США и МАГАТЭ не спешат адвокатировать Казахстан: Казахстан за неделю

17 января 2010  16:24 Отправить по email
Печать

Верхняя палата казахстанского парламента озаботилась внешнеполитическим имиджем страны. Внимательность народных избранников тем показательнее, что восстановить справедливость сенаторы жаждут, предлагая МИДу страны подать иск против агентства Associated press, которое имела «наглость» опубликовать статью, целиком и полностью основанную на данных из анонимных источников. Впрочем, если бы не было этого скандального материала, суть которого в том, что Казахстан договорился с Ираном о продаже урановой руды, его стоило бы выдумать. В этом — суть нынешнего казахстанского парламентаризма: грозить карой небесной иностранному изданию, зная наперед: никакими исками внешнеполитическое ведомство страны разбрасываться не станет.

«Не принял ли кто-то и проверку зарплат за „наезд“ и не инициировал ли в связи с этим „утечку“ информации о махинациях Казахстана с ураном и Ираном?»

Но примечательно, что высказываний сенаторов и оправданий чиновников казахстанская пресса как будто и не заметила. Только оппозиционная «Республика», материалы которой — скорее сводки с фронтов против действующей власти, отмечает стенания народных избранников с легким налетом ехидцы. Да и стране, в общем-то, уже привычны странные инициативы венца законодательной ветви власти.

"Растиражированную в момент по всему миру информацию казахстанский МИД опроверг сразу. А спустя больше двух недель после выхода скандальной статьи очнулись от новогодних каникул и наши парламентарии. Они решили взять быка за рога и потребовали от МИДа непременно подать в суд на американское информагентство. Благо на заседании комитета Сената парламента по международным делам, обороне и безопасности оказались вице-министры Минэнерго и МИДа. Первым высказать негодование в адрес бездействия казахстанского правительства решился сенатор Омирбек Байгельди.

— Откуда, зачем и как появилась такая информация, — нравоучительно заметил сенатор. — Значит, кто-то какую-то цель преследует... Значит, кто-то стрелку переводит на нас, перед мировым сообществом хочет показать Казахстан ненадежным государством, опасным государством. Отмыться надо и надо найти, кто, для какой цели этого добивается, для какой цели распространяет такой ложный слух. Это друзья или враги наши?

В ответ депутат услышал невнятные объяснения вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Асета Магауова о том, что Минэнерго вместе с МИДом проводит анализ информации и выясняет, откуда она могла появиться.

Более ясный ответ дал уже заместитель министра иностранных дел Кайрат Омаров. Однако, по словам вице-министра, дальше запросов и просьб о разъяснении ситуации дело не зашло:

— В МАГАТЭ мы запросили по этому докладу, который как бы стал основой для статьи. По заверениям МАГАТЭ, такого доклада не существует. Мы обратились в своем официальном заявлении МАГАТЭ, чтобы оно сделало соответствующую оценку публично. Однако МАГАТЭ сказало, что они не могут давать, так сказать, публичное выступление по каждому случаю каких-то непроверенных информаций в СМИ.

Суда по дальнейшему рассказу г-на Омарова, казахстанских дипломатов тактично послали подальше и американские власти. Наши просили американцев выступить с заявлением о том, что Казахстан в плане экспорта ядерного топлива является надежным государством, но публично такого заявления американская сторона, конечно же, не сделала. Правда, на словах американцы заверили наших, что нисколько не сомневаются в том, что Казахстан выполняет взятые на себя обязательства. Такие объяснения депутатов явно не устроили.

— Этой статьей Казахстану нанесен не только моральный, но, я думаю, и политический и экономический ущерб, — заявил бывший министр внутренних дел Казахстана, а ныне сенатор Бауыржан Мухамеджанов. — Казахстан должен защищать свои интересы. Поэтому, я думаю, юридические службы Казахстана должны здесь перевести это в русло судебного разбирательства. Вот юридические службы Казахстана предприняли какие-то действия в исковом порядке к газете или нет?

Но, судя по настроениям в МИДе, ни о каком судебном иске к американскому информагентству официальная Астана и думать не думает.

— На сегодняшний день иска как такового не инициировали, — пояснил вице-министр иностранных дел Кайрат Омаров и объяснил, почему Казахстан не хочет судиться с западными журналистами:

— Я не думаю, что может, будем говорить, в лучшем свете могут нас показать. Почему — потому что вы сами знаете, что не всегда бывает, что, поднимая вопрос в одном ключе, мы не можем получить себе много проблем в других сферах.

Впрочем, в каких именно других сферах, связавшись с западными СМИ, Казахстан может получить много проблем, вице-министр не сообщил.

— Вы знаете, — признался он, — со средствами массовой информации работать всегда сложно, потому что они никогда не выдают, особенно Запад, не выдают источники информации. У них есть право не говорить о том, где они взяли«.

Аналитическо-информационное бюро «Пик» взглянуло на урановую проблематику с другой стороны: по мнению издания, урановый скандал вполне мог стать результатом разборок чиновников. В конце декабря информационное агентство КазТАГ опубликовало материал о результатах проверки деятельности национального нефтегазового холдинга «КазМунайГаз». Ее в свое время инициировал президент Назарбаев, возмутившийся раздутым аппаратом национальной компании — аналитики бюро приводят материал полностью, отмечая после: «КазТАГ намекает на то, что это поручение было отдано не просто так, а вследствие тайных интриг, которые то и дело приписывают „казахстанскому двору“? Но и здесь, если не рассматривать ситуацию через призму подобных геббельсовских штампов, которыми обильно уснащены стремительно катящиеся к таблоидности оппозиционные СМИ и иные информационные структуры, ловящие жареную утку в мутной водице, ничего сверхъестественного не произошло: кризис, невзирая на победные реляции правительства, продолжается, затянутые пояса распускать не время, а самый срок подбить государственную кассу по части заработной платы госслужащим. И если в министерствах основной контингент чиновничества и впрямь пашет за сущие копейки (но компенсируемые нехилым соцпакетом!), то национальные компании на сей счет пора шерстить и шерстить основательно. Начали, что нехарактерно, с нефтяников, а не с каких-нибудь сельскохозяйственников или, еще лучше, с „Казахтелекома“, рекордсмена в области заработных плат топ-менеджменту по итогам 2006 года».

«Занимательно, — продолжает издание, — что этот очередной урановый скандал вспыхнул через пять дней после того, как „Казахстанская правда“ опубликовала сообщение о проверках в „Казмунайгазе“. То есть, впору задаться вопросом — не принял ли кто-то и впрямь проверку зарплат за „наезд“ и не инициировал ли в связи с этим ответную реакцию, организовав „утечку“ информации о махинациях Казахстана с ураном и Ираном? Учитывая очень тесный мир казахстанской элиты и возникающую вследствие этого скрытую взаимосвязь между, казалось бы, полярными сферами бизнеса или, скажем, политики, исключать наличие причинно-следственных связей в этих двух громких событиях ушедшего года, эхо которых раздается и в начале года нынешнего, было бы чересчур скоропалительно».

«Встречу между госсекретарем Канатом Саудабаевым и Рахатом Алиевым могли подготовить австрийские власти»

Казахстан и ОБСЕ — это теперь, после того, как республика официально заступила на пост председателя организации, основная тема, главным образом для оппозиционных СМИ, которые, похоже, весь год будут подмечать любые промахи власти, начиная их с формулирования огромной гражданской ответственности Казахстана, ставшего на год руководителем такой солидной организации. Еще один интересный тренд: провластные издания — как печатные, так и электронные, — всячески подчеркивают необычайную важность председательства. Их противники по другую сторону баррикад — взяли курс на информационную дискредитацию ОБСЕ.

«Дискуссия о демократии в Казахстане из серии «Есть ли жизнь на Марсе?» — пишет «Республика». — С одной стороны, суровый климат не дает ей шанса развиться в той форме, как на Земле, но бактерии жить могут. Таким образом, жизнь на Марсе есть, и его можно включить в семью планет пригодных для жизни. Подобным образом строятся размышления и при сравнении жесткой казахстанской модели общественно-властных отношений и благоприятного правового климата Большой Европы. «Права человека» в том виде, как о них думают на Западе, в местном социуме не приживаются, но поскольку юридически зафиксированы на всех уровнях законодательства, значит Казахстан можно включить в семью правовых демократий.

Подвоха тут никакого нет. Политика взаимоотношений бывших советских республик с Западом с некоторого времени выстраивается именно таким циничным образом. Это не придумка политтехнологов Астаны или Кремля в надежде затуманить головы в Брюсселе или Вашингтоне. Игра идет «по-честному», в нее играют обе стороны с очевидным взаимным желанием осуществить симбиоз интересов.

Логика западного сообщества примерно такова. Пускай наши «восточные друзья» — это недемократичные режимы наследуемой личной власти, но ведь, в конце концов, это свойство их национального менталитета. Да, там произвол властей на всех уровнях, и в меру сил, мы поддержим общественные организации, выступающие в защиту гражданских прав, но они должны и сами учиться отстаивать свои свободы, тем более что совсем уж масштабных репрессий пока не наблюдается. Наконец главный довод, который вежливые европейцы говорят нечасто, — невозможно причислить Казахстан и страны ЦА к семье европейских государств, потенциальных членов ЕС. А значит нет необходимости активно участвовать в судьбе этих народов, в отличие, например, от украинцев и молдаван...Двери, правда, не закрыли. В тот же год ПАСЕ предложила Астане заключить соглашение о сотрудничестве. Но, видимо, понаблюдав за интенсивным боданием российских делегаций в ПАСЕ и связанных с этим скандалов, в Астане решили не испытывать судьбу сомнительными проектами, контролируемыми гражданским обществом, и сделать ставку на более «серьезную» организацию с геополитической повесткой — ОБСЕ.

Результат был получен к 2010 году. Вопросы о соблюдении прав и свобод граждан, качестве выборов и сроках президентского правления были сняты рабочим порядком.

Разочарование, вплоть до обиды, у сторонников демократического пути развития Казахстана понятно — кто же тогда защитит принципы права в нашей стране, как не международный источник свобод, будь то ОБСЕ или иной другой институт?

Но такое представление — не более чем романтизм с широко закрытыми глазами. Об этом практически прямым текстом говорил в конце ноября Алессандро Лиамине, региональный советник Европейской комиссии по политическим вопросам в странах Центральной Азии. В своем выступлении в АйтPARK`е, цитаты из которого опубликовала казахстанская газета «Республика», он сказал: «Избрание Казахстана председателем в ОБСЕ было принято не на основе критериев демократизма режима власти, просто Казахстан оказался наиболее удобным субъектом из бывших советских республик на такую должность».

Удобным и с точки зрения ресурсного сотрудничества, и с позиций взаимоотношений ОБСЕ с Россией, и в плане евразийской геополитики. Кроме того, вся эта затея очень коротка по времени. Как раз для проведения одного крупного саммита. Поэтому даже при активном желании Москвы и Астаны «отформатировать» ОБСЕ на свой лад им просто не удастся. Таким образом, Брюссель дарит Астане абсолютно дистиллированный утренник геополитического тщеславия«.

«...Избрав продвижение в ОБСЕ, казахстанские власти выбрали для себя оптимальный вариант наименьшего сопротивления, — продолжает издание. — Обсуждать политическую целесообразность ОБСЕ куда безобиднее, чем говорить о моральной и правовой справедливости, ответственности судей и правоохранителей. Повестка Казахстана в ОБСЕ чисто геополитическая. И эта повестка совсем не близка текущей человеческой жизни и даже мало отражает реальные политические расклады. Как, например, Афганистан — тема, недоступная урегулированию в сегодняшних исторических реалиях, но в равной мере ощущаемый источник напряженности для всех центров геополитики.

Казахстанская повестка — это набор банальностей для стандартного и незатянутого выступления в высшей геополитической лиге. Она ни к чему не обязывает. Казахстану просто выписывают некий аванс на будущую эволюцию к более сложным видам демократии и гражданской активности.

Конечно, цинизм в том, что сами евродипломаты закрывают глаза на текущую ситуацию. Но за без малого двадцать лет европейские миссионеры поняли, что у принципов евродемократии свои границы и пределы внешнего распространения. Существуют осязаемые ментальные барьеры и национальный опыт правосознания, диктующий, что Казахстан не Европа и никогда ей не станет, а казахстанец у себя на родине не превратится в европейца.

Потребуется несколько поколений, чтобы с помощью волевых усилий власти и при содействии международных программ изменить менталитет в сторону ориентации на более демократическую государственную систему. Поэтому сегодня лучше хоть такое председательство в ОБСЕ, чем никакое. Можно будет хотя бы купить марку и значок с эмблемой Казахстана в ОБСЕ. Общество филателистов ведь тоже элемент гражданского общества, не так ли?»

Впрочем, не все СМИ так однозначно резко реагируют на пост председателя, предпочитая аналитике — либо откровенно нелицеприятные события внутри страны, либо — мнения иностранных дипломатов, либо — по старинке, призывая демократов всех стран объединиться.

«Мир воочию увидит самые кричащие политические проблемы Казахстана, — пишет «Время». — Это недемократические законы, нечестные выборы, годами не регистрируемые партии, гонения на инакомыслие, непомерные иски редакциям популярных независимых газет и отсутствие политической оппозиции на национальных телеканалах. Как известно, у ОБСЕ три корзины измерений — безопасности, экономики и гуманитарная. И шила в корзине, пардон, в мешке не утаишь. По безопасности. ОБСЕ узнает о последнем казахстанском ноу-хау в этой сфере. О превентивно-жестком Законе «О национальной безопасности», фактически запрещающем свободу слова относительно личной жизни властей предержащих (представьте, как судили бы итальянского журналиста, который рассказал о некорректных экономических связях официального миллиардера — премьера Берлускони). О практике расправы с теми, кто посмел покритиковать спецслужбы и иже с ними. О реальной бесконтрольности силовых структур и перипетиях межведомственных войн с ярко выраженным криминальным оттенком.

Вторая корзина тоже содержит в себе немало сюрпризов для заморских гостей из ОБСЕ. Если доселе прибывавшие на сутки-двое в стеклянную Астану и фешенебельный Алматы гости видели лишь парадный фасад нашей экономики, то теперь у них будет больше времени углубиться в тему и узнать об истинном содержании нашей экономики. Точнее, ее уродливом, не соответствующем общепринятым стандартам той же ОБСЕ характере — чрезмерной монополизации в одних и тех же аффилированных с верховной властью руках, бесконтрольности вывоза сырьевых ресурсов офшорными компаниями сомнительного происхождения (вспомните недавнюю инициативу ЕС по легализации подозрительных финансовых зон на своей территории). О рейдерстве, масштабы которого вызвали озабоченность самого президента, ставшего инициатором новых антирейдерских законовведений. Узнают они также об однобокой сырьевой ориентированности нашей экономики и ее коррупционной составляющей. Много чего узнают. Вообще с учетом нашего председательствования 2010 год будет для ОБСЕ годом откровений и «удивительных» открытий в Казахстане«.

Косвенно подтверждая мнение автора газеты «Время», сайт радио «Азаттык» публикует обзор прессы, в котором собирает самые негативные отзывы о Казахстане в ОБСЕ. «Сайт популярного на всем Ближнем Востоке телеканала Al Jazeera сообщает, что Казахстан принял бразды председателя ОБСЕ в условиях широкого распространения беспокойства по поводу ситуации с правами своих граждан. Казахстан добился поста лидера ОБСЕ, в состав которой входят 56 государств, обещая провести у себя демократические реформы, напоминает сайт. В 2009 году Казахстан занял 142-е место среди 175 стран в рейтинге международной организации «Репортеры без границ» по свободе прессы. Правозащитная организация «Хьюман райтс вотч» обратилась к государствам — членам ОБСЕ с просьбой оказать более действенное давление на Казахстан, чтобы добиться большей защиты свободы прессы и улучшить ситуацию с правами человека в республике. Французское издание Le Journal du Dimanche пишет, что многочисленные неправительственные организации выражают беспокойство в связи с председательством Казахстана в ОБСЕ. Они указывают, что страной авторитарно правит Нурсултан Назарбаев, и обвиняют его в давлении на своих противников и независимые СМИ. Ирландская Irish Times пишет, что девятая по величине территории страна в мире стала председателем ОБСЕ благодаря помощи США и других главных держав Европы. Критики назвали действия последних циничными, поскольку увидели в этом уступку стране — экспортеру нефти и газа взамен на большую независимость для Запада от поставок энергоресурсов из России.

Казахстан обязался либерализовать свои законы по СМИ, политическим партиям и выборам до наступления срока его председательства в ОБСЕ, но большинство аналитиков утверждают, что произошли только косметические изменения и что ситуация в последние месяцы ухудшилась. Общественная роль ОБСЕ заключается в наблюдении за проведением выборов, особенно в государствах бывшего восточного блока, то есть в России и странах, которые были сателлитами СССР, напоминает газета Financial Times. Среди причин, которые заставили правительства Запада приглушить свою критику в связи с нарушениями прав человека в Центральной Азии, издание называет близость расположения и возможные последствия влияния России и Китая. Ухудшающаяся война в Афганистане, которая сделала сотрудничество центральноазиатских стран важным для организации поставок для соединений НАТО, также внесла свою лепту в создание такой ситуации, считает автор статьи. Французская газета Le Monde пишет, что после двух безрезультатных попыток Казахстан сумел убедить партнеров в том, что он достоин занять пост председателя ОБСЕ, обещая провести серию реформ. Астана должна была упростить регистрацию политических партий, облегчить свое законодательство по СМИ и реформировать свою избирательную систему, следуя рекомендациям Бюро по демократическим институтам и правам человека.

Позиция Астаны приветствуется Москвой, которая имеет с ОБСЕ сложные отношения, комментирует газета. Премьер-министр России Владимир Путин часто выступал с нападками в адрес организации, выражая сожаление по поводу ее вмешательства во внутренние дела России. По мнению автора статьи, Москва пожелала бы, чтобы Казахстан воспользовался своим положением для ограничения роли ОБСЕ в мониторинге выборов и программах по продвижению демократии".

О заседании постоянного совета ОБСЕ, но в весьма неожиданном ключе пишет сайт Better.kz. Издание берет за основу информацию австрийской Der Standart о том, что государственный секретарь Канат Саудабаев тайно встретился с беглым зятем президента Назарбаева Рахатом Алиевым в Вене. «Между тем, в самом факте встречи между официальным лицом и разыскиваемым за совершенные преступления против Родины Рахатом Алиевым нет ничего удивительного. Ещё в прошлом году после презентации книги «Крёстный тесть» Рахат Алиев заявил о том, что он пишет новую книгу, которая станет разоблачением многих неблаговидных деяний верхушки политического истеблишмента нашей страны. В своих многочисленных интервью и интернет-блогах некогда всесильный сотрудник КНБ и бывший посол РК в Австрии прямо указывал, что следующая его книга будет посвящена многим деталям правления Нурсултана Назарбаева. Г-н Алиев также отмечал, что в новой книге будет подробно описано убийство Алтынбека Сарсенбаева и раскрыты имена тех, кто причастен к этому. Возможно, есть представители элиты, которые постараются повлиять на президента в данном направлении, т.к. лишняя информация по этому инциденту для них как минимум малоприятна. Очевидно, всего этого достаточно для того, чтобы заставить пойти на переговоры Ак Орду. Косвенным подтверждением, что такого рода переговоры идут, может служить то, что с некоторых пор Рахат Алиев перестал появляться в СМИ и говорить о своей книге. Очевидно, такое молчание объяснялось новым этапом отношений между экс-зятем и тестем. Безусловно, если Канат Саудабаев встречался с Рахатом Алиевым, сделал он это с высочайшей санкции.

Что выигрывает Рахат Алиев от сделки, если она состоится? В первую очередь, гарантии личной безопасности. Его перестают преследовать. Состоится судебный процесс, в ходе которого вследствие новых вскрывшихся обстоятельств пересмотрят приговор в отношении г-на Алиева. Кроме того, Рахат Алиев сможет беспрепятственно въезжать и выезжать из Казахстана. Отзовут из Интерпола запрос о его преследовании. И наконец, венский сиделец получит возможность видеться со своими родителями и детьми. А именно этого, по словам Рахата Алиева, ему больше всего не хватает.

Что выигрывает власть? Нурсултан Назарбаев может на деле подтвердить собственные слова, произнесённые во время прямой линии о том, что он всех своих врагов прощает. Прощение Рахата Алиева сыграет свою роль и в возвращении Акежана Кажегельдина, Мухтара Аблязова. Подобное предположение кажется абсурдным, фантастическим. Но, если прощать, то не только Рахата Алиева. В конце концов, Рахат Мухтарович причинил куда больший урон личному авторитету президента Казахстана, чем Акежан Кажегельдин и Мухтар Аблязов. К тому же крайне нелогично будет прощение только Рахата Алиева. А в случае прощения всех опальных политиков Нурсултан Назарбаев получает возможность записать свои имя в анналах истории не только как первого президента суверенного Казахстана, но и как мудрого правителя, государственника. Разумеется, главе государства ничего никому доказывать уже не надо, в любом случае е го имя вычеканено на скрижалях истории, но такой жест с учётом приближающегося 70-летия может оказаться отнюдь не лишним...

Словом, от соглашения между Рахатом Алиевым и властями Казахстана выигрывают обе стороны. И, несмотря на то, что сейчас официальные лица опровергают факт этой встречи, можно ожидать подвижек в данном направлении. Вероятно, через время появятся новые подробности тайной встречи. Можно даже предположить, что не только с Саудабаевым встречался Рахат Алиев, но это уже из области конспирологии. Однако Der Standard отмечает, что знакомые Алиева указывают на то, что встречу между Саудабаевым и Алиевым могли подготовить австрийские власти, гарантировавшие Рахату Алиеву безопасность«.

Между тем, интересно, что другой родственник Нурсултана Назарбаева — «Самат Абиш, племянник президента, стал начальником департамента кадров КНБ. В этом ведомстве работали и другие родственники Назарбаева — его племянник Кайрат Сатыбалды и бывший зять Рахат Алиев — пишут журналисты сайта радио „Азаттык“. В КНБ сообщили, что приказ о назначении Самата Абиша на должность начальника департамента кадров был подписан 29 декабря прошлого года. Пресс-секретарь КНБ Кенжебулат Бекназаров сказал нашему радио Азаттык, что Самат Абиш уже работал в комитете национальной безопасности.

— Во-первых, он бывший сотрудник, служил. Закончил Академию cлужбы внешней разведки Российской Федерации, у него есть специальное контрразведывательное образование. Он работал в системе КНБ, подполковник. Это не случайный человек, — сказал Кенжебулат Бекназаров.

Сын брата президента Нурсултана Назарбаева, Самат Абиш родился в Алматинской области, имеет два высших академических образования. С 2006 по 2008 год работал заместителем председателя комитета регистрационной службы министерства юстиции. Затем, с октября 2008 года до назначения начальником департамента кадров КНБ, 32-летний Самат Абиш занимал должность ответственного секретаря в министерстве юстиции.

Новое назначение племянника Нурсултана Назарбаева Самата Абиша оппозиционные политики не связывают с его профессиональным ростом. В истории независимого Казахстана такие назначения происходили не раз. Имея медицинское образование, бывший зять Нурсултана Назарбаева, Рахат Алиев, руководил департаментом КНБ по Алматы. В дальнейшем он поднялся до заместителя председателя КНБ».

«Возможны дальнейшие дефолты и банкротства отдельных банков»

Тем временем, «внешний долг банковского сектора Казахстана сильно сократился с 46 млрд долларов до 28 млрд. — об этом пишет газета «Экспресс-К». — По словам председателя Национального банка РК Григория Марченко, крики на тему нехватки резервов для выплаты внешнего долга оказались, мягко говоря, преждевременными.

— У нас хватит резервов для выплат внешнего долга, — заявил Григорий Марченко. — данный показатель еще существенно сократится после завершения проводимой в настоящее время реструктуризации долгов Альянс банка и БТА. После реструктуризации еще около 10 млрд долларов будет списано. Таким образом, мы останемся должны 18 млрд. То есть, несмотря на все провокации так называемых специалистов, у нас каким-то чудесным образом хватает денег на погашение внешних задолженностей.

Господин Марченко также отметил, что финансовое учреждение продолжает покупку валюты, благодаря чему курс тенге продолжает укрепляться. В этом месяце Нацбанк приобрел уже более 1 млрд долларов. Что касается валютного коридора, то до 5 февраля текущего года он останется неизменным, а после 5 февраля до марта 2011 года станет более широким (вверх +10%, вниз −15%).

— Однако никакой необходимости в резких движениях курса мы не видим, — подчеркнул председатель Нацбанка. — если мы объявили достаточно широкий коридор, то это не значит, что тенге будет сильно колебаться внутри него. Год назад коридор был 150 +/-5, но реально тенге двигался на уровне 148-151 тенге. У нас благоприятная ситуация на внешних рынках, национальная валюта, повторю, будет укрепляться.

Марченко также опроверг «журналистские домыслы» о нехватке ликвидности в банковском секторе.

— Когда KazPrime (ставка на казахстанском рынке межбанковских депозитов) составляла 15 процентов, было очень много разговоров, что денег не хватает, — сказал он, — когда же она упала ниже 3 процентов, сразу публикации на эту тему прекратились. Потому что хорошие новости как всегда никого не интересуют. Никаких проблем с ликвидностью нет, более того, начиная со второго полугодия 2009 года можно говорить об избыточной ликвидности в банковском секторе. И одна из главных задач на 2010 год — мотивировать банки таким образом, чтобы эти свободные деньги они размещали не в депозитах и краткосрочных нотах Нацбанка, тем более, что доходность по ним очень низкая, а отдавали в виде кредитов предприятиям и гражданам нашей страны, чтобы стимулировать рост экономики.

ВВП в Казахстане в 2009 году вырос и, по предварительным данным, составил 1 процент. Хотя Нацбанк прогнозировал его рост на уровне всего около 0,1-0,3 процента. Прогноз по инфляции на 2010 год — 6-8 процентов.

«Сегодня уровень сомнительных кредитов равняется 42, 5% от общего числа потребительских, ипотечных и других внутренних займов, безнадежных — порядка 30, таковы данные Ассоциации финансистов РК, — отмечает «Контур». — По мнению председателя совета Ассоциации Серика Аханова, есть один существенный нюанс: если исключить из этих 30% кредиты БТА и «Альянс Банка», то получится, что в целом по республике уровень безнадежных кредитов не превышает 9% — это нормально даже для некризисной экономики любой страны. Тем не менее, анализ данных за последние годы показал, что в докризисное время безнадежные кредиты не превышали уровень в 2-4%. Например, глава ФБН «Самрук-Казына» неоднократно подчеркивал, что осознает опасность нереструктуризированных кредитов для казахстанской экономики. В частности, Кайрат Келимбетов приводил следующие данные: «в целом проблемные активы занимают, по разным оценкам, от 3 до 5 миллиардов долларов в первой десятке банков»... О том, как много интересов вовлечено в кредитный рынок, можно судить по цифрам. Общий уровень ипотечных кредитов на сегодня составляет порядка 900 млрд тенге, а займы, выданные малому бизнесу под залог недвижимости — 1322 млрд тенге. И хотя такие кредиты занимают в ссудном портфеле банков не более 25%, в денежном выражении они весьма существенны. Могут ли те, кто сегодня оказался в безнадежном финансовом тупике рассчитывать на реструктуризацию? Каждый 4-5 проблемный кредит, выданный банками второго уровня (БВУ) населению и бизнесменам, сегодня уже реструктуризирован, убеждены в Ассоциации финансистов. Банки идут навстречу клиентам, считает Серик Аханов, отдавая должное «первой десятке» крупнейших БВУ, в которых работа с заемщиками никогда не прекращалась. Используется порядка десяти различных мер, в частности, уменьшение процентной ставки, увлечение льготного периода, пролонгация времени займа, а также полная амнистия основного долга или процентов. Активно используется система перевода кредита на другое лицо или «в долю» принимается созаемщик. Приостанавливается либо вообще прекращается начисление штрафов по займам. Принимается залоговое имущество для последующей реализации и так далее. В каждом конкретном случае банк рассматривает проблему индивидуально, полагают в Ассоциации, считая работу финансистов своевременной и важной.

Однако опрос банков показал, что там отнюдь не склонны поддаваться на призывы различных общественных движений, подобных «Оставим народу жилье» и считают списание долгов мерой не совсем приемлемой, а разговоры о реструктуризации ведутся очень осторожно. Сегодня в основном идет реструктуризация внешнего долга самого банка, сказал специалист БТА-банка, пожелавший остаться неизвестным, и на массовый пересмотр договоров по внутренним кредитам там едва ль пойдут. Тем не менее, в стандартном договоре по той же ипотеке предусмотрен ряд причин, по которым банк может пойти на уступки и в индивидуальном порядке такая работа ведется. Однако банкиры склонны заниматься в основном теми кредитами, где еще существует возможность каких-то выплат в будущем«.

Неутешительные цифры, связанные со вступлением республики в Таможенный союз, демонстрирует «Курсив»: «Начиная с этого года, растаможка новых иностранных автомобилей обойдется в среднем в 30-35% от таможенной стоимости вместо привычных 10%. А вот на автомобили свыше пяти лет пошлины выросли в несколько раз. Беспошлинно на территорию Казахстана можно будет ввезти только автомобили российского и белорусского производства.

С 1 января 2010 года вступили в силу новые таможенные тарифы на ввоз иностранных автомобилей, а с 1 июля 2010 года начнет функционировать единая таможенная территория трех стран — Казахстана, России и Белоруссии. Тогда же будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год — на российско-казахстанской. Не позднее 1 января 2012 года должно быть сформировано единое экономическое пространство. Полномочия по формированию единого таможенного тарифа переданы наднациональному органу — Комиссии Таможенного союза.

Согласно новым тарифам, к примеру, для Toyota Camry, 2002 г.в., 3 л (2995 см3, бензин) ставка ввозной таможенной пошлины составит 11 980 евро, для Mitsubishi Pajero, 1999 г.в., 2,8 л (2 835 см3, дизель) ставка ввозной таможенной пошлины составит 16 443 евро, для Nissan Patrol, 1997 г.в., 4,2 л (4200 см3, бензин) — 24 360 евро. Ввозные пошлины на иномарки выравниваются по российской модели. Многие иностранные компании, успевшие создать в России и в Казахстане свои предприятия, получат конкурентные преимущества. А вот собираемые сейчас в России иномарки смогут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Беларусь, если их промышленная сборка достигла 30% локализации. Таким же образом может осуществляться беспошлинный ввоз в Россию и Беларусь иномарок, собираемых в Казахстане. При этом премьер-министр РК Карим Масимов отметил, что «низкий спрос в Казахстане на подержанные авто из Европы или США из-за их высокой стоимости ввиду более высоких импортных пошлин будет, во-первых, стимулировать их продавцов максимально снижать издержки и торговую наценку, которая, по некоторым прогнозам, может достигать двух и более раз. Во-вторых, инвесторам — производителям автомобилей — будет представлен широкий, почти 200-миллионный рынок для вложения средств в развитие тех же автосборочных производств на территории стран Таможенного союза, что означает кардинальный стимул для развития собственной автомобильной промышленности».

«В новом году некоторые казахстанские банки получат шанс выйти на мировые рынки капитала, прогнозируют эксперты. Шанс могут получить только необремененные игроки, — пишет «Бизнес и Власть». — Но при этом интересно, что начинается оптимистичный на первый взгляд материал с цифр падения. Анализируя итоги ушедшего года, аналитик агентства «Эксперт РА Казахстан» Александр Саенко отмечает, что главным действующим лицом на банковском рынке было государство. Наиболее значительными событиями года он считает девальвацию тенге, переход к госфонду «Самрук-Казына» контроля над коммерческими банками — Альянса и БТА и их реструктуризацию обязательств. Весьма актуальной в первой половине 2009-го стала проблема стоимости кредитных ресурсов, продолжает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин — так, средние ставки на межбанковском рынке Казахстана в I — начале II квартала повысились до 15% годовых против 6-7% в предкризисный период 2008 года. «Проблемой стал и отток вкладов из банков. Так, с октября 2008-го по апрель 2009 года — из банков ушло 149,23 млрд тенге. Однако за счет госрегулирования ситуацию удалось стабилизировать. Так, за 12 месяцев государство вложило только в банковский сектор 480 млрд тенге, или более $3 млрд. Сумма чистого внешнего долга казахстанских банков сократилась с января по ноябрь 2009 года с 1,6 трлн тенге до 800 млрд тенге. А объем депозитов увеличился за этот период на 24% — до 5,7 трлн тенге», — пояснил он изданию. По словам г-на Осина, резервы банков Казахстана выросли до 1,17 трлн тенге, или на 16,6% от объема активов против 8,5% от объема активов на начало года. Однако в целом ситуация в банковской системе Казахстана остается сложной, комментирует он, что связано с ухудшающимся качеством активов, снижением поступлений, слабой капитализацией коммерческих банков страны и недостаточно высоким, несмотря на повышение в 2009 году, уровнем резервов кредитной системы.

«В перспективе ближайших лет возможны дальнейшие дефолты и банкротства отдельных банков. Но постепенное восстановление инвестиционной активности банков Казахстана в этом году продолжится. В частности, объем кредитования, возможно, продолжит увеличение, и его прирост по итогам 2010 года составит в сумме порядка 5-10%. Вероятно, банки выйдут на отметки безубыточности деятельности, однако сдерживать процесс будет необходимость формирования резервов», — предположил экономист. Банки, доказавшие эффективность своей работы во время кризиса, смогут выйти на международные рынки капитала, считает директор «Ақыл-кеңес консалтинг» Дауржан Аугамбай. «Речь идет о средних банках, которые не были столь активными на рынке несколько лет назад, не обременены большим долгом и не замешаны в реструктуризационных скандалах», — заявил он. Также он считает, что в 2010 году банки продолжат оптимизировать свои расходы в части рационализации оргструктуры и кадров".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть