Левиафан, или новые риски для «Газпрома»

26 января 2017  10:16 Отправить по email
Печать

По итогам 2016 г. доля российского газа в европейском потреблении достигла нового исторического максимума – 34%. Есть все основания полагать, что к 2018 г. этот показатель вырастет еще на пару процентов. При этом “Газпром” смотрит еще дальше, замахиваясь на 2025-й и даже на 2035 год. Согласно прогнозам, к указанному периоду доля российского газа на европейском рынке должна превысить 50%. Перспектива весьма интересная не только в сугубо экономическом, но и геополитическом смыслах. Однако подобное укрепление позиций “Газпрома” на европейском рынке – вопрос далеко не беспроблемный, невзирая на вполне успешное продвижение такого системообразующего проекта, как “Турецкий поток” с его максимальной адаптацией к европейскому законодательству.

Сегодня “Газпром” не один в своем стремлении захватить европейский рынок, и у “Турецкого потока”, как, впрочем, и у потенциального “Северного потока - 2” уже есть конкуренты - не менее амбициозные.

На повестке европейской энергетической политики свои устойчивые позиции начинает занимать вопрос формирования маршрута самого длинного подводного трубопровода в мире протяженностью 2 тыс. км и пропускной способностью 12 млрд куб. м в год. Отметим, что в настоящее время самым длинным подводным маршрутом является “Северный поток” протяженностью 1224 км. Согласно предварительному сценарию, от месторождения “Левиафан” на шельфе Израиля (запасы - 450 млрд куб. м) трубопровод дойдет до итальянского города Бриндизи и дальше по суше до Рима. Предполагается, что инфраструктура пройдет через Грецию и Кипр с дальнейшим присоединением к интерконнектору IGI (Греция-Италия) и, таким образом, соединит израильский “Левиафан” с кипрским месторождением “Афродита” (запасы – 140 млрд куб. м). Маркетинговые планы – самые масштабные: обеспечение природным газом Италии и Греции и в целом европейского рынка. Проект газопровода, оцениваемого в $6 млрд, уже заручился поддержкой со стороны ЕС и, в частности, Европейского инвестиционного банка.

Учитывая то, что добыча газа на “Левиафане” может начаться в 2019-2020 гг., то есть в период, когда планируется сдать в эксплуатацию “Турецкий поток”, следует задаться вопросом: является ли проект поставки израильского газа в Европу реальной альтернативой российским поставкам?

Начнем со сравнения пропускных характеристик. Мощность газопровода “Турецкий поток” оценивается в 31,5 млрд куб. м с возможностью расширения до 63-х млрд в случае строительства четырех ниток. Проектная мощность газопровода Израиль-Кипр-Греция-Италия едва доходит до 12 млрд. Сегодня уже понятно, что Европа будет и дальше наращивать потребление природного газа: по оценкам Eurogas, к 2030 г. потребление может вырасти до 440 млрд куб. м. В связи с этим важно принять во внимание падение внутренней добычи в основных газоносных странах Европы – Норвегии, Нидерландах и Великобритании. Европейские чиновники уже отмечают, что зависимость от импорта будет расти и, вероятно, достигнет своего пика к середине 40-х. В подобных условиях сложно представить, что газопровод мощностью 12 млрд куб. м в состоянии кардинально изменить логику европейского газового рынка. При этом действующий газопровод “Северный поток” обеспечивает мощность до 55 млрд, и такая же мощность заложена в проект “Северного потока-2”. В целом, доля российского газа на европейском рынке сегодня составляет 160 млрд. Возможно, именно исходя из имеющихся мощностей, достаточных для наращивания экспорта в европейском направлении, весной 2016 г. “Газпром” заявил о своей незаинтересованности в “Левиафане”.

Что касается ценообразования, то здесь также преимущество на стороне “Газпрома”. Сегодня госмонополия демонстрирует самый низкий в мире уровень себестоимости добычи газа – $20 за 1000 куб. м. Экспортная же цена российского газа колеблется в районе $170-175. Себестоимость газа на “Левиафане” составляет $52, что свидетельствует о потенциально высоких экспортных ценах - заведомо неконкурентоспособных.

Однако некоторые риски для “Газпрома” все же вырисовываются. И находятся они, пожалуй, в геополитической плоскости. Реализация проекта по доставке левиафанского газа в Европу при условии решения ряда технических и экономических проблем (пропускная способность, ценовая политика и пр.) может стать локомотивом европейской энергетической политики, нацеленной на диверсификацию импорта природного газа. В этом контексте разработка египетского газового месторождения “Зор” (запасы – 850 млрд) итальянской компанией ENI, увеличение поставок алжирского газа, намерения Ирана экспортировать газ в Европу через Турцию и ряд других факторов можно рассматривать как звенья одно цепочки, сводящейся к увеличению доли “нероссийского” газа на европейском рынке.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть