Сирийцы нашли ту кнопку, которая остановит войну

12 апреля 2017  00:30 Отправить по email
Печать

В 2013 году, находясь в Санкт Петербурге, я беседовал с моим хорошим сирийским другом Аль-Джунди Ваддахом, председателем общества граждан сирийского происхождения в СПб. Он рассказал мне, что в Сирии люди жили обычной жизнью, даже когда начались первые волнения в 2011 году, никто не верил в полномасштабный конфликт. Да, были разные причины для народного недовольства, например сильная засуха, случившуюся накануне, которая для многих сирийцев, проживающих в сельской местности, стала началом кризиса. Но большинство жителей было уверено, что в мирной, сильной стране можно решить эти трудности действиями гражданского характера. Но рядом уже бушевала так называемая «арабская весна».

Господин Аль-Джунди Ваддах сказал мне во время нашего разговора: «Конечно, мы смотрели телевизор. Мы видели, что происходит. Но эти конфликты, войны и революции, происходящие совсем рядом, все же казались нам очень далекими, не нашими, отделенными от нас экраном телевизора. Потом началась война».

Сначала начались уличные протесты и антиправительственные выступления. Затем все развивалось по стандартному для «цветных революций» сценарию - столкновения с полицией, быстрое формирование ядра оппозиции, «внезапный» приток оружия. Это был еще протест, не переросший в масштабную войну, но на улицах уже запахло порохом. Сообщения о жертвах начали приходить ежедневно. Президент Сирии Башар Асад совершает одну ошибку за другой, начинает искать компромиссы, распускает правительство в ответ на действия оппозиции. Но оппозиция уже имеет прочную структуру внешнего руководства, вооружает боевые отряды при прямой поддержке стран Запада.

Запад, с которым Асад всегда старался сблизится, на официальном уровне ведет политику, которая явно направлена на свержение власти – как минимум, грозит санкциями, если президент Асад не уйдёт со своего поста и применит силовые методы по восстановлению порядка в стране. При такой мощной поддержке оппозиции нет никакого смысла идти на компромиссы предложенные президентом Сирии. И в этот момент объединенные оппозиционные силы, управляемые западными кураторами, объявляют о создании Сирийской свободной армии (ССА) и конфликт перерастает в полноценную войну. Врагами объявлены все - правительственная армия, силы правопорядка, чиновники и мирные жители, не поддерживающие оппозиционеров. И в этот момент к конфликту подключаются радикальные исламисты. Сценарий был запущен. Война обещала быть долгой и кровавой.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Регион был расколот. Регион разделился на противников Сирии и её сторонников. Открыто поддерживать оппозицию начала Турция, фактически вступив в войну. Парламент Турции разрешает использовать армию против Сирии. Но на сторону сирийского правительства и Башара Асада встаёт Иран – и вооружённые отряды «Хезболлы». На стороне оппозиционных сил сражаются фундаментальные исламисты, в том числе «Аль-Каида. Исламисты устраивают публичные казни захваченных сирийских военнослужащих и других пленников. На территории, контролируемой Асадом, происходят постоянные теракты. Все это сеет среди населения ужас, безысходность, хаос.

В борьбу вступает и вооружённое ополчение курдов, народа, проживающего на востоке Сирии, части Ирака и Турции. Их цели – объединенное государство Курдов. Перспективы создания Курдистана не радуют никого, не Асада, не Турцию не исламистов. Тем не менее, курды и Башар Асад становятся союзниками, так как такой союз на данном этапе был выгоден обоим сторонам. Конфликт внутри Сирии быстро стал ареной противостояния различных сил.

К 2014 году ситуация изменилась – отряды оппозиционной Свободной сирийской армии практически перестали играть какую-то роль в войне в принципе. Но Евросоюз и США используют ССА, для прикрытия действий исламистов, называя ССА «умеренной оппозицией». Евросоюз и США, пользуясь таким прикрытием, может поддерживать террористов в регионе фактически легально, в том числе деньгами и вооружением. И именно радикальные исламисты ведут основные боевые действия. Их ряды массово пополняются выходцами из разных, в том числе европейских стран. Организации «Джебхат ан-Нусра» (организация, запрещённая в России — прим. ред.) и формирования ИГИЛ (организация, запрещённая в России — прим. ред.) уже контролируют значительную часть Сирии и Ирака. После захвата одного из крупнейших иракских городов Мосула и ряда других населённых пунктов в Ираке и Сирии, радикальные исламисты объявляют о создании Исламского государства, в котором действуют «строгие законы шариата». ИГИЛ (организация, запрещённая в России — прим. ред.) становится одной из самых мощных и жестоких организаций современного мира. Фактически, война становится привычным образом жизни в этих ближневосточных регионах. Война размывает границы государств, превращая регион в сплошное поле битвы, арену сражения множества группировок.

Как ведёт себя психика человека в зоне боевых действий? Необходимо отчетливо понимать, что сирийский кризис давно вышел за пределы «локального конфликта». Безмерная усталость от войны – так можно описать это состояние – хорошо знакомое советским гражданам, пережившим Великую Отечественную войну, и современным жителям Донбасса, где сейчас уже два года продолжается вооружённое противостояние. И огромному числу сирийцев, которые почти шесть лет живут на войне. Но вопрос в том, что Ближний Восток – регион, где для многих война является нормальным образом жизни.

Шесть лет неспокойного Солнца. Шесть лет смертей, казней и жесточайшего противостояния на глазах у всего человечества. Зачинщикам войны, тем, кто попытался развести сирийский народ по разные стороны баррикад, Сирия нужна лишь для получения сырья, со всеми её огромными запасами газа, нефти, с газо- и нефтепроводами из Катара и Йемена. Запасов черного золота здесь столько, что хватит кормить всю Европу несколько столетий. Это - борьба за ресурсы. До простого народа Сирии никому нет никакого дела. В конфликте на территории Сирии, по подсчётам специалистов, уже погибли более двухсот двадцати тысяч человек.

На фоне этих событий сирийский президент Башар Асад просит помощи у России. В противостояние с мощными подразделениями боевиков из радикальных организаций вступают российские Воздушно-космические войска и подразделения ВМФ РФ. Наряду с этим продолжаются дипломатические усилия по разрешению конфликта. Несколько этапов переговоров между официальными сирийскими властями и представителями умеренной оппозиции в Женеве, инициированные руководством Евросоюза, зашли в откровенный тупик. В середине марта текущего года состоялась уже третья международная встреча по Сирии в Астане. И большинство наблюдателей сходятся в мысли, что переговоры в столице Казахстана наконец-то сдвинули с места вопрос прекращения войны в Сирии. Главную роль гаранта переговоров здесь начала играть сформировавшаяся геополитическая ось Россия-Турция-Иран. Переговорный процесс продолжается, хотя и в Астане он идёт очень сложно.

Сегодня всем наблюдателям понятно, что если все сирийцы сами не возьмутся за дело наведения порядка у себя в стране, то не помогут никакие внешние переговоры. Сирийцы и сами это понимают лучше всех. Из Сирии начинают приходить сообщения о создании общественно-политического движения «Сирийский народный фронт». Уже ведутся переговоры с потенциальными членами нового движения, в состав которого войдут: Свободная сирийская армия, военизированная оппозиция «Джейш Аль-Ислам (представляющая часть Свободной сирийской армии), бедуинские племена в Сирии во главе с их вождями, различные религиозные группы, Социально-демократическая партия и Молодежная партия Сирии, правящие круги Сирии и их окружение, различные экспертные сообщества, парламентская оппозиция, христианские и мусульманские общины Сирии.

Основные цели создания движения полностью совпадают с резолюцией Совета безопасности ООН № 2254 - это сохранение целостности страны в существующих границах, учет интересов всех граждан Сирии, всех этнических и религиозных групп, участие народа в политическом процессе, наведение порядка и мира, и, конечно, ликвидация терроризма. Если объединение сирийских общественных, этнических, религиозных, политических сил действительно произойдёт, то к нему обязано присоединится и официальное правительство Сирии и сам президент страны. Башар Асад совершил множество ошибок в прошлом, и эти ошибки должны были научить его прислушиваться к собственному народу. Таким образом, образование Сирийского народного фронта станет самой реальной угрозой для террористов и сил, пытающихся разорвать Сирию, как государство.

Сегодня мы видим новую эскалацию конфликта. Правящие круги сирии подозреваются в использовании химического оружия массового поражения. Не смотря на то, что результатов объективного расследования не существует, а все обвинения причастности Башара Асада к трагедии в провинции Идлиб основываются на заявлениях без доказательств, США уже выступили в своей стандартной роли «мирового жандарма», приняв собственное решение об атаке сирийских военных объектов. Вне всякого сомнения, определенные силы пытаются сорвать объединение страны и любые мирные инициативы на Ближнем Востоке. Будет несколько легче, если именно в этот момент сможет объединится. Но выступать объективным посредником в таком вопросе может только Россия, которая по-прежнему остается единственным государством, которое находится на территории Сирии легитимно. Президенту Башару Асаду следует со всей серьезностью относится к российским планам мирного урегулирования, так как именно Россия зарекомендовала себя как единственный сильный и верный союзник Сирии в этой войне.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

chex
Карма: -1
12.04.2017 09:15, #31426
Сказать,что наглая пиндосня достала уже многих ,это сказать банальнось
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть