18+
Евгений Федоров: политик, радеющий за страну, или оборотень в стенах Госдумы?
В Высшей Школе Экономики «им.Абвера» давно назрели реформы по лекалам НКВД
Санкции США означают конец компрадорского капитализма в России
Китайский вопрос в мировых геополитических раскладах
Какие ответные российские санкции могут эффективно ударить по США?

Основные этапы становления Евразийского Союза

С января 2017 года начнется третий год функционирования самого крупного экономического интеграционного образования на постсоветском пространстве – ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз). По прошествии двух лет существования союза, страны – члены стремились взаимодействовать на основе подписанного в мае 2014 года Договора о создании Союза и на этом пути встречалось много трудностей. Чтобы сделать вывод о работе Союза следует понимать, какие этапы интеграции предшествовали данному объединению.
Алина Дружкова
6 декабря 2016  09:19 Отправить по email
Напечатать

На сегодняшний день в мире насчитывается множество организаций, широко распространяющих свою деятельность. У всех разный характер объединения, но стоит отметить, что экономические цели интеграции предопределяют дальнейшее существование той или иной организации. Процессы глобализации являются одной из причин интенсификации интеграционных процессов, начиная с конца XX века, а также тенденцией появления новых объединений. Известен факт, что политические объединения в современном мире уступают интеграции, носящей экономический характер, ведь, согласно теории реализма, национальные интересы – превыше всего, и намного тяжелее найти общие, именно политические, решения.

Одной из таких организаций, которой характерен экономический характер объединения, является Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), ее предысторией является период с 1994 года. Поэтапно, на протяжении более 10 лет некоторые из стран СНГ (1991 г - договор о создании Содружества Независимых Государств): Россия, Казахстан и Беларусь, работали над созданием интеграционного объединения, которое, благодаря своей специфике, смогло бы увеличить взаимную торговлю между ними, повысить конкурентоспособность на мировой арене, и привлечь новые государства-члены.

Вначале было создано Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), оно существовало с 2001- 2014 гг., и являлось первой международной организацией среди бывших республик СССР, носящий экономический характер. На данном этапе было поставлено множество целей, одни из важнейших: сформировать в будущем Таможенный Союз и Единое Экономическое пространство. Постоянными членами были: Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Таджикистан.

Узбекистан приостановил свое членство в 2008, пробыв участником Сообщества всего два года. Ташкент искал альтернативу своего международного взаимодействия, так как после Анджианских событий, в мае 2005 года (митинг узбекских граждан из-за задержанных, по их мнению, 23 невиновных предпринимателей, который перерос в демонстрацию против правительства), США и другие страны Запада осудили действия узбекского правительства и ввели санкции в отношении данной страны. В январе 2006 года был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭс, президент, И.Каримов, стал сближаться с российским руководством, что, так или иначе, вызывало негласное недовольство со стороны Запада. Спустя 2 года, санкции стали смягчаться, а вскоре были сняты полностью (2009 г.), что, скорее всего, поспособствовало выходу Узбекистана из ЕврАзЭС в 2008 году.

Это событие не помешало Сообществу развиваться дальше: в 2010 году начал действовать Таможенный Союз, куда входили только три члена ЕврАзЭС: Россия, Казахстан и Белоруссия.[1]  Несмотря на то, что Киргизия и Таджикистан были постоянными членами ЕврАзЭс, в Союз они не входили. Им следовало серьезно работать над улучшением таможенного законодательства. Но если Киргизия вступила в дальнейшем в ЕАЭС, то почему Таджикистан, который почти 10 лет на момент создания ТС являлся постоянным членом ЕврАзЭс, остается в стороне? Еще в 2012 году Таджикистан и Кыргызстан приступали к подготовке документов для вступления в Таможенный Союз. В определенном смысле в Душанбе ждали первых шагов от Бишкека, так как именно последний отделяет Таджикистан от границ ТС. В кыргызском правительстве, в свою очередь, готовили план Дорожной карты участия в интеграционном объединении. Выделяются как препятствия, так и положительные моменты вступления в ТС для Душанбе. Среди последних:

-Общественная поддержка (72% таджикистанцев выступают за вступление в ТС);

-Представители крупного и среднего бизнеса выступают за интеграцию. По их мнению, вступление Душанбе в ТС сможет оживить торговлю с Россией и другими участниками ТС;

-Создание общего рынка труда в рамках Союза позволит мигрантам с Таджикистана легально работать на территориях стран-участниц. Это будет благоприятно для самой республики, учитывая тот факт, что миллионы таджикистанцев, выезжающих работать на территорию Российской Федерации, переводят деньги своим семьям. Так, сумма денежных переводов только в 2011 году в два раза превосходила государственный бюджет страны;

-Эксперт Экономического совета при президенте РФ, А. Павлов считает, что преимуществом будет также сотрудничество в сфере энергетики: цены на электроэнергию могут снизиться;[2]

-Таджикистан может быть конкурентоспособен в аграрном секторе за счет экспорта фруктов и овощей в страны ТС.

Препятствием к вступлению в союз, являются причины, с которыми сталкивается правительство любой страны в вопросах об участии в интеграционных объединениях. Это, в первую очередь, определенные изменения в законодательстве, на что уходит много времени, готовность страны чем-то жертвовать ради общего блага союза и так далее. Некоторым странам тяжело переступить эту черту, пережить серьезные структурные изменения, внести существенные изменения в свою конституцию и смириться с тем, что постепенно страна будет вовлекаться в интеграционное объединение, и некоторые события будут самой стране уже неподконтрольны.

Пока в Таджикистане шли дебаты по поводу дальнейшего их участия либо неучастия в ТС, в 2012 году параллельно с существованием союза, страны - участницы ЕврАзЭС, Россия, Казахстан и Белоруссия, стали инициаторами создания Единого экономического пространства (ЕЭП), включая функционирование Общего рынка (ОР). В этом же году начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Параллельно с процессами развития евразийской интеграции в рамках сообщества, на пространстве СНГ в 2012 году начала функционировать Зона свободной торговли (ЗСТ), в которую на сегодняшний день входят: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Возникает вопрос: как могут тогда взаимодействовать страны, входящие в ЕАЭС с остальными странами ЗСТ (помимо Украины и РФ, которые с января 2016 взаимно объявили о прекращении действия ЗСТ в отношении друг друга). Дело в том, что в Договоре о создании ЗСТ, ст.18 п.1 прописано следующее: «Настоящий Договор не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО».[3] Но стоит отметить, что договор составлялся при уже существующем Таможенном Союзе, а также, что членами ВТО на момент подписания Договора (18 октября 2011 г) не являлись: Таджикистан, Казахстан и Россия.

Согласно ежегодному докладу Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ по итогам реализации в 2014-2015 года положений Договора о ЗСТ:[4]

- Реализация положений Договора привела к активному росту взаимной торговли его участников. Снижение товарооборота в 2014–2015 годах вследствие падения цен на мировых рынках и замедление экономического роста также носили менее резкий характер, чем в аналогичных условиях в 2009–2010 годах;

- Ведутся предусмотренные Договором и Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года переговоры о проектах Соглашения о свободной торговле услугами;

- Установленные Договором сроки отмены изъятий из режима свободной торговли по импортным пошлинам соблюдаются. Число изъятий сократилось до двух позиций. Стороны выполняют взятые обязательства в части экспортных пошлин;

- Количество мер по защите рынка, применяемых Сторонами во взаимной торговле в 2015 году, составляет 15. Таким образом, продолжается позитивная тенденция, связанная с уменьшением случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.

- Реализуются условия применения технических, санитарных и фитосанитарных мер во взаимной торговле, определенные Договором.

Тем не менее, есть и исключения из режима свободной торговли: в Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника. Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан - 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия - 8 позиций, в том числе  калийные удобрения и необработанную древесину. Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ.[5] Поэтому вопрос об эффективности работы данной Зоны свободной торговли остается спорным.

С 2013 года комиссия ЕврАзЭс совместно с уполномоченными органами России, Казахстана и Беларуси работала над подготовкой Договора о ЕАЭС. С этого периода времени велись переговоры с представителями стран Армении и Киргизии: был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Кыргызстаном, а также было принято заявление «Об участии Республики Армения в Евразийском интеграционном процессе».

29 мая 2014 года президентами В.В. Путиным, Н.А. Назарбаевым и А.Г. Лукашенко был подписан Договор о создании ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. Позже, 2 января, к нему присоединилась Армения, затем, 12 августа – Кыргызстан (29 мая 2015 года ЕАЭС подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам.) 

Чтобы союзу успешно функционировать, следует опираться на определенную нормативную базу. Это будет содействовать гармонизации экономик и сближению законодательств стран - членов ЕАЭС.

Договорно-правовую базу евразийской экономической интеграции на сегодняшний день составляют следующие документы:[6]

-Таможенный Кодекс Таможенного Союза (2010 г.), согласно которому три страны ТС должны передавать Комиссии ТС полномочия по осуществлению внешнеторгового урегулирования.

-17 базовых международных соглашений, формирующих Единое Экономическое Пространство (2013 г.)

-Закон «О конкуренции» (2013 г.), который определяет единые подходы к основным положениям Закона о конкуренции в странах ТС;

-Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики (2013 г.) для обеспечения ЕЭК и стран Союза официальной информацией;

-Соглашение о порядке перемещения наркотических средств (2013 г.) и их прекурсов по таможенной территории ТС;

-Договор о ЕАЭС (2015 г.);

-Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (2015 г.);

-Соглашение о судоходстве (2015 г.);

-Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран ЕАЭС (2016 г.);

-Международный договор о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами (2016 г.) и т.д.

Помимо правовой базы, в ЕАЭС действует принцип «Четыре свободы»:

1) Единый рынок товаров, который начал действовать уже с образованием Единого Экономического Пространства. Он подразумевает свободу движения товаров: снятие таможенного контроля на внутренних границах между тремя странами;

2) Единый рынок услуг, то есть свобода движения услуг;

3) Общий рынок труда – свобода перемещения трудовых ресурсов. Это предполагает: прямое признание документов об образовании (что немало важно для переселенцев с целью остаться на ПМЖ в какой-либо члене ЕАЭС),  урегулирование вопросов срока временного пребывания граждан, предоставление  полного объема социальных гарантий, получение бесплатной скорой медицинской помощи, право детей на получение образования.

4) Общий финансовый рынок – свобода движения капитала.

Конечно, наиболее эффективной и качественной интеграция является в процессе объединения более схожих стран в экономическом плане: примерно одинаковый уровень экономического развития, показатели ВВП, темпы роста ВВП, уровни инфляции, безработицы и т.д. Объединение стран, вышеперечисленные показатели которых существенно разнятся, не позволяют осуществлять совместные проекты на равных основаниях.

По уровню экономического развития, все члены ЕАЭС (как и почти все страны СНГ) относят к типу стран с переходной экономикой или формирующимся рынком.

По официальным данным Международного валютного фонда через показатели ВВП можно увидеть, насколько разнородна экономика стран ЕАЭС (млрд. долл.)[7]:

 

Год

 

Россия

 

 

Казахстан

 

Беларусь

 

Армения

 

Киргизия

 

2013

 

 

3734

 

 

396

 

167

 

23

 

18

 

2014

 

 

3824

 

 

420

 

173

 

24

 

19

 

2015

 

 

3718

 

 

429

 

167

 

25

 

20

Причем у РФ и Беларуси показатели к 2015 году немного снизились, это также взаимосвязано с объемом торговли внутри Таможенного Союза. За период 2010 – 2014 года был заметен резкий скачок в 2011 году, после чего торговля уменьшилась. Это связано с тем, что функционирование ТС создало дополнительные возможности для расширения взаимной торговли товарами, объем взаимной торговли товарами трех стран в 2014 году по сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 57,4 млрд. долл. США.[8]

Темпы роста ВВП на душу населения в %:[9]

 

Год

 

Россия

 

Казахстан

 

Беларусь

 

Армения

 

Киргизия

 

2013

 

 

1,1

 

 

4,3

 

1,1

 

2,8

 

8,7

 

2014

 

 

-1,1

 

 

2,6

 

 

1,5

 

3,0

 

 

2,0

 

 

2015

 

 

-3,9

 

-0,3

 

-4,2

 

2,6

 

1,4

Показатели инфляций потребительских цен в %:[10]

 

Год

 

Россия

 

Казахстан

 

Беларусь

 

Армения

 

Киргизия

 

2013

 

 

6,8

 

5,8

 

18,3

 

 

5,8

 

6,6

 

2014

 

 

7,8

 

 

6,7

 

18,1

 

 

3,0

 

 

7,5

 

2015

 

 

15,5

 

 

..

 

 

13,5

 

3,7

 

 

6,5

 

Показатели по уровню безработицы в странах % от общей численности рабочей силы:[11]

 

Год

 

Россия

 

 

Казахстан

 

Беларусь

 

Армения

 

Киргизия

 

2013

 

 

5.5

 

5.2

 

6.0

 

16.2

 

8.3

 

2014

 

5.1

 

4.1

 

5.9

 

17.1

 

 

8.1

 

Если говорить о динамике взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2011-2014 гг., то рассмотрим следующие статистические данные:[12]

 

Год

 

Стоимость млн. долл. США

 

Темп роста, в % к предыдущему году

 

2011

 

63 101

 

133.9

 

2012

 

61 856

 

107.5

 

2013

 

64 520

 

95.1

 

2014

 

57 448

 

89.0

Следует отметить, что наибольшие вклад в формирование объема торговли ЕАЭС вносит товарооборот между Россией и Беларусью, доля выросла с 2010 до 2014 года, с 59,8% до 65,5% (своего максимума достиг в 2012 г.). Доля оборота торговли России с Казахстаном составляет всего 1/3 объема взаимной торговли в ТС. С каждым годом этот показатель все более снижается. Соответственно, минимальную долю в товарообороте составляет взаимная торговля между Казахстаном и Беларусью: всего 1,5%. Таким образом, негативная динамика во взаимной торговле после скачка в 2011 году выразилась в определенном спаде взаимного товарооборота стран.

Интересна также динамика доли взаимной торговли в общем объеме внешней торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2010-2014 гг.:[13]

 

 

Россия

 

Казахстан

 

Беларусь

 

2010

2014

2010

2014

2010

2014

Торговля вне ТС и ЕЭП

 

92,6

 

92,8

 

79,3

 

83,5

 

51,7

 

49,7

Торговля со странами ТС и ЕЭП

 

7,4

 

7,2

 

20,7

 

16,5

 

48,3

 

50,3

 

В наибольшей степени на единый рынок ориентирована Республика Беларусь, тогда как в Казахстане и России соотношение взаимной торговли не только не велико, но и имеет тенденцию к снижению. Эти данные, по мнению Евразийской комиссии, указывают на большой нереализованный потенциал роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС для обеих стран.

Как видно из приведенных данных, у стран не только разнятся важнейшие экономические показатели, но и темпы развития. Это все напрямую влияет на качественное развитие Евразийского Союза.                

Таким образом, на сегодняшний день ЕАЭС представляет собой союз, история создания которого насчитывает 20-летнюю историю. В него входят 5 членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения, и с Республикой Вьетнам заключено соглашение о ЗСТ. На данный момент ведутся переговоры о создании ЗСТ между ЕАЭС и странами: Египет, Таиланд, Иран, Монголия. Если будет расти благосостояние стран-участниц, то будет существенно нарастать мощь данного объединения и его привлекательность для зарубежных партнеров. Это невозможно без параллельной гармонизации и постепенного выравнивания законодательной базы стран, а также взаимной помощи и кооперации стран в рамках интенсификации интеграционных процессов.


[1] История развития евразийской интеграции  [Электронный ресурс] : Евразийская Экономическая Комиссия . – URL : http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2015-inf.aspx

 (дата обращения : 19.10.2016).

[2] Таможенный Союз: плюсы и минусы для Таджикистана [Электронный ресурс] : Deutsche Welle . – URL : www.dw.com/ru/таможенный-союз-плюсы-и-минусы-для-таджикистана/a-16272187 (дата обращения : 19.10.2016). 

[3] Договор о Зоне Свободной Торговли  [Электронный ресурс] : Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. – URL :  http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (дата обращения : 19.10.2016). 

[4] Развитие и деятельность СНГ [Электронный ресурс] :Информационно-аналитический Департамент . – URL : http://www.e-cis.info/foto/pages/25389.pdf (дата обращения : 19.10.2016). 

[5] Зона Свободной Торговли СНГ. Досье [Электронный ресурс] : Информационное агентство России ТАСС. – URL : http://tass.ru/info/2534020 (дата обращения : 19.10.2016).  

[6] Договорно-правовая база ЕАЭС [Электронный ресурс] : Евразийская Экономическая Комиссия. – URL :http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/PublishingImages/jul_2016/22-03-2016-inf.jpg (дата обращения : 19.10.2016). 

[7] GDP ranking [Электронный ресурс] :The World Bank . – URL : http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-ranking-table  (дата обращения : 20.10.2016). 

[8] Причины изменения динамики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза  [Электронный ресурс] : официальный сайт ЕАЭС . – URL :  21e42957-7689-4ab3-ab53-ded9cd24500d_доклад-динамика торговли ТС-ЕЭП.pdf (дата обращения : 20.10.2016).

[9] World Development Indicators: GDP per capita growth [Электронный ресурс] : The World Bank. – URL :http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=NY.GDP.PCAP.KD.ZG&country= (дата обращения : 20.10.2016). 

[10] World Development Indicators: Inflation consumer prices [Электронный ресурс] : The World Bank. – URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=FP.CPI.TOTL.ZG&country=  (дата обращения : 19.10.2016). 

[11]  World Development Indicators : Unemployment indicators  [Электронный ресурс] : The World Bank.– URL : http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=SL.UEM.TOTL.ZS&country= (дата обращения : 20.10.2016). 

[12] См. п.8

[13] См. п.8

Источник: ИА REX
Рубрики: Политика

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Ответ Плахотнюку: войска РФ в Приднестровье отрабатывают огневую подготовку

В Оперативной группе российских войск в Приднестровье прошли занятия по огневой подготовке

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Новости net.finam.ru
Подписывайтесь на ИА REX


По Вашему мнению, вырастет ли цена бензина более 50 рублей за литр до конца 2018 года?
58.8% Да.
Видео партнёров