Европа, в которую мы можем «верить»

Комментарий по поводу Парижского заявления европейских интеллектуалов
2 декабря 2017  14:32 Отправить по email
Печать

7 октября 2017 года вышло совместное заявление европейских интеллектуалов «A Europe we can believe in» («Европа, в которую мы можем верить»), названное «Парижским» - комментарий ИА REX

Симптоматичным и весьма претензионным по своей форме явилось рассматриваемое нами, тоже с точки зрения Европы – во всей её протяжённости до Урала, заявление «европейских интеллектуалов», озабоченных утерей нравственных ориентиров гражданами стран Евросоюза. Тринадцать (!) человек, из которых, как минимум двое крайне враждебно относятся к России (тоже европейской стране) и её политике, взяли на себя ответственность утверждать о будущем Европы за всех жителей континента, исстари, на основах христианских заветов, пестовавших и утверждавших здесь свои народные культуры. Это их, как и каждого европейца, право.

Европейцы во все времена сохраняли свою местную, территориально локализированную культурную этническую само идентичность, наследие дохристианских языческих культур, как в границах государств, где правили их соплеменники, так и вне территорий стран с - сатрапами, наделёнными властью извне, из других государств.

Встав над языческим прошлым, христианская церковь ввела унифицированные нравственные каноны – декалог (10 христианских заповедей, с априорной максимой «возлюби ближнего твоего» Мт. 22, 39), в качестве нравственного детерминанта одухотворённой повседневной деятельности людей в материальном мире. Церковь ввела эти каноны и в творческое искусство людей, в их абстрактную, футуристическую по своей сути художественную деятельность, которая изображала ещё не существующее будущее. На основе этих табуированных религиозных христианских заповедей формировалась культура, материализованная не только в окружающем людей мире реальных вещей, но и общественных отношениях и воззрениях на их прошлое и будущее, в формировании багажа знаний о космосе и логосе. Одухотворённая христианством, европейская культура и зиждущаяся на ней научная мысль позволила жителям континента сделать тот скачок в развитии научно-технического прогресса, который вывел всё человечество за две тысячи лет на новый - космический уровень цивилизации.

Сегодня, в глобальном измерении, когда многосложный мир на Земле стал в одночасье информационно осязаем людьми на различных континентах, по-новому встаёт вопрос духовного измерения бытия граждан различных государств с различными культурами, ибо не только христианство детерминирует сознание и поведение людей в различных регионах планеты.

Военные и политические события на Ближнем востоке и на Африканском континенте, в результате которых в Европу хлынули массы беженцев, несущих с собой другую культуру, другое мировоззрение и другие нравы, основанные на нехристианских религиях, побудили упомянутых 13 европейских интеллектуалов выступить с заявлением. По оценке европейских аналитиков уже сейчас количество иммигрантов мусульман в Европу составляет более 25,8 миллионов человек, или 4,9 процента от всего европейского населения. А в случае продолжения процесса такой миграции может достигнуть к середине ХХI века до 14 процентов поклонников Аллаха, причём в Швеции уже сейчас их 8 процентов от общего числа населения страны. Авторы Заявления испугались этих беженцев, наводняющих улицы западноевропейских городов и сделали свои предложения – увы, непонятные, а потому странные.

Давайте разберёмся, что констатируют эти тринадцать западноевропейских интеллектуалов и как они видят решение для Европы резко обострившейся ситуации, на поле взаимодействия культур. Сразу отмечу документ очень большой и расплывчатый, с многочисленными повторениями тезисов и определений, что свидетельствует то ли о непонимании авторами сути происходящего (тогда, зачем надо было выступать с этим своим Заявлением?), то ли они не желают полностью и доходчиво артикулировать свои взгляды на решение обозначенной проблемы (почему?). От этого страдает понимание сути документа.

Думается, сами авторы этого Заявления не понимают происходящего, философской сути процесса буквально физического соотношения людей различной расы и различных религиозных воззрений, а потому различных нравственных парадигм. Вместо того, что бы попытаться, в силу своего публично заявленного интеллекта, хотя бы как то обрисовать и экспонировать проблематику взаимодействия культур, а по сути различных религий народов, авторы Заявления призывают не принимать новую «псевдо-Европу», которая, не есть их Европа и поэтому престаёт быть для них своим домом. Более того это уже не просто «псевдо-Европа», а – «ложная Европа». Эта «лже-Европа» преподносит себя как «предтечу универсального сообщества, хотя это будет совсем не «универсальное сообщество» - утверждают эти 13 интеллектуалов.

Деспотичные хозяева «лже-Европы, их авторы заявления почему-то упорно не называют, «очарованные ложной идеей «неизбежного прогресса» создают мир, «где не будет ни национальностей, ни культур». Более того, пишут о «хозяевах лже-Европы», что «они не знают, где источник человеческой морали и нравственности, которую, как и мы, очень ценят. Они игнорируют христианские корни Европы и даже отрекаются от них» - таков вот крик души европейских интеллектуалов.

Да, существующий проект конституции Евросоюза никак не констатирует христианские корни всех европейских государств. И тут же в Заявлении читаем: «Погрязшая в предрассудках, предубеждениях и невежестве, ослепленная тщеславным, самодовольным виденьем утопического будущего, лже-Европа рефлексивно подавляет любое несогласие. Разумеется, это делается во имя свободы и толерантности». Странная фраза, абсолютно алогичная, поскольку «погрязшая в предрассудках, предубеждениях и невежестве» не может ничего делать «во имя свободы и толерантности» - к чему, по утверждению авторов, стремится лже-Европа.

По мнению авторов: «Европейский идеал – это солидарность, основанная на уважении к закону, который распространяется на всех, но ограничен в своих требованиях. Это согласие не всегда принимает форму представительной демократии». И тоже странные определения: закон, ограниченный в требованиях для всех, и согласие, которое не всегда принимает форму «представительной демократии». Что это? Разве демократия может быть не представительной? Разве соль может быть не солёной? – тогда это уже не соль.

Авторы заявления подчёркивают, что в Европе «всегда стремятся к бОльшей справедливости» (правда определение «бОльшей» не совсем корректно, ибо или справедливость есть, или её нет – tertium non datur), а «дух единства позволяет нам доверять всем остальным в общественном пространстве, даже если мы чужие друг другу». И уточняют «истинная Европа – это содружество наций», поскольку «у нас есть свои языки, традиции и границы». Однако подчёркивают здесь же: «Самая обычная политическая форма единства в многообразии – это империя», - однако тут же констатируют, что современная европейская цивилизация космополитична. Этот «европейский «космополитизм» признает, что патриотическая любовь и гражданская верность открыты внешнему миру». Как видим всё свалено в кучу: империя, национальное многообразие, патриотизм и космополитизм… - это всё сдобрено тезисом о христианской «империи церкви», которая «принесла в Европу культурное единство, при этом, не являясь политической империей».

Разве? Церковь, в отличие от самой религиозной доктрины – учение о Боге (БОГ ЕСТЬ!) и Его нравственных ценностях, - является по своей сути политической организацией, ибо различными методами материального, организационного и духовного свойства поддерживает конкретными литургическими действиями исповедуемое религиозное учение, распространяет и внедряет его в массы. В тоже время, авторы заявления искажают канонический список семи добродетелей известных со времён Св. Фомы Аквинского (ХIII в.): вера, надежда, любовь, справедливость, умеренность, благоразумие, стойкость, которые противопоставлены, соответственно, семи смертным грехам: гневу, разрушению, чревоугодничеству, алчности, гордыне, сладострастию, лени.

В интерпретации нынешних 13-ти европейских интеллектуалов, добродетели являются лишь «частью христианского наследия» (!?) и названы так: «справедливость, сострадание, милосердие, прощение, миротворчество, благотворительность» - всего шесть. Это вместо общепринятых в христианстве выше названых семи добродетелей, из которых лишь «справедливость» и «сострадание», т.е. любовь, милосердие – misericordia, - у них аналогичны каноническим христианским добродетелям. Остальные четыре добродетели: прощение, миротворчество, благотворительность, – пусть принципиально и не противоречат христианским заветам, но, всё же, изобретение этих самых 13-ти интеллектуалов, которые почему-то выдаются ими за христианские каноны добродетели. Поэтому лицемерно выглядит представленный в тексте заявления тезис: «Будущее Европы – в верности нашим лучшим традициям, а не в иллюзорном универсализме, требующем отказа от всего своего».

Они протестуют против «хозяев новой Европы» (опять-таки, кто они?), которые «строят свое искусственное «христианство» на «универсальных правах человека», поэтому, по мнению авторов заявления, «мы теряем наш дом (Европу – ВИ.)». Они не называют тех, кто «собирается ужесточить существующие законы о свободе слова», определяя их безличностным словом «Европа», или - «правящие классы», которые навязывали политическое приспособленчество, пассивное принятие господствующего порядка, бездумное следование общим мнениям, модным течениям.

«За последние лет 25 Европа (опять лишь общее определение, без имён!) продвигала грандиозный проект под названием мультикультурность» - ради исполнения христианского идеала «универсального милосердия». А потому «всячески поддерживать колонизацию нашей родины и смерть нашей культуры – великий акт самопожертвования во имя рождающегося нового глобального сообщества «мира и процветания!». Главный интерес «правящего класса»: «заключается в ускоренном процессе глобализации» - не учитывающего т.н. «народный суверенитет» (заметим не «национальный суверенитет», а потому, что это такое?).

По мнению этих 13-ти, тирания в «лже–Европе» - следствие действия «наднациональных чиновников институтов Евросоюза», которые «ликвидируют политическую жизнь Европы, отвечая на все вызовы в духе технократической идеологии: «другого выбора нет». И тем не менее: «псевдо-Европа оказывается слабее, чем все представляли. Развлечения и культ потребления никак не питают гражданскую жизнь. Лишенное высших идеалов (каких – христианских? – в тексте нет определения) и не выражающее патриотические чувства из-за идеологии мультикультурности, наше общество все никак не может собраться с силами, чтобы себя защитить», «иммиграция без ассимиляции – это колонизация, и мы должны ей противостоять» и т.д. и т.п. И далее, «в ряде наших стран есть целые регионы, где мусульмане живут в своей автономии в отрыве от местного закона, будто бы они колонизаторы, а не наши сограждане. Индивидуализм изолирует нас друг от друга». И вывод: «наше общество стремительно приходит в упадок». (Чьё наше? Ваше – западноевропейское!)

А вот рецепт 13-ти авторов Заявления. Они, опираясь на традиции «европейского духа», коими являлись: «дисциплина, интеллектуальная честность и объективность,- отказываться от главенствующего сегодня в Европе «бессмысленного материализма», указывают, - чтобы восстановить политическую и историческую преемственность, нам необходимо вновь «секуляризировать» (придать светский характер - ВИ) общественную жизнь Европы».

А как быть, хотя и с укороченными «чёртовой дюжиной» интеллектуальных авторов, христианскими добродетелями? – о которых говорилось выше в данном Заявлении. «Мы должны всячески защищать тех, кто здраво говорит (?!), даже если наши взгляды расходятся. Будущее Европы должно быть либеральным в самом лучшем смысле этого слова, что означает приверженность здоровой (?!) публичной дискуссии, свободной от угроз насилия и принуждения», - вот так, даёшь полный и всеобъемлющий либерализм, в условиях мощнейшего проникновения и расширения своего влияния в Европе инородных религий и культур, вместе с миллионами разнорасовых мигрантов. Они что, не понимают, что либерализм и нравственность в принципе несовместимы.

Учиться авторы Заявления предлагают у США, имеющий опыт ассимиляции мигрантов, поэтому и «язык политики мультикультурности был воспринят из Америки». (Вот и вылезли уши из алогичного многословия 13-ти). «Приняв огромное число иммигрантов, Америка практически закрыла свои двери на несколько десятилетий», и далее «Европе следует поучиться американскому опыту, вместо того чтобы принимать современную американскую идеологию (какую? Безудержного потребления и конформистскую? – авторы не называют её). Американский опыт показывает, что рабочее место – мощный двигатель ассимиляции, что «государство всеобщего благосостояния» (это что? Америка?!) может ей препятствовать и что благоразумное политическое руководство иногда может снизить иммиграцию, даже значительно».

Авторы видят, что только «национальные образования с достаточным уровнем единства и солидарности видят своё благо общим». Такое сейчас возможно, как сказано в Заявлении, потому, что «После распада советской империи страны Центральной Европы вернули себе гражданскую жизнеспособность», поэтому необходимо сделать «солидарность и гражданское единство критериями, по которым можно оценивать эмиграционную политику и стратегии по ассимиляции». Забавная привязка к распаду СССР ?! Неужели эти европейские интеллектуалы не знают, что веками на территории государства Российского проживали в созидательном трудовом согласии и творческом духовном дерзании сотни народов, - со второй половины ХIХ века, – наций.

Забавно и то, что европейские интеллектуалы в своём Заявлении поставили на один уровень, как воплощение демократии в «настоящей Европе» социальные - классовые имущественные аспекты бытия людей и культурные – духовное бытие людей в этом обществе. Вот как они это видят: «Здоровая демократия требует наличия социальной и культурной иерархии, которая поощряет стремление к совершенству». Какое совершенство может быть между, с одной стороны, меркантильным денежным миром алчной наживы, детерминирующим общества в современных развитых экономически государствах, и – с другой, надгосударственным духовным миром людей, ведущих извечный поиск идеалов красоты и системной гармонии?

Увы, эти западноевропейские интеллектуалы не понимают этих элементарных и принципиальных сущностей философского мировоззрения. Впрочем, философский эклектизм и элементарный алогизм при изложении текста своего Заявления эти авторы проявили в полной мере, когда тут же пишут, что «Европа не сможет возродиться без решительного осуждения чрезмерного эгалитаризма и подмены мудрости техническими знаниями». Очень расплывчато (что есть в данном случае «мудрость»? – авторы не говорят), думаю, из-за непонимания того, о чём пишут. Но осуждение эгалитаризма, социального достижения Великой французской революции 1789 г.: политического, экономического и правового равенства граждан – явный призыв этих европейских интеллектуалов к отходу от демократических социальных европейских традиций.

Поэтому, призывая Европу заново «осознать, что есть нравственность», мы не находим в Заявлении ответа на вопрос – а что является критериями современной европейской нравственности в новых условиях, скажем так, постиндустриального общества, когда многочисленные массы людей, в том числе мигранты, не становятся равноправными гражданами потому, что являются здесь социальными иждивенцами.

О каком вкладе «всех членов» общества можно говорить в данном случае – сплошная социальная иллюзия! И призывы к кому-то о том, что «рынок должен ориентироваться на социальные нужды» - всего лишь благое заклинание, ибо существуют «высокомерные и глупые глобальные экономические силы», эгоистически своекорыстно использующие во имя роста своего властного могущества рост экономики, т.е. собственной прибыли. Здесь без классового революционного подхода, как показывает история человечества, проблема социального имущественного неравенства никак не решается!

И призыв тринадцати в конце своего Заявления: «Давайте же вернем себе национальный суверенитет и достоинство в виде общей политической ответственности за будущее Европы» - ничто иное, как очередное заклинение наивных людей, которые ничего не понимают в том, о чём так высокопарно выступили перед другими интеллектуалами Европы, той, большой, до Урала.

Почему, резюмируя бесконечные стенания и наивные пожелания европейских авторов данного Заявления, употребляю такие нелицеприятные определения? Потому, что не могут высокообразованные люди выступать с коллективным публичным Заявлением, озабоченные естественным переживанием за судьбу европейцев в новых геополитических условиях, так невнятно. Кому, если не им чётко артикулировать проблему и способ её преодоления. Однако, видимо, они не понимают главного, то, что понимали во все времена нашей европейской, да и, затем, мировой истории, наши христианские предки: «Кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мтф.22:21, писал об этом недавно, см. здесь).

Если это от незнания основополагающего философского и политического принципа социального обустройства христианских европейских государств, то грош цена этому Заявлению. В самом деле, нигде в тексте заявления чётко не представлена модель, или система нового социально-политического обустройства «настоящей Европы» - какой? – демократической, монархической, имперской, Западной Европы или всей, до Урала, Европы суверенных государств, или народов, отдавших каким-то чудесным образом свои суверенные права, веками защищавшие их культурную самобытность, неким «наднациональным правителям»… Или народы, или нации найдут способ демократической публичной презентации и решения своих национальных суверенных интересов в соответствующем представительном органе, скажем Совете национальностей Европы, соотносясь с решениями которого политики, или «верховный правитель» Европы, будет принимать свои политические решений, справедливо распределяя общеевропейские материальные блага всем суверенным народам? И т.д. и т.п.

Ничего подобного авторы Заявления не обрисовали даже близко, представив лишь сумрачные намёки не некие добродетели, которые, к тому же не соответствуют каноническим христианским. Вообще тема христианской нравственности, а другой и не может быть сегодня в традиционной патриархальной Европе, весьма актуальна. За неё цепляются те, кто бескорыстно ведёт героическую деятельность во имя самого главного, что есть в любом высокогуманном человеческом обществе, служа доброте, красоте и справедливости.

Без духовного, нравственного одухотворения своей деятельности, человек не может обрести счастья, а потому – смысла своей жизни среди людей. Мудрость, ум, рассудок и эмоции, всё это помогает каждому из нас выжить сегодня, в очень непростом мире, искусственно нравственно извращаемом лукавыми, где похоть, меркантилизм, нажива и бесчеловечность, кажется, вот-вот превратят людей в нечто непотребное. Деньги разъединяют людей, - красота и гуманные идеи людей объединяют!

Неужели эти европейские интеллектуалы, не понимают, что материальный мир физических предметов живёт по законам природы, и алгебраические законы математики здесь всё чётко и безусловно предопределяют, помогая нам материализовать наши самые смелые научные идеи, описанные непоколебимым метафизическим языком математики. Но свершено иной мир духовной жизни человека, оделяющий его от звероподобного биологического существования! Духовный мир человека, безусловно, жёстко табуирован нравственными табу той религий, тем Богом, или учителем, в которого данный человек верит и систему нравственных табу которого исполняет и исповедует.

Эти нравственные табу культивируют наше сознание и позволяют нам отличать: добро от зла (мораль), красивое от безобразного (эстетика), возможное от невозможного (этика) и самое главное, смертное от бессмертного (эсхатология). Подчеркну, именно эсхатологические вопросы лежат в основе всех религии на земле, с Богом (или учителем) в центре Божественного откровения - философского учения. Все религии служат осмыслению человеком своего краткого сознательного пребывание на Земле и пониманию возможного соответствующего воздаяние там, в трансцендентном мире, за свои те, или иные деяния. Это важно было понять авторам Заявления. Увы.

Важно было им чётко сказать, что сегодня возникла (или возродилась) новая религия - культ «Золотого тельца» и, как следствие, культура наживы и потребления, а потому вседозволенности. Но это бездуховный мир удовлетворения зоологических инстинктов и социальных рефлексов. Этот мир не оставляет человеку места в вечности… Об этом прямо и точно тринадцать авторов данного заявления промолчали. Это неправильно.

На мой взгляд, в эсхатологии ключ к тому, чтобы строить новую надкультуру новых людей в Европе, не разрушая традиционное христианство во всех его ипостасях: православие, католичество, протестантизм, марксизм (строившем с тои или иной долей успеха в СССР и странах социалистического лагеря «рай на земле», и реально создавшего новую наднациональную культуру и нового национала – советский человек). Религии и культуры не смешиваются, они наслаиваются, словно коржи в торте «Наполеон» (от чего, последний, только вкуснее).

Именно решая вопрос о гуманном духовном, высоконравственном и главном смысле человеческого бытия, возведя его в религиозное сознание, можно решить вопрос о культуре человеческих отношений и быта, которая сделает возможным мирное сосуществование людей различных религий и культур в Европе и на Земле.

Эти элементарные социальные сущности европейские интеллектуалы должны понимать, а следовательно логично выстраивать тезисы своих социально-политических и социально-культурных построений, объединяя эти построения уникальной для каждой из них системой общественных отношений и обобщая их в общегосударственную или, как заявляют эти интеллектуалы, в общеевропейскую надгосударственную модель всесторонней и многомерной творческой экзистенции народов Европы, которая способна будет противостоять «разрушительному проникновению сюда иных, религий и культур».

Ведомые такими нравственными установками люди по всей Земле, будут способны противостоять разгулу алчности, лицемерия и цинизма, своим интеллектом, своим гуманным нравственным искусством, художественным творчеством и своей бескорыстной общественной деятельностью.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть