Турция и Сирия после «арабской весны»: как беженцы изменили демографическую ситуацию на Ближнем Востоке

19 ноября 2016  13:18 Отправить по email
Печать

В результате гражданской войны и военного конфликта, продолжающегося в Сирии с марта 2011 года по сегодняшний день, жертвы войны, в большинстве своем женщины и дети, вынужденные покинуть страну, укрылись в соседних странах, таких как Ливан, Египет, Ирак, Иордания и Турция. Беженцы, количество которых с каждым днем все увеличивается, превратились в региональную проблему. Верховный комиссар ООН Антонио Гутьеррес в своем интервью газете Telegraph заявил: Со времени геноцида в Руанде, произошедшего примерно 20 лет назад, мы никогда еще не сталкивались с таким большим потоком беженцев, растущим в угрожающих масштабах – обозначив тем самым, насколько серьезной является проблема сирийских беженцев. – Однако, несмотря на это историческое значение проблемы сирийских беженцев, и несмотря на то значительное влияние, которое она оказывает на соседние страны, мировое сообщество сделало недостаточно из того, что должно было сделать – сказал он, указав, насколько значимой является проблема беженцев. Согласно докладу ООН от 04 апреля 2016, всего зарегистрировано 4.837.208 беженцев, покинувших Сирию.

Не будет заблуждением сказать, что настоящая численность беженцев намного превышает это количество. Турция, занимающая первое место по количеству принятых беженцев, с самого начала конфликта стала применять политику «открытых дверей», что облегчило проникновение сирийских беженцев в страну. Если взглянуть на последние цифры, количество зарегистрированных беженцев в Турции составило 2.749.140 человек. Эти большие цифры не только в значительной степени поменяли демографию и социальную ткань общества в юго-восточных губерниях, но и местами начали приводить к общественным конфликтам. Из-за проблемы безопасности в лагерях, а также из-за недостатка условий для проживания в них, большая часть беженцев арендовали жилье на свои средства в крупных населенных пунктах, таких как Газиантеп, Анкара, Стамбул, Измир, Анталья, те, кто смогли, открыли свой бизнес, значительная часть их также старается заработать на жизнь, работая на сезонных сельских работах или на других низкооплачиваемых работах без оформления.

Проблема сирийцев в Турции, по своим масштабам и особенностям давно уже перестала быть только человеческой драмой. Это явление достигло таких масштабов, что оно влияет и сегодня, и будет влиять и в последующую эпоху на общественные, экономические, политические, культурные, правоохранительные и внешнеполитические предпочтения Турции. Усиление с каждым днем склонности к оставлению сирийцев на территории Турции порождает необходимость принятия политики их адаптации в будущем. Нужно принятие не только административных и законодательных мер для этого, но также нужно, чтобы и все слои общества, и в первую очередь экономика и бизнес проявили интерес к решению этого вопроса и выработали свои проекты и политику. Другой факт заключается в том, что у нас нет большой свободы выбора в отношении 2,8 миллиона сирийцев, проживающих в нашей стране. Если в этой связи подумать о политических и международных аспектах этой проблемы, становится понятным, какое важное значение имеет, как будут интегрированы сирийцы в социальное, экономическое, культурное, демографическое устройство страны, в устройство ее безопасности. Сирийцы, которые не смогли интегрироваться, не смогли продолжить свое проживание в Турции, стараются переехать нелегальными путями во множество других стран, и на первом этапе – в Европу.

С другой стороны, имеющиеся данные о сирийском кризисе показательны в отношении словно “банкротства” международного сотрудничества и распределения нагрузки. Количество беженцев, которых приняли другие страны, кроме пяти стран региона, хотя и драматически выросло в 2015 году, остается все же на очень низком уровне. До начала 2015 года количество сирийцев в Европе составляло менее 5 % сирийцев, выехавших из страны. По данным УВКБООН (управления верховного комиссара по делам беженцев ООН) общее количество сирийцев, обратившихся по поводу предоставления убежища в ЕС, и в Швейцарию и Норвегию, не входящие в ЕС, с апреля 2011 по август 2015 составило 441.246 человек, из которых 137.947 обратились в 2014 году. Между тем другое важное наблюдение заключается в том, что среди направляющихся в Европу беженцев, хотя превосходящее большинство и составляют сирийцы, но также есть большое количество выходцев из Афганистана, Ирана, Пакистана, Ирака и балканских стран. На октябрь 2016 количество беженцев добравшихся до Европы, превысило 800 тысяч. Европейские страны встретились с чрезвычайно большим потоком беженцев, какого никогда не было в их истории. Но, несмотря на это количество, страны региона и прежде всего Турция, оставлены один на один с проблемой беженцев.

Турция, в свою очередь, проводит ошибочную политику в отношении беженцев внутри страны, и не принимает мер на постоянной основе для решения проблемы. Основная проблема состоит в том, что правительство в большей степени не воспринимает, что сирийцы останутся в стране, и не вырабатывает стратегического плана. Турция в настоящее время проводит политику “лишь бы не возникла проблема”. Говорят: “окажем помощь, дадим еду, одеяла, воду, устроим лагеря”. Но нет никакого понятия о том, как эти люди будут жить совместно с турецким обществом.

Руководство Турции не хочет видеть проблему «сирийцев внутри страны». Все еще живет надежда: «вот уйдет Асад, и мы отправим их домой». Но это иллюзия. Если даже допустим, что сирийский кризис был разрешен в срочном порядке, более половины этих людей не вернутся в свою страну. Не захотят возвращаться. Поэтому Турции срочно нужно выработать политику, предваряющую политику адаптации, определить стратегию.

На сегодняшний день вопрос сирийских беженцев составляет одну из самых острых тем повестки дня Турции. Тезисы о том, что в свете последних договоренностей между Турцией и ЕС в нашу страну приедут новые беженцы, и о превращении “временных” беженцев в Турции в “постоянных”, о том, что количество беженцев достигнет 4 миллионов - ясно показывают необходимость выстраивания целостной политики в отношении беженцев.

Билал Сабриоглу - эксперт по Ближнему Востоку (Турция), специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть