«Цифровое будущее» и «кибернетическое прошлое»

7 июня 2017  01:25 Отправить по email
Печать

На завершающую стадию выходит подготовка российской концепции «Цифровой экономики», разработка которой была начата в соответствии с поручением Президента в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию в декабре 2016 г. По словам Андрея Белоусова - Помощника Президента, курирующего указанное направление, проект концепции почти готов к утверждению.

Предварительно предусматривается несколько основных направлений деятельности, включая совершенствование государственного регулирования и управления, создание и поддержку необходимой инфраструктуры, информационную безопасность, исследования и разработки, подготовку кадров и развитие так называемых «умных городов».

Подготовка такой концепции гармонично укладывается в нынешний процесс формирования стратегии средне/долгосрочного экономического развития страны. Тем не менее, в связи с начавшимся в глубинах социально-экономических материй процессом перехода всего мира и России к новому технологическому укладу и повсеместной разработкой сопутствующих этому стратегических документов необходимо пристальнее взглянуть на подготовительный этап, заложив в базовые документы принципы опережающего развития. Отметим, что в США, ЕС, Японии подобная работа была начата еще в начале 2010-х гг.

В случае России особое внимание стоит уделить и собственному историческому опыту внедрения и использования передовых технологий, электроники в производственные процессы в самых разных сферах народного хозяйства.

Так, в 60-70 гг. прошлого века в СССР активно развивалась кибернетика - новая на тот момент междисциплинарная наука о принципах и закономерностях управления сложными системами, начало которой было положено работами выдающегося американского математика Норберта Винера. Рождение кибернетики во многом способствовало дальнейшему бурному развитию математических методов, сформировавших сегодня базис функционирования таких современных явлений и технологий, как машинное обучение, алгоритмы обработки Big Data и многое другое.

Не принимая в расчет непродолжительного периода негативного отношения государства к этой науке как «к продажной девке империализма», свое, поистине массовое развитие, кибернетика получила именно в нашей стране.

Особую роль в этом сыграл Академик АН СССР Виктор Глушков. Под его руководством еще в 60-х гг. прошлого века в СССР стали проводиться первые опыты по созданию искусственного интеллекта. За 50 лет до Реймонда Курцвейла Глушков предположил, что развитие технологий в будущем позволит достичь практически безграничных возможностей человека. Свои идеи ученый распространял не только среди своих коллег, но и активно занимался просвещением, работой с молодежью. Известно большое количество брошюр за его авторством, выпущенных огромным тиражом, в которых простым языком объясняются такие сложные понятия как кибернетика, эконометрика, работа с потоками информации.

Советский ученый одним из первых понял роль возрастающих потоков информации и соответствующее осложнение процессов управления государством, в результате чего им был предложен масштабный проект создания Общегосударственной автоматизированной системы учета (ОГАС). Проект предусматривал создание мощных региональных вычислительных центров, снабженных новейшими ЭВМ, которые должны были агрегировать всю хозяйственную информацию на местах и в оперативном режиме предоставлять ее в федеральный центр. Это именно то, что сейчас назвали бы государственными информационными системами (ГИС) и обработкой больших данных.

Проект ОГАС стал первой попыткой создания в нашей стране цифровой экономики. История не терпит сослагательного наклонения, однако можно предположить, что в условиях существования плановой экономики запуск подобной автоматизированной системы позволил бы значительным образом повысить качество макроэкономического прогнозирования и, как следствие, оптимизировать процессы государственного управления. В результате на новый качественный уровень перешел бы государственный контроль над сложными социально-экономическими системами в СССР (вообразите себе применение блокчейна в этой системе сегодня, если бы она была создана!).

Проекту Глушкова не суждено было реализоваться в полной мере, по ряду причин, одной из которых следует считать позицию высшего руководства Советского Союза. В условиях «холодной войны» финансовое планирование в нашей стране определяло наличие или отсутствие ограничений в части реализации тех или иных проектов. Приблизительная оценочная стоимость ОГАС равнялась сумме затраченных средств на создание атомной и космической отрасли. По этой причине руководством нашей страны в те годы было принято решение лишь о частичной реализации инициатив Академика Глушкова.

Однако западные страны верно оценили потенциал использования систем управления большими данными (СУБД) в результате чего, в США и Великобритании уже в середине 80-х. нач. 90-х гг. были созданы первые государственные интеллектуальные системы поддержки принятия решений. Запад в свойственной ему манере реализовал то, что до конца не было сделано в СССР.

В итоге распространение и удешевление широкополосной связи в мире, развитие информационно-телекоммуникационных технологий и сферы электронной коммерции, а также соответствующие целенаправленные меры государств по формированию мирового информационного сообщества привели к образованию глобальной цифровой экосреды. При этом цифровое пространство стало новым полем геополитического противостояния между ведущими игроками на мировой арене, что подтверждается, в том числе, истерией западных стран по поводу мнимой угрозы кибертерроризма со стороны России.

Мониторинг деятельности таких организаций как управление перспективных исследовательских проектов при Министерстве обороны США (DARPA) показывает, что наши американские коллеги уделяют особое внимание таким направлениям как информационная разведка и сетевой анализ алгоритмов больших данных в иностранных государствах. При этом некоторые положения государственных документов стратегического характера в США и Великобритании недвусмысленно намекают на возможное будущее использование информационного пространства с целью воздействия на сознание граждан тех стран, руководство которых будет неугодно правящим элитам Вашингтона и Лондона. В этом контексте простая отсылка цифровой экономики к рынку с объемом в 16 трлн. долларов к 2020 году не отражает всего диапазона формируемых на наших глазах цифровых реалий.

Так же как в 70-80е гг. прошлого века существующая цифровая реальность ставит перед нашей страной сверхактуальные задачи по укреплению и качественному развитию механизмов государственного контроля над сложными социально-экономическими системами.

Поэтому особый акцент в итоговой стратегии развития цифровой экономики в России должен быть сделан именно на вопросах повышения качества функционирования государственных механизмов контроля и защите суверенитета национального информационного пространства.

В XX в. объективные технологические ограничения и усилия наших геополитических конкурентов не позволили России стать локомотивом цифровой эры – очень важно сейчас вновь не упустить исторический шанс.

Сергей Корчагин - эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть