось лишний раз убедиться в том, что означенные господа продолжают "размахивать бумажками", пишет "Панорама". Утверждать всерьез, что "прокуратура ответственна в том, что до сих пор не вынесено наказания за мошенничество" (Филат) или что "24 ноября 2009 года нас уведомили о возбуждении уголовных дел, следовательно, прокуратура работает, но слишком медленно" (Гимпу), могут лишь не очень серьезные люди. Даже если они занимают самые серьезные должности в государстве. Кредит доверия - один из самых быстро тающих видов кредита. Так и хотелось спросить у любого из трех высокопоставленных господ: вы сами-то хоть верите в то, про что рассказываете, во все эти сказки про "саботаж со стороны прокуроров"? И разве не вы вместе с вашими фракциями, а кто-то совсем другой, марсиане какие-нибудь, голосовали за назначение генеральным прокурором господина Зубко?

Подменять деятельность прокуратуры вы, конечно, не вправе, с этим спорить трудно, продолжает "Панорама". Но отвечать за результаты работы ведомства господина Зубко придется именно вам. Не Воронину и его ПКРМ, которые за назначение Зубко генпрокурором не голосовали, и не папе римскому, а вам персонально и всем депутатам возглавляемых вами фракций. Если саботирует сам Зубко - гоните его в шею. Если саботируют его подчиненные - вызовите на ковер и заставьте выгнать с треском тех, кто саботирует. Вы же власть, так проявите политическую волю, наконец. Потому что в противном случае, если вы не можете или не хотите ее проявить, если вы ничем иным, кроме самопиара, заниматься не в состоянии, - то зачем вы тогда нужны в этой власти?

Ведь проблема-то на самом деле ставится жестко, пишет "Панорама". Если действительно была фальсификация и удастся это доказать - значит, надо запрещать ПКРМ. Без всяких ссылок на "срок давности", поскольку фальсификация повлекла за собой тяжкие преступления против молдавского государства, да вдобавок с человеческими жертвами. Если же выяснится, что никакой фальсификации не было - что ж, тогда надо будет запретить ЛДПМ, ЛП и АНМ. За манипуляцию общественным сознанием, которая повлекла за собой... (см. предыдущую фразу). Тут уж либо-либо. Сделать вид, что "ничего не произошло", уже не получится. Все эти заклинания про то, что ради "консенсуса", без которого-де и президента не избрать, и статью в конституции не поменять, нужно "остановить политическую войну", сколь циничны, столь же демагогичны. И неважно, кто их озвучивает - высокопоставленные зарубежные эмиссары или отдельные наши эксперты. Потому что за весь тот позор, который мы наблюдали год тому назад, должен кто-то ответить. Или те, кто сфальсифицировал выборы 5 апреля, или те, кто наврал, что эти выборы были сфальсифицированы, подводит итог издание.

Внешняя политика: Станет ли Евросоюз "общей судьбой" для Румынии и Молдавии?

В конце марта в Молдавии пересеклись пути премьер-министра Румынии Эмиля Бока и первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова, пишет "Экономическое обозрение". Случайно или нет, но первоначально планировавшийся на конец января визит национального координатора российского правительства по делам СНГ был отменен из-за подобной же "накладки" - совпадения с приездом в Кишинев румынского президента Траяна Бэсеску. Теперь ничего откладывать не стали. Румынскому премьеру не терпелось вместе со своим молдавским коллегой Владимиром Филатом вручить пропуска на приграничный трафик (подписанное 13 ноября 2009 года соглашение о малом приграничном трафике предполагает, что около 1,2 млн граждан Молдавии, проживающих в 50-километровой приграничной зоне, смогут ездить в Румынию на основе удостоверения, бесплатно выданного в румынском дипломатическом представительстве сроком на 2 года и с возможностью продления до 5 лет - прим. ИА REGNUM Новости) первым счастливчикам. Шувалову же надо завершать переговоры с представителями стран СНГ по предложениям России о реформировании Содружества. После Молдавии он посетил Украину и Белоруссию. Уже в конце мая в Москве планируется заседание Совета глав правительств СНГ, на котором будут обсуждаться подготовленные Кремлем предложения по коренной модернизации постсоветской интеграционной структуры.

Недавно, после возвращения из Москвы с заседания Экономического совета СНГ (его в данный момент возглавляет как раз Игорь Шувалов), вице-премьер, министр экономики Молдавии Валерий Лазэр отмечал, что российские предложения весьма интересны и дают возможность каждой из стран СНГ самим выбирать уровень и скорость вхождения в общие интеграционные процессы, продолжает "Экономическое обозрение". Но с учетом создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, инициатив по обновлению зоны свободной торговли Содружества и реализации совместных энергетических проектов, реформирования управленческих структур, гармонизации миграционной политики и других идей СНГ может стать очень даже привлекательной организацией, констатировал Лазэр. И подчеркнул, что при весьма туманных перспективах вхождения Молдавии в ЕС нам "надо очень крепко подумать" о выборе интеграционных приоритетов.

Хотя выбирать не надо, пишет "Экономическое обозрение". "Мы обсудили интеграционные процессы в СНГ, выдвинутые нами предложения по реформированию Содружества, - отметил Игорь Шувалов на брифинге после его встречи с премьер-министром Молдавии. - Большинство из них поддержано молдавскими коллегами. Мы не видим противоречий между курсом на европейскую интеграцию Молдавии и ее участием в совместных проектах и программах в рамках СНГ. Россия исходит из того, что чем более продвинуты эти интеграционные процессы в обоих направлениях, тем лучше для экономики и безопасности вашей страны, для ее граждан. Поэтому надо эти связи развивать, использовать все возможности для сближения позиций и совместного решения общих проблем".

И Владимир Филат, и Михай Гимпу заверили Игоря Шувалова, что Кишинев поддерживает идеи обновления Содружества в части создания эффективно функционирующей зоны свободной торговли, развития инфраструктуры и энергетики, сохранения безвизового пространства и совершенствования миграционной политики, стимулирования торговли и экономического взаимодействия, продолжает "Экономическое обозрение". Другими словами, руководство Молдавии еще раз подчеркнуло, что на пространстве СНГ нас интересуют только экономические аспекты сотрудничества и сохранение дружественных отношений на межгосударственном и межличностном уровне. И.о. президента Михай Гимпу подтвердил свою готовность участвовать в неформальном саммите СНГ 8 мая, накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, а Владимир Филат подчеркнул свое желание укреплять двусторонние связи с Россией и принять участие в саммите глав правительств в Москве и провести двустороннюю встречу с российским коллегой Владимиром Путиным.

Но стремиться Кишинев все-таки будет, прежде всего, в Европу, пишет "Экономическое обозрение". Это был главный посыл молдавских лидеров во время встреч в этот же день с румынским премьером Эмилем Боком. На торжественной церемонии выдачи первых пропусков на приграничный трафик Владимир Филат отметил огромную значимость этого акта. "Это важный шаг для всех граждан Молдавии на пути обретения права свободного передвижения в сторону Европы", - констатировал премьер-министр Молдавии. В свою очередь, румынский премьер выразил убеждение, что открытием малого приграничного трафика две соседние страны сделали совместный шаг в сторону Евросоюза, отныне представляющего собой "общую судьбу" для Румынии и Молдавии. Заявления для получения пропусков на приграничный трафик подали свыше 2 тыс. молдавских граждан из приграничных населенных пунктов. Около половины пропусков уже готовы к выдаче. Глава кабинета министров Молдавии также напомнил Эмилю Боку о 100 млн евро, обещанных президентом Румынии в ходе январского визита в Кишинев. И попросил, чтобы первый транш из этой суммы дошел до Молдавии уже в этом году, чтобы молдавские граждане как можно скорее ощутили "благотворные результаты нашего сотрудничества", отмечает издание.

Приднестровское урегулирование: "Урегулирование молдавско-приднестровского конфликта могло бы стать одним из "совместных проектов" России и Украины"

Визита действующего председателя ОБСЕ в Тирасполе и Кишиневе ждали с конца прошлого года, пишет "НИКА-пресс". В приднестровской столице по этому поводу прошло даже два совещания у президента Игоря Смирнова. Тщательнейшим образом готовилась повестка дня предстоящей встречи. Да и вопросов, требующих самого пристального внимания, накопилось немало. Сам министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев еще до вступления в должность председателя ОБСЕ назвал урегулирование неразрешенных конфликтов на постсоветском пространстве приоритетной задачей своей страны. Поэтому ознакомиться с историей вопроса времени у него было предостаточно. Да и опыта казахскому дипломату не занимать: он успел поработать послом в Турции, США и Великобритании, не понаслышке знаком с проблемами на территории СНГ.

Желание Казахстана в течение первого своего председательства в ОБСЕ сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования замороженных конфликтов вполне понятно, продолжает "НИКА-пресс". А довольно ровные отношения со всеми их участниками могли бы послужить неким залогом успеха в этом деле. На встрече в Тирасполе Канат Саудабаев заявил, что его страна намерена играть роль честного посредника в налаживании диалога между Молдавией и Приднестровьем. И признал, что груз старых неразрешенных проблем больше всего препятствует нормальному общению двух берегов. Это, прежде всего, трудности, связанные со свободным передвижением людей и экономические вопросы. На них казахский дипломат предлагает сейчас сосредоточить усилия сторон. Результат же деятельности экспертных групп, которые должны заниматься этими вопросами, пока нулевой. От эффективности их работы в ближайшие два месяца будет зависеть целесообразность неформальных консультаций в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), которые действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев предложил провести 25 мая в Астане.

Невозможность возобновления политических переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию сегодня понимают все их участники, пишет "НИКА-пресс". Даже нынешнее кишиневское руководство и те, кто в этой ситуации позволяет себе делать громкие заявления. В первую очередь, это касается нового украинского президента Виктора Януковича. Озвученное им мнение о том, что Приднестровье может рассчитывать только на особый статус в составе единой и неделимой Молдавии, политологи расценивают всего лишь как подтверждение позиции официального Киева в этом вопросе. Не более того. "Всерьез говорить о каких-то статусных документах - сейчас политической смерти подобно", - отметил накануне министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак. Позиции сторон на современном этапе не просто далеки друг от друга, а диаметрально противоположны. И эта пропасть с каждым днем становится все глубже. В Тирасполе озабочены расширяющимся военно-техническим сотрудничеством Молдавии с одной из стран НАТО - Румынией и не исключают, что кому-то захочется "разморозить" 20-летний конфликт, используя практические результаты такого взаимодействия. Оптимизма не добавляют и последние заявления и.о. президента Молдавии Михая Гимпу о том, что путь в ЕС для его государства лежит через членство в НАТО.

Поэтому статус Приднестровья в ходе визита действующего председателя ОБСЕ не обсуждался, продолжает "НИКА-пресс". По мнению главы внешнеполитического ведомства ПМР Владимира Ястребчака, ответ на этот деликатный вопрос мог бы дать договор о европейской безопасности. Определение единых принципов урегулирования замороженных конфликтов - процесс довольно сложный и долгий, однако наиболее оптимальный. Главное в этой ситуации - максимально снизить конфликтный потенциал, который до сих пор сохраняется в отношениях Кишинева и Тирасполя. Возможно, этому будет способствовать наметившееся потепление между Москвой и Киевом. Как считает Владимир Ястребчак, урегулирование молдавско-приднестровского конфликта могло бы стать одним из "совместных проектов" России и Украины. До конца месяца этот вопрос обсудят члены подкомитета по проблемам международного сотрудничества межгосударственной комиссии стран-гарантов. Кроме того, проблема взаимоотношений Кишинева и Тирасполя станет предметом разговора Дмитрия Медведева с Виктором Януковичем во время его визита в Киев, который запланирован на май, подводит итог агентство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть