Роль армии в Египте и характер ее вмешательства во внутриполитические процессы страны до и после революционных событий 2011 года

5 июня 2017  13:29 Отправить по email
Печать

Во многих арабских странах сразу после приобретения ими независимости значительное влияние на политическую и социально-экономическую обстановку начали оказывать военные структуры. В Египте армия также заняла важную нишу в руководстве страны. Военные сформировали новую элиту, получив контроль над основными сферами деятельности государства.

Исторически сложилась политическая культура, в которой египетские президенты происходят из офицерской среды: М. Нагиб, Г.А. Насер, А. Садат, X. Мубарак. Приход к власти военных произошел после Второй Мировой войны, когда в Египте, как и ряде других арабских государств, процессы политической и других сфер попали под зависимость сложившихся военно-гражданских отношений в регионах Ближнего Востока. В обществе обострились противоречия, связанные с внутриполитическими и социальными процессами, что в условиях отсутствия альтернативной силы послужило причиной утверждения военных во главе государственной власти. Новая расстановка сил в жизни египетского государства позволила стабилизировать внутриполитическую среду и ликвидировать внутренние противоречия и конфликты.

Итак, в середине прошлого века в Арабской республике Египет армия и силы государственной безопасности утвердились в руководящих позициях и стали определяющей политической силой, что оказало неоднозначное влияние на развитие политического процесса в стране. Так, в государстве устанавливалась закрытая система власти, а формирование гражданского общества и развитие демократических институтов остановилось, что являлось негативным следствием перехода власти к военным. С другой, позитивной стороны именно удержание военными власти в своих руках способствовало успешному противостоянию внешним угрозам и внутренним проблемам, стабилизации и укреплению централизованной власти, сплочению общества и его мобилизации в решении назревших социально-экономических проблем. Однако для долгосрочной стабилизации политических процессов государству необходимо было установить определенный баланс в отношениях между военными и гражданскими элитами [1].

В период 1970-1980 годов, добившись стабильности во внутриполитической жизни после охвативших арабский мир военных переворотов, армия в Египте приняла позицию «защитницы» власти и была возведена в ранг государственного института, что способствовало ее выходу из-под общественного контроля. Однако гражданские институты политической власти стали укрепляться, и вместе с тем продолжалось стремление правительства к ограничению влияния военных на внешне- и внутриполитические процессы. Возникла потребность в поиске средств и мер, способных оказаться эффективными в предотвращении вооруженного захвата власти армией. Сотрудничество властей и армии было решено начать с налаживания личных отношений между лидерами государства и египетских вооруженных сил. Одновременно с этим политический режим Египта следовал курсу деполитизации военных: привлекались иностранные специалисты, а основные рычаги государственного управления передавались гражданским политическим деятелям. Так, по законодательству Арабской Республики Египет военнослужащим запрещалось заниматься политической деятельностью и состоять в политических образованиях [2]. В этих мерах прослеживается тенденция к стремлению государства ограничить влияние армии и закрепить над ней свой контроль, сделав ее народной силой, а не политической [3]. Таким инструментом контроля стало финансирование армии и индивидуальное материальное стимулирование военных представителей: расходы на содержание армии в Египте составляли около трети государственного бюджета.

Также в Египте расширялись службы безопасности и создавались «параллельные» военные ведомства – военная разведка [4]. Роль разведки помимо решения задач обеспечения безопасности заключалась также и в том, что она оказывала поддержку в плане деполитизации национальных вооруженных сил и имела большое влияние на главу государства в определении политики режима. Таким образом, на рубеже 1970-1980 годов в Египте регулярная армия разделяла свою функцию контроля над внутриполитической обстановкой в стране с «параллельными» воинскими формированиями. Личный состав новых элитных войск имел большой объем привилегий и подвергался идеологизации, а от регулярной армии и обычных служб безопасности их отличало главным образом то, что их назначение было скорее в установлении внутригосударственного порядка нежели в защите от внешних угроз.

Еще одним инструментом египетского политического режима для контроля над силовыми структурами являлась кадровая политика. Во избежание непотизма и формирования групп единомышленников, в армии и военной разведке происходила частая ротация старших командиров. Правительство Египта предпринимало множество мер для того, чтобы усилить политический контроль над военными структурами, не допуская открытого вмешательства в жизнь военных, и сохранить баланс в военно-гражданских отношениях.

Итак, гражданские политики в условиях кризиса оставались неспособны обеспечить долговременную политическую стабильность и эффективное управление страной, что, в свою очередь, значительно усиливало роль военных в египетской политике с середины прошлого века.

Характер участия армии в политической жизни Египта претерпел изменения в ходе «цветной революции» 2011 года. В первую очередь, это затронуло степень вовлеченности военных в политический процесс, объемы сосредоточенной в руках военных власти, а также характер установленных целей и задач. В условиях «цветных революций» в Тунисе и Египте политическое участие военных ограничивалось установлением стабильности и правопорядка в государстве, а не сводилось к удержанию или захвату власти и личному управлению. Ключевым направлением их деятельности было сохранение баланса сил между противостоящими политическими группами и укрепление конституционных основ власти.

Революционные события 2011 года привели к тому, что именно армия стала решающим фактором в определении общественно-политических рамок революционного движения и его перспектив. Главной движущей силой «цветной революции» были народные массы, в первую очередь политически и социально активная молодежь, но важную роль сыграли вооруженные силы, которые определили рамки, пределы и итоги революционных событий. Военные стали одним из главных факторов перехода к новому политическому режиму.

В «цветной революции» 2011 года египетская армия выступила единственной силой, способной удержать контроль над ситуацией, стабилизировать социальные и политические процессы и предотвратить политический хаос [5]. Обратная ситуация была в Тунисе во время «жасминовой революции» 2010 года: армия во главе с генералом Р. Омаром отказалась выполнять приказ президента Бен Али и не открыла огонь по демонстрантам – произошел раскол в правящих верхах, и армия встала на сторону протестных масс [6].

В первые дни революционных событий в Египте, 25-28 января 2011 года, армия занимала нейтральную позицию в отношении протестов и демонстраций на каирской площади Тахрир. Но вскоре на ряде армейской военной техники стали появляться антиправительственные лозунги, гласящие о необходимости армии и народа объединиться. Уже после 28 января 2011 года армия начала постепенное вмешательство в политический процесс, не выступая против революционных событий.

Вплоть до отставки Мубарака армия проявляла себя в событиях «цветной революции» как гарант безопасности, и именно военные взяли власть в свои руки по последнему указу Мубарака - тогда было сформировано временное переходное правительство, представленное Высшим военным советом вооруженных сил Египта. По заявлению главнокомандующего Высшим советом маршала М. Х. Тантави, удержание государственной власти не являлось целью Совета. Вместе с тем армия выступила в поддержку египетской «цветной революции» и защиту ее завоеваний [7] и включилась в активную борьбу за место в политическом процессе. Высший военный совет предпринял ряд необходимых мер для сохранения независимости военных структур от гражданского правительства. Соглашение о конституционных принципах, которые должны были лечь в основу будущей конституции, включало в себя несколько пунктов, расширяющих роль армии в политических процессах, что вызвало недовольство граждан – они стали требовать немедленной перехода власти от Высшего военного совета гражданским институтам, не дожидаясь парламентских и президентских выборов [8]. В тексте соглашения о конституционных принципах говорилось о намерении Высшего военного совета взять на себя контроль за конституцией Арабской республики Египет, гарантировать сохранение светской власти и продолжать курс развития демократических свобод, кроме того, данным документом Совет намеревался сохранить за собой исключительное право разрешения вопросов в сфере обороны и управления военным бюджетом. Попытка армии закрепить за собой расширенные полномочия вызвала недовольство других политических сил и граждан и рассматривалась ими как атавизм прежнего режима. В ответ на это Высший военный совет объяснил свою инициативу мерой обеспечения безопасности в связи с угрозой исламизации политической сферы Египта после популяризации «Братьев-мусульман» по итогам революционных событий. Однако единственным возможным компромиссом стал отзыв документа.

Итак, военные сохранили свое положение, вскоре организовали выборы в законодательные органы власти, создали временную конституцию и подготовили выборы президента. Позиция египетских военных относительно революционных событий определялась историческими традициями и ролью армии в египетском обществе. Еще со второй половины XIX века армия Египта отождествляла свою миссию с интересами народа. К тому же за последние десятилетия армия была достаточно деполитизирована: не имела особых политических обязательств перед властью и была слабо связана с ней идеологически. Свержение Мубарака, на протяжении 30 лет правившего Египтом, позволило военным сосредоточить власть в своих руках. В роли временного переходного правительства Высший военный совет вооруженных сил Арабской республики Египет представил конституционную декларацию [9] и организовал референдум, на основании которого были назначены даты парламентских и президентских выборов, внесены изменения в действующую конституцию и порядок установления режима чрезвычайного положения. Таким образом, «цветная революция» 2011 года повлияла на роль и степень участия армии в политических процессах Египта, обусловив дальнейшую политическую борьбу.

Позиция армии в ходе «цветной революции» 2011 года в Арабской республике Египет стала весомым фактором в определении итогов революционных событий. Египетская армия с середины ХХ века уже разрешала множество кризисных ситуаций: «Хлебный бунт» 1977 года против президента Садата [10], восстание Центральной службы безопасности Арабской республики Египет в 1986 года против президента Мубарака [11] и «цветная революция» 2011 года. От степени вмешательства армии в революционные процессы зависело, завершатся ли они успехом или перерастут в гражданскую войну или контрреволюцию. Кроме того, значительная часть арабского политического класса продолжает трактовать многие процессы в стране с точки зрения военных и видит в ней защиту от роста влияния «исламистов», влияние которых значительно возросло на волне событий «Арабской весны». В тех странах, где «цветная революция» одержала победу, основной проблемой было решение вопроса о том, как вернуть власть в руки гражданских политиков и минимизировать участие военных в политической жизни [12]. В Тунисе, например, армия обеспечила переход власти к гражданским лицам, предпринимаются попытки восстановить демократический процесс. Армейское руководство страны ясно осознавало, что политика, навязанная армией, способна подорвать авторитет военных в обществе. В Египте армия значительно глубже вовлечена в политику, чем в Тунисе. Однако вмешательство армии в политику не означало военный переворот или установление прямого господства над политической властью. Основной целью скорее было оказание давления, влияния на правящую военную и гражданскую элиту [13].

В новейшей истории Арабской республики Египет в период с 1952 года и до сих пор государством правили 6 президентов, среди которых только один не был выходцем из военной среды – М. Мурси, находящийся у власти только год и смещенный в ходе возглавляемых военными революционных событий. Армия Египта получила беспрецедентное влияние после того, как стала свидетелем маргинализации самых влиятельных политических сил и свержения 2 президентов - Мубарака и Мурси. Кроме того, армия по сей день занимается решением большинства экономических вопросов в Египте и имеет контроль над крупномасштабными инфраструктурными проектами. Также египетская армия назначила многих своих генералов на правящие посты в гражданские и административные службы [14].

Современная обстановка в политической сфере Египта характеризуется пересмотром отношений между армией и гражданским правительством, однако армия в Египте была и остается основным институтом в стране, влияние которого проявляется во всех сферах жизни государства и общества.

Библиография:

1- Египетская армия и обновление их экономической империи [Электронный ресурс] // Исследовательский центр Карнеги, 15.04.2015,-Режим доступа: http://carnegie-mec.org/2015/04/15/ar-pub-59727

2- Ахмедов, В. Роль военных в процессе «Арабской весны» на Ближнем Востоке [Электронный ресурс] / В. Ахмедов // ЦентрАзия, 01.02.2013,-Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1359684000.

3- Сложность военно-гражданских взаимоотношений в Египте [Электронный ресурс] // Al-Jazeera Studies, 01.06.2015,-Режим доступа: http://studies.aljazeera.net/reports/2015/05/201553111285692330.htm.

4- Секреты битвы 1986 года [Электронный ресурс] // Al-Wafd, 18.08.2011,-Режим доступа: http://www.alwafd.org/ملفات-محلية/84213-أسرار-وخفايا-معركة-1986.

5- Хлебный бунт. Революция голодных 1977-2013 [Электронный ресурс] // Al-Masry al-Youm, 16.01.2013,-Режим доступа: http://www.almasryalyoum.com/news/details/282271.

6- Египет: Высший военный совет вооруженных сил распускает Парламент и отменяет Конституцию [Электронный ресурс] / BBC News, 13.02.2011, – Режим доступа: http://www.bbc.com/arabic/middleeast/2011/02/110213_egypt_army_parliament.shtml.

7- Указ №1 Высшего военного совета вооруженных сил Египта [Электронный ресурс] // Al-Ahram Gate, 10.02.2011,-Режим доступа: http://gate.ahram.org.eg/News/38770.aspx.

8- Мохова, И. М. Египет балансирует между военными и исламистами / И. М. Мохова // Независимая газета, 28.11.2011. http://www.ng.ru/courier/2011-11-28/9_egypt.html.

9- Сченснович, В. Россия и мусульманский мир / В. Сченснович // Мир и согласие. 2011. № 1. С. 47.

10- Тунисский главнокомандующий армии клянется защищать революцию и Конституцию [Электронный ресурс] // Echorouk News, 24.01.2011,-Режим доступа: http://www.echoroukonline.com/ara/articles/66886.html.

11- Спецслужбы Египта [Электронный ресурс] // Агентура.ру,-Режим доступа: http://www.agentura.ru/dossier/egypt.

12- Закон № 73 от 1956 года «Об осуществлении политических прав граждан в Арабской республике Египет».

13- Сапронова, М. А. Государственный строй и конституции арабских республик / М. А. Сапронова. М.: Муравей, 2003. С. 45.

14- Мохова, И. М. Египет балансирует между военными и исламистами [Электронный ресурс] / И. М. Мохова // Независимая Газета, 28.11.2011,-http://www.ng.ru/courier/2011-11-28/9_egypt.html.

Источник: Рыжов И.В., Толкачев В.В., Элдиб А.М. Роль армии в Египте и характер ее вмешательства во внутриполитические процессы страны до и после революционных событий 2011 года.. // Политика и Общество. - 2016. - № 11. - C. 1486-1491.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть