Проблемы Кыргызстана в ЕАЭС: Игнорирование угроз, собственная инертность и нерасторопность

18 ноября 2016  00:09 Отправить по email
Печать

Сразу должны сказать, что нынешние проблемы и неувязки в отношениях Кыргызстана с новыми-старыми союзниками после официального вхождения страны в состав Евразийского экономического Союза были ожидаемы. Еще. За годы неконтролируемой изнутри самостийности, сверхлиберализации всего и вся вплоть до присутствия в правительственных структурах, местных органах власти и парламенте представителей криминального мира, о чем все эти годы непрестанно трубят СМИ, гражданское общество и честные госслужащие, довели экономику страну в неуправляемое состояние. Кыргызстан по сути живет на подачках международных финансовых институтов и обвального импорта.

О чем свидетельствует катастрофический рост внешнего долга КР. По сведениям СМИ, взятым на основе данных Минфина, государственный внешний долг Кыргызстана на конец июля 2016 года составил 3 млрд. 762,61 млн. долларов США. В национальной валюте это 255 млрд. сомов, что в два раза больше доходов республиканского бюджета КР. Согласно информации специализированного финансового портала «Акчабар» со ссылкой на отдел информационного обеспечения аппарата правительства КР, по состоянию на 31 марта 2016 года размер внешнего долга Кыргызстана составил 60,3% к ВВП прошлого года. Главным нашим кредитором является Эксимбанк Китая, которому на настоящий момент мы задолжали почти 1,5 миллиарда долларов США. По мнению видного экономиста с практическим опытом управления государственными финансами, дважды экс-министра финансов Акылбека Жапарова, «Кыргызстан будет вынужден как в 2003-2004 годах, обратиться к Парижскому клубу или программе ХИПИК. Рост же долга перед Китаем опасен тем, что могут возникнуть политические проблемы. Поэтому Кыргызстан должен направлять заимствованные средства не на развитие инфраструктуры, а на строительство заводов и фабрик, реализацию проектов, от которых будет более быстрая отдача, которые быстрее принесут доходы».

Золотые слова! А теперь, положа руку на сердце, честно ответим на вопрос: какой процент, сколько извне заимствованных денег направлено на развитие промышленности, сколько новых заводов и фабрик построено и сдано в эксплуатацию за годы суверенитета на эту гигантскую сумму кредитов мировых и региональных финансовых институтов, халявных грантов? То-то, оно, что мизер. Львиная доля займов благополучно пущены не на те дела, растрачены не по назначению из-за плохого контроля за их дальнейшим продвижением, разгильдяйства и коррупции ответственных лиц в правительстве.

Так дальше продолжаться не могло и это кожей почувствовали нынешние госмужи Кыргызстана. По той катастрофической причине, что по законам мировых финансов, превышение внешнего госдолга 50 процентов в отношении к ВВП будет угрожать национальной безопасности и автоматически ставит страну во внешнее управление. Симптомы чего мы уже ощущаем сегодня, сколь бы не храбрилось родное правительство.

Именно по этой причине новоапрелевская власть Кыргызстана взялась за искоренение чиновничьей коррупции, главной причины проедания и исчезновения иностранных кредитов. У нас сегодня мы наблюдаем что-то отдаленно похожее на сингапурские реформы Ли Кван Ю со скидкой на местный менталитет. Надо признать, что, Алмазбеку Атамбаеву, при всем уважении к его радикальным и беспрецедентным за все годы независимости антикоррупционным мерам, пока не хватает воли наказать ближайшее окружение, а также бывших и нынешних госмужей, в немалой степени виновных лично и способствовавших незаконной приватизации и рейдерскому захвату успешно функционировавших государственных и частных предприятий, в доведении их до искусственного банкротства.

Конечно, искоренение чиновничьей коррупции, требует титанических усилий, самоотверженности и жертвенности, ибо она все больше становится транснациональной вплоть до подключения внешних игроков. И одному человеку, даже главе государства со всеми имеющимися под рукой властными ресурсами, в этом деле трудно и рискованно без подобающей команды и союзников. Здесь бы ему на помощь пришли наднациональные и межгосударственные структуры наподобие бывших союзных. Предпосылки для чего имеются и формируются в рамках СНГ, Евразийского экономического Союза, ОДКБ. Но в этом же видят свою смерть коррупционеры всех рангов и мастей. Против такой антикоррупционной интеграции те поборолись как могли, пуская в дело все имеющиеся ресурсы, не брезгуя даже подыгрыванием внешним антиинтеграционным силам.

«Кыргызстан - против Таможенного союза!», «Нет - российскому диктату!», «Свободный Кыргызстан» - вот неполный перечень специально созданных и действующих антиинтеграционных движений, групп и лозунгов, пыл которых отнюдь не спал даже после официального вхождения КР в ЕАЭС. А в последние месяцы по поводу вступления Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз усиливается как пессимистичные нотки, так и язвительная критика.

Почему? Во-первых, ни для кого не секрет, что, по сути идет возрождение на современных условиях братского единства бывших союзных республик, пожелавших вместе выстоять против глобальных вызовов и угроз. Сии угрозы отнюдь не эфемерны, а в последнее время обретают зловещие реальные очертания. Не секрет и то, что противники такого объединения бросают в бой все возможные ресурсы: идеологические, информационные, экономические и силовые. К сожалению, последнее тоже совсем не плод больного воображения. Усиливающиеся под маской религиозного фанатизма радикальные выходки, террористические акты в разных точках Содружества, сопровождаемые нападениями на государственные учреждения и руководителей госструктур, а также концентрация и периодические вылазки террористических бандформирований у южных границ СНГ и есть прелюдия, звенья одной цепи, сотканной западными спецслужбами по заказу противников возрождения нашего Союза.

Против такого вызова вскормленных Западом международных подрывных организаций Кыргызстану одному, конечно, не выстоять. Любое игнорирование, упрощение, нивелирование сей реальной угрозы смерти подобно. Так, с игнорирования и бездействия в отношении стоящих у порога угроз и опасностей начались «арабская» и другие «весны», которые сегодня превратились в реальный горячие точки планеты. Почему, без преувеличения можно сказать, что всемерно крепить новый Союз реальным участием, выполнением взятых на себя обязательств в первую очередь отвечает интересам безопасного существования Кыргызстана.

Экономические диверсии под ЕЭС, можно сказать, в немалой степени провоцируются внутренними противоречиями. Это, к примеру, и несовершенство единых правил, их непрозрачность в перемещении товаров по территории стран-членов, периодические нестыковки, конфликтные ситуации на пограничных и таможенных пунктах, стремление наших стран как-то сохранить и обезопасить внутренний рынок от «вторжения извне». Хотя согласно утвержденным и подписанным сторонами договорам, соглашениям и протоколам к ним, рынок должен был стать общим, без старших и младших, негласных привилегий одной стороне.

О чем предельно откровенно сказал исполняющий обязанности премьер-министра КР Сооронбай Жээнбеков на недавнем Минском саммите Евразийского межправительственного совета: ««Евразийский экономический союз не может полноценно функционировать и расширяться, пока сохраняются внутренние барьеры. До того момента, как Евразийский экономический союз предоставит преференциальный режим торговли третьим странам, необходимо устранить все барьеры внутри Союза для обеспечения полного свободного перемещения товаров стран ЕАЭС». Но следующая же фраза кыргызского и.о. премьера настораживает и наглядно свидетельствует о пресловутом человеческом факторе, главном физическом барьере в деле претворения идей реальной, настоящей интеграции – национальном интересе: «Кыргызстан, подписав Договор о присоединении к ЕАЭС, а также вырабатывая свою позицию по разным вопросам, руководствуется принципом защиты национальных интересов и усилением евразийской интеграции».

Как видим, налицо смещения понятий и терминологии. Поскольку, когда говорим о реальной и ненасильственной интеграции, то на первом месте должны стоять интеграционные интересы и цели, а не национальный приоритет. Образно говоря, поведение наших стран внутри СНГ-ЕЭС напоминает пацанов, идущих навстречу друг к другу с дулей в кармане. В этом смысле заявление Жээнбекова в какой-то мере можно считать официальной позицией Кыргызстана по интеграционным вопросам, хотя известно, что последнее слово всегда за президентом Атамбаевым. В то же время ясно и то, что исполняющий обязанность главы правительства был уполномочен заявить вышесказанное, то есть, вытащить ту самую дульку.

С другой стороны, процесс практического объединения непростительно затягивается также из-за долгого согласования некоторых процедурных вопросов, разработки и подписания необходимых документов. Главным из которых является заключение нового Таможенного кодекса. Как сообщается, на сегодня насчитывается 10 несогласованных пунктов Кодекса, по четырем из которых буквально на днях в Минске удалось найти разрешение, один оставили в резерве на всякий случай, а согласование пяти оставшихся вопросов перенесли на следующую ноябрьскую встречу.

Думается, именно поэтому вызванные в большей мере временным фактором и фактором внутристрановой неготовости к интеграции, потерей за годы самостийности чувства внутренней и союзнической дисциплины дали повод исполнительному директору Ассоциации иностранных инвесторов Искендеру Шаршееву заявить о том, что «на сегодняшний день не чувствуется разницы в экономике Кыргызской Республики в период перекрытия границ странами ЕАЭС до вступления, и в период фактического вступления в ЕАЭС».

Дальше уже называются подлинные причины разочарований кыргызстанской экономики. «На сегодняшний день Кыргызская Республика оказалась просто не готова к вступлению в режим жесткой конкуренции с государствами, имеющими высокий уровень вмешательства в экономику. Одним из условий вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС было снятие фитосанитарного контроля для экспортной продукции из КР в страны ЕАЭС. В Кыргызской Республике пока нет ни одной полностью укомплектованной лаборатории, через которую можно получить декларации соответствия техрегламентам ЕАЭС».

В этом обвиняется … «Казахстан, который планировал выделить КР 100 млн. долларов США на устройство лабораторий для сертификации пищевой продукции». Но, а кто же должен был договариваться, требовать эти лаборатории, если не правительство?

Как далее отмечает Шаршеев, «партнеры по ЕАЭС отмечают низкую активность представителей Кыргызской Республики в разработке законов ЕАЭС, нормативно-правовых актов и в проведении анализа регулятивного воздействия законопроектов ЕАЭС». А по словам представителя Кыргызстана в рабочей группе Евразийской экономической комиссии Улука Кыдырбаева, «кыргызское бизнес-сообщество чрезвычайно пассивно участвует в защите своих прав при формировании законодательства ЕАЭС».

Искендер Шаршеев из вышеизложенного делает неутешительные выводы о том, что «по результатам экономической деятельности Кыргызской Республики в рамках Евразийского Экономического Союза за период в 10 месяцев, с августа 2015 г. по май 2016 года страна была не готова экономически, технически, финансово, к вступлению в Таможенный Союз или Евразийский Экономический Союз. Вступление было продиктовано более политической аргументацией, нежели экономическими расчетами».

Ему вторит политолог, эксперт по ЦА Григорий Михайлов: «Также можно отметить недостаточную готовность местных чиновников и производителей к работе в условиях ЕАЭС». В то же время он призывает не паниковать, а решать временные проблемы конкретными делами: снижать себестоимость производства местной продукции за счет оптимизации расходов, постепенное увеличение в объеме экспорта доли переработанной продукции. Кроме того, необходимо скооперироваться, особенно это касается сельхозпроизводителей, повышать качество производимых продуктов, по возможности снизить до минимума поборы со стороны контролирующих госорганов».

На другую, вполне устраняемую собственными усилиями проблему обращает внимание президент Ассоциации рынков Кыргызстана Сергей Пономарев.

- Я уверен, что вступление Кыргызстана в Экономический союз было правильным решением, другое дело, что сегодня из-за дыр в нашем законодательстве мы не можем полноценно воспользоваться теми преимуществами, которые дает нам членство в ЕАЭС. К таким законодательным нормам я отношу НсП (налог с продаж), который ставит наших предпринимателей в неравные условия с коллегами из стран Евразийского союза».

Картину внутренних проблем, из-за которых страна не может быстро адаптироваться в новый интеграционный Союз бывших братских республик, наиболее предметно и наглядно обрисовывают слова руководителя построенного еще в 1935 году и пока единственного на юге Кыргызстана Ошского регионального Центра ветеринарной диагностики и экспертизы Ислама Абдымомунова, мнение которого опубликовала местная газета.

- После недавнего посещения специальной комиссии ЕАЭС усилился процесс обновления и реконструкции нашей лаборатории. Из России поступает новейшее оборудование на сумму 37 миллионов рублей, произведенное в Японии, для обслуживания которого три наших сотрудника проходят обучение за границей. Меня беспокоить то, что в новых условиях для регулярного и качественного функционирования лаборатория требуется электроэнергия мощностью не менее 220 вольт. В ином случае новейшее оборудование выйдет из строя. Посему рядом надо построить отдельную подстанцию и трансформатор.

По мнению местных экономистов и аналитиков, реконструкция и переоборудование Ошского Центра по последнему слову современной техники с помощью России в соответствии с требованиями стандартов ЕАЭС - очень кстати. А экономический обозреватель Эркин Абдыразаков по этому поводу радости не скрывает:

- Открытие в Оше обновленной ветлаборатории как логистического центра с помощью иностранцев является огромным выигрышем для нашей страны. Специалистов у нас достаточно, надо их только переучивать. Результатом станет то, что ошскую продукцию можем вывозить и реализовать с собственным, кыргызстанским сертификатом.

Садырбек Чериков, Бишкек.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть