18+
Принимать ли главу МИД Британии в Москве?
Патриоты — Лукашенко: Авторы ИА REGNUМ не заслуживают уголовного наказания
Сирийское государство спасли, что дальше?
Москва сняла вопрос о Нагорном Карабахе с повестки дня Турции и России
За копеечку: Брюсселю понравился отход официального Минска от Москвы

Зачем Назарбаев меняет конституцию?

Дмитрий Журавлев
26 января 2017  09:40 Отправить по email
В закладки Напечатать

25 января президент Казахстана выступил с очень важным заявлением. Он объявил о конституционной реформе – о перераспределения полномочий в пользу парламента и правительства.

Сегодня Казахстан – это президентская республика. Президент назначает правительство и руководителей регионов. Они подотчетны и подчинены президенту. Указы президента имеют силу закона. Таким образом, вся исполнительная власть находится в руках президента. Он обладает ещё значительными законодательными полномочиями.

Реформа предполагает принципиальные изменения политической системы. Правительство перестает быть частью президентской вертикали. Теперь назначается парламентом и ответственно перед парламентом. Формировать правительство будет парламентское большинство. Практически правительство будет действовать в логике парламентской республики.

Более того сферы деятельности правительства и президента четко разделяется: президент отвечает за стратегические вопросы, оборону и внешнюю политику, а кабмин за экономику и социальную сферу. Таким образом власть в Казахстане будет иметь две равные по силе ветви: президентскую и парламентское-правительственную, со своими ресурсами и сферами деятельности.

Зачем это делает Назарбаев? Зачем урезает собственную власть?

Казалось бы, парадоксальное решение. Но Назарбаев все объяснил в своем заявлении. Перед реформой ставятся две задачи.

Первая задача – повышение эффективности управления. Концентрация власти и ресурсов в одной точке эффективно, если существует дефицит ресурсов (тогда концентрация ресурсов позволяет направлять их на самые важные задачи) и система управления достаточно проста, чтобы из одной точки можно было успевать адекватно отвечать на все вызовы. По мере усложнение системы происходит снижение эффективности системы, так как принимать все решения в одной точке просто не успевают. Необходима децентрализация власти. Эту задачу и решает реформа. Теперь значительно больше вопросов можно будет решить без вмешательства президента.

Вторая задача гораздо важнее. Это увеличение устойчивости политической системы. Устойчивость любой системы зависит от баланса. Особенно это важно для элиты. Эгоизм элиты нельзя ограничить внешними механизмами. А к чему приводит неограниченный эгоизм элиты легко можно узнать, посмотрев на Украину. Эгоизм элиты может ограничить только внутриэлитный баланс, когда каждая из элитных групп во имя собственных интересов ограничивает действия других групп.[1]

В постсоветских странах, где главным институтом является государство, внутриэлитный баланс выражается через баланс ветвей власти. Укрепление скорее даже возникновения такого баланса обеспечивает Назарбаев своей реформой. Так что реформа сделает казахское государство более эффективным и жизнеспособным.

Но вопрос все-таки остается: зачем проводить реформу сейчас пока Назарбаев президент? С одной стороны, пока он у власти недостатки единоначалия практически не проявляются. С другой, авторитет Назарбаева так велик, что он останется ключевой фигурой политической системы, в независимости от того какими формальными полномочиями обладает.

Полностью ответить на этот вопрос может только сам Назарбаев. Но у нас есть гипотеза. Назарбаев проводит реформу не для себя и не под себя, а под тех и для тех, кто придет после него. Вряд ли кто-то из политиков сможет справится с такой концентрацией полномочий какая есть у Назарбаева. И в этом масштаб личности Назарбаева – он думает не о власти, а о стране. Не о сегодняшнем дне, а о будущем.

[1]  Например, государство ограничивает свободу стяжательства бизнеса, а бизнес не позволяет государству слишком нарушать права граждан. Такая система сложилась в США после великой депрессии.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров