Размышления о нравственном кресте

1 апреля 2017  00:17 Отправить по email
Печать

Преамбула

Вчера, 30 марта, на телепередаче «Поединок» (канал «Россия 1»), у ведущего В.Соловьёва, шёл интересный и весьма принципиальный спор по тематике, касающейся нравственных аспектов бытия современного общества, которые выявил принципиально различные ценностные установки у россиянина и американца. В целом, первый дискутант выделял общинные ценностные приоритеты, второй - субъективные. Однако, чёткое философское понимание всей системы ценностных категорий, как таковой, у частников дискуссии отсутствовало. Это мешало дискутирующим С.Кургиняну (Россия) и Н.Злобину (США) более ясно понимать и, следовательно, конкретно обсуждать предмет. Это не позволяло зрителям понимать всю глубину затронутой очень важной темы дискуссии. Думается, ниже представленные доводы могут быть полезными тем, кто ищет ответ на актуальные вопросы современности, касающиеся развития социальных систем, роли в них нравственных категорий и цивилизации, как таковой.

В основе поведения любого здравомыслящего человека лежит Нравственный крест, полностью детерминирующий его поведение в опоре на оценочные категории, которые составляют этот Крест. В сущности, это даже не крест, а Звезда – Нравственная звезда, лучи которой расходятся в трёхмерном пространстве под различными углами, а, возможно, могут и сливаться, уменьшая тем самым их количество с изначальных, константных восьми, до – четырёх. Тогда эта звезда превращается и в самом деле в плоский крест, но не менее. Если в процессе слияния лучей (векторов) данной звезды, происходит их слияние (совмещение), то тогда человек лишается возможности адекватно осуществлять оценочное суждение происходящего вокруг, вплоть до полного исключении самой возможности проводить оценочные суждения.

Естественно, наиболее тонкое оценочное суждение о происходящем вокруг человека и соотношение его самого с окружающим обществом возможны при полном использовании всех оценочных нравственных категорий по всей длине их действия. Эти нравственные лучи проходят в обязательном порядка через жёсткую, сформированную словно кристалл, призму религиозного сознания данного человека, его веру в незыблемые нравственные каноны данной религии. В Христианстве эти каноны олицетворяет Декалог (10 заповедей и «Люби ближнего»), в Иудаизме – более 600 различных табу. Аналогично в Исламе, буддизме и других религиях. Религия и вера, так или иначе, преломляют лучи нравственных категорий, формируя понятийный ареал нравственных суждений данного человека и, как следствие, его осмысленного нравственного поведения. Тем самым определяется духовная личность человека – констатирует его поведение в социальной среде. Одним из признаков такого нравственного поведения конкретного современного человека в определённой нравственной среде, является национальное самосознание, которое определяют: язык, история его социума и его герои, этнокультура, в основе которой традиции, основанные на религиозном сознании. Всё это составляет основу КУЛЬТУРЫ, как такой, движителем которой, как видится, является вечно ускользающая красота и искусство формирования совершенно нового прекрасного гармоничного образа.

N.B. Духовные личностные качества данного человека не надо путать с собственными биологическими, расовыми, природными характеристики поведения данного человека, как живого организма, которые детерминированы его физическими возможностями, врождёнными инстинктами и приобретёнными рефлексами, и имеют характер неосмысленного – моторного его поведения, в ответ на те или иные раздражители. Такое поведение обусловлено физическими характеристиками человека и скоростью его рефлексий на изменяющуюся среду. Характерным крайне экзальтированным признаком такого поведения человека, является «стайное» поведение людей, когда толпа, в силу природного инстинкта на коллективное поведение людей, - в основе которого боязнь чужих - ксенофобия, - лишает человека личностных признаков.

Та, или иная религия, как изначальный, фундаментальный философский принцип восприятия данным обществом и его конкретными людьми (адептами данной религии) окружающей действительности, беспрекословная вера в истинность данного религиозного учения, формируют личность каждого человека, детерминируют поведение находящихся в данном обществе людей. В свою очередь, таким образом, нравственно детерминированное поведение людей и созидательный труд во имя самосохранения каждого из них и всех членов данного сообщества, формируют своеобразную культуру их бытия и творчества. По сути дела культура данного общества являет нам материальные и реализованные в социальных отношениях религиозные воззрения адептов данной конкретной религии, детерминирующей всё их сообщество. Причём член данного социума может быть и не верующим атеистом, но с измальства воспитываясь в обществе, его сознание буквально пропитывается всеми установочными нравственными категориями, детерминирующими этот социум. Культуры генетически проистекают от той или иной религии неразрывно и несовместимы полностью с другими культурами, основанными на других религиях - кроме, фундаментальных гуманных воззрений на ценность жизни и смерти человека. Это отличает КУЛЬТУРЫ от ЦИВИЛИЗАЦИИ.

В основе ЦИВИЛИЗАЦИИ лежит умное использование знающим человеком в гуманных целях незыблемых, математически обусловленных физических законов природы. Гуманное использование физических законов природы, целью чего является увеличение энергетической мощи данного сообщества и всего человечества, для конструктивной созидательной безопасной деятельности всех его членов, и во благо всего человечества. Мерилом цивилизованности данного конкретного общества является количество единиц энергии, конструктивно гуманно используемой в отношении каждого члена данного сообщества. Отношение суммарного гуманного энергетического потенциала данного сообщества, к гуманному энергетическому потенциалу человечества, являет собой меру цивилизованности данного сообщества на Земле. В основе ЦИВИЛИЗАЦИИ – физическая наука, а в основе физической науки – математика и опыт: метафизика и эмпирика. ЦИВИЛИЗАЦИЯ развивается прогрессивно линейно и импульсно, имеет пространственное измерение (суть физический энергетический фактор), но не имеет имманентного временного измерения.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ зиждиться на универсальных законах, не имеющих относительного, нравственного измерения, а потому абсолютных и безусловных к исполнению. Не исполнение законов природы, в силу незнания этих физических законов или собственной глупости, самонадеянности, - означает немедленную смерть их не исполняющих.

В сущности, цивилизация, как умно организованная система, зиждущаяся на универсальных физических законах, бессмертна. Однако, в действительности, цивилизация, детерминированная в той или иной степени её применения данной культурой - культурами, обусловлена временем существования в данной культуре, развитие которой циклично, а порой и пресекается во времени. Не все культуры способны понять, принять и адаптировать гуманные, соразмерные человеку и его социумам, достижения цивилизации и тем самым продлевать свою спиральную трансформацию во времени (реальное своё существование) как сами собой и в себе, так и, во взаимодействии с другими культурами, посредствам достижения цивилизации. Носителями цивилизации являются культуры, поэтому линейное, ускоряющееся в геометрической прогрессии развитие цивилизации, обусловлено способностью культур к их утилитарному - практическому использованию.

КУЛЬТУРЫ, не принимающие гуманные достижения цивилизации, – вырождаются, дезинтегрируются распадаются во времени, поскольку адепты основополагающей их религии, под напором внешней объективной гуманитарной конструктивной реальности, теряют веру в философские основы своей религии. Культуры, которые способны принять влияние цивилизации, могут видоизменяться, трансформироваться, могут возникать новые культуры, на основе новых, философски обоснованных – и через веру, мировоззренческих и социальных табу.

Соотношение КУЛЬТУР и ЦИВИЛИЗАЦИИ иллюстрирует сочинённая недавно мною «ПРИТЧА О ТЕЛЕГЕ», где цивилизацию олицетворяет телега, а колёса и пассажиры её вместе с возничим – культуру…

ПРИТЧА О ТЕЛЕГЕ

Цивилизация, что та телега -
Прогресс зависит от пробега:
Энергию мотор ей придаёт,
Телега движется вперёд...

Телегой люди управляют,
Вперёд успешно поспешают,
Коль видят чёткий ориентир
И знают, как устроен мир.

Линеен путь такой телеги,
Часов тут нет – одни пробеги.
Телега движется – вперёд
И рад, сидящий в ней народ.

Мотор хороший их везёт,
Летит телега, не ползёт.
Не буйвол, лошадь, иль осёл,
Вот к этой цели их привёл.

А там – другая впереди,
Вези мотор, быстрей вези…
И невдомёк, сидящим в ней,
Так сколько же минуло дней?

Здесь время - циклы задают,
Что измеряют в мире путь:
Колёса крутятся, скрипят
По кочкам скачут и трещат…

Циклично время тех колёс,
И невозможен их всех сброс.
Без них телега встанет, враз,
Никто не скажет кой тут час.

История, как те колёса,
Она всегда - сказал философ.
Вращается кругом – идёт,
Цивилизацию вперёд ведёт.

Ось нравственная в центре их,
Колёса крутятся на них.
Прочна конструкция тогда,
Когда религия верна.

Культура строится на ней,
И общество тогда прочней.
Гуманны человечества дела -
Ум нам природа раздала.

Так правьте умно господа,
Телегой, что спешит туда,
Куда вас знание ведёт,
И Истина тому оплот!

Развитие культур, их подстройка под окружающую реальность, происходит цикличным путём, без разрушения принципиальных религиозных, верификационных нравственных установок данной культуры, детерминированных Нравственным крестом или Нравственной звездой. Происходит это путём подстройка, видоизменения углов взаимодействия лучей принципиальных нравственных категорий (пространственные - энергетические трансформации) этих принципиальных формальных нравственных систем Нравственный крест (мужское начало) – Нравственная звезда (женское начало). Это влёчёт за собой определённые модификации социальных приоритетов в нравственном поведении людей данного сообщества, но, подчёркиваю, не ломает саму данную нравственную систему. Иначе мы будем иметь, или имеем дело, уже совершенно с иной культурой, которая образовалась рядом (выше или ниже) прежней. И такой процесс происходит постоянно, наслаивая вращающиеся плоскости тех или иных культур, словно как коржи в торте «Наполеон». Культуры не могут смешиваться между собой – по определению, но определённые аспекты каждой культуры, как социальной системы, являются частью других культур и – наоборот. Подчеркну, только элементы систем иных культур могут становиться элементами в данной культуре.

Современная трактовка философами понятия цивилизация и цивилизации, в которых культурная детерминанта конкретного социума – других идентичных по этническому признаку социумов, совмещена с понятием цивилизация, методически не позволяет отделить эти два важнейших объективных социальны фактора друг от друга. Они, в сущности, различны, поэтому для точного понимания не идентичных процессов, происходящих в социуме – социумах под воздействием культур и цивилизации, это необходимо осуществить, что в данной статье и делается. КУЛЬТУРЫ, в принципе, разъединяют социумы - цивилизация их объединяет. И это нормально! – потому что объективно.

Кстати, если взглянуть под этим углом на современное человечество, что именно Россия, ставшая первой страной, вышедшей в космос, олицетворяет собой такое состояние культуры, которое позволило адаптировать высшие научно-технические достижения человечества, его высший энергетический потенциал и реализовала полёты людей в космос. Перед этим гений русского ума И.Д.Менделеева в 1867 г. дал человечеству великое открытие – Закон о периодичности, выраженный в Периодической таблице химических элементов его имени, что позволило умным людям сделать колоссальный научно-технический прорыв во всех областях физических знаний.

Обосновав различие межу КУЛЬТУРАМИ и ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, встаёт естественный вопрос – как, посредствам чего, происходит корреляция культур с цивилизацией, какие систематизированные закономерности и физические механизмы позволят это объективное взаимодействие сделать гуманным, постоянно прогрессивным по своей сути и не замедляющимся?

Ответ, как видится, необходимо искать в исследовании свойств систем как таковых, которые поддаются прекрасному наблюдению над «поведением» числовых математических систем, скажем организующихся на основе периодичной десятичной дроби, или системы спирального ряда натуральных целых Качественных чисел. Разработка, исследования, анализ и обобщённые выводы по которым, даны в моём философскоом труде «Триалектика – новая философская система». (http://www.proza.ru/2010/01/09/1404 Сокращённая версия здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/750-ot-razrushitelnoy-dialektiki-k-sistemnosti.html )

Бесспорно, прежде всего, необходимо понять и принять, как безусловный фундамент человеческого бытия его умное поведение, мотивированное нравственными категориями, позволяющими перманентно адаптировать бытие человеческих социумов под постоянно изменяющуюся среду физического, биологического, социального и личностного - духовного обитания. Это должен быть системный единый учёт всех этих факторов, во всей полноте их потенциального и непосредственного действия и воздействия. Только таким систематизированным методом познания сущности бытия человечества можно гуманно решить не только актуальные проблемы взаимоотношений мировых культур в условия нашей общедоступной цивилизации, но и понять саму глубокую вселенскую суть жизни на Земле, в Космосе и Логосе.

Валерий Иванов, Вильнюс, Литовская Республика

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть