Социальная инженерия и проблема «экспорта демократий». Часть II

21 мая 2017  06:47 Отправить по email
Печать

Осиротелость и нищета населения, отсутствие каких-либо общественных механизмов защиты, мелкие бунты. Растущее недовольство властью оборачиваются завинчиванием гаек. В современных исторических условиях бизнес-класс, торговая буржуазия, хотя их интересы могут противоречить колониальному захвату, не способны ни возглавить, ни ему противостоять, будучи парализованы страхом перед возможной социальной местью и боясь гнева эксплуатируемого населения. Полностью беззащитно и ограбленное общество. Неотъемлемой частью социальной структуры становятся многочисленные маргинальные и люмпен-пролетарские слои населения. В условиях острого кризиса и массовой безработицы их численность постоянно увеличивается. В силу специфики своего социально-экономического положения они являются наиболее неустойчивыми в политическом отношении.

Но если рассмотреть эту ситуацию с позиций глобального социального поля и с помощью социально-инженерных понятий, то принцип минимума полной энергии поля говорит, что правильное поле и есть то единственное, которое из всех полей, получаемых как градиент потенциала, отличается наименьшей полной энергией. Действительная форма равновесия отличается от всех возможных форм тем, что для нее полная энергия принимает минимальное значение. Т.е., происходит максимальное исчерпывание полезной энергии глобального планетарного общества и тогда оно «выравнивается» и «успокаивается». Субъект воздействия применил максимально возможные средства, а объект защищался из последних сил. Интересно, что это же поле отличается минимальной величиной действия: творческое созидательное напряжение затруднено. Т.е., деградация, которую проводит Запад путем «экспорта демократий», совпадает в каких-то чертах с энтропийными законами природы.

Подчеркнем еще раз, что социальная инженерия использует экстремальные принципы. Бытует даже утверждение, что простота природы – частный случай экстремальных принципов. Социальное «действие» в стационарных состояниях социальных систем всегда стремится к экстремальным значениям, социальная природа повсюду действует согласно некоему принципу максимума и минимума. Г. Лейбниц считал, что бог наиболее экономичным образом распорядился пространством и временем, и при помощи наипростейших средств произвел наибольшие действия. Величину, которая может быть минимальной или максимальной в процессе движения, Лейбниц определил как произведение «живой силы» (кинетической энергии) на время и назвал ее «действием». Хотя в случаях социального действия часто бывает, что величина, которая претендует на то, чтобы быть сэкономленной, в действительности часто расточительно расходуется. Исследование подобных случаев с опорой на эти принципы выстраивает новую онтологию социальной сферы.

5. Пятый этап - развилка. Когда в государстве отсутствует закон, тогда люди организуются в группы и союзы. Естественно, а где же еще искать защиту, кроме как среди «своих». Такое социальное поведение хорошо обосновывается инженерным принципом экономии энергии: при вероятности развития процесса в некотором множестве направлений, допускаемых началами термодинамики, реализуется тот, который обеспечивает минимум рассеивания энергии. Сбившись в кланы, люди начинают мошенничать, чтобы достичь своих личных целей, ведь, право и закон не действуют. Как внести в общественную жизнь право и справедливость? Что побудит людей отказаться от лакомого шанса пограбить слабого? В клановом обществе, где сами рассуждения такого рода нонсенс и анархия, выход – либо в правильном выборе брачного партнера, из «нужной» и богатой семьи, либо – поиск сильного патрона-рабовладельца.

Конфуций призывал власть служить личным примером справедливости. А если власть просто не знает, что это такое? Если ее поставили вовсе не для этого? Если мы имеем дело со специально выращенным обществом, в котором отсутствуют те высокие понятия, к которым апеллируют философы? А если в специальных инкубаторах выращен народ-грабитель, получающий высшее наслаждение от убийств и грабежа?

В развилке есть и другое направление. Одной из других мер был сталинский закон о колосках и жесткое воспитание народа. Но со смертью воспитателя, отказавшегося от династического правления, больше некому контролировать нарушения.

Всему живому присущ закон экспансии, расширения своей среды. Но когда в верхах общества оказываются недееспособные к управлению слои, они не в состоянии преодолеть сверхсложный мир международных отношений и осуществлять мировую торговлю. Они не в состоянии осуществлять экспансию вовне, как это удалось сделать десяткам европейских наций. Тогда начинается экспансия внутрь, разбой и воровство у своего собственного народа. Особенность такой недееспособной к управлению группы, которую, скорее, уместно будет назвать бандой – потребление ресурсов, без их производства. Они не понимают производства и не умеют организовывать что бы то ни было. Банде постоянно должен быть обеспечен приток внешних ресурсов. Чем он больше, тем сложнее структура банды и тем она многочисленнее. Если приток внешних ресурсов иссякает, то структура банды стремительно упрощается, и она начинает поедать сама себя. Этот этап характеризуется возникновением и быстрым разрастанием напряжения и конфликтов между её участниками.

У них уже нет ресурсов для поддержания обеспечивающего их господство формата, но ещё хватает прежнего апломба и привычки нижестоящих подчиняться. Но недовольство растёт. Нехватка ресурсов всё настоятельнее требует упрощения структуры. Силы, готовые произвести требуемые изменения, накачали мускулы. За первым сокращением банды неизбежно следует второе. Ресурсов-то больше не становится. И вновь приходится сокращать бандитскую элиту и ужесточать раздел награбленного. По мере истощения ресурсов (в том числе бегства и/или вымирания ограбленного населения) численный состав банды сокращается, применяясь к сократившимся возможностям кормовой базы. Следовательно, логичная подсказка: либо ждать ускорения естественного для банды хода вещей, либо … эмиграции трудоспособного населения.

Итак, элита, вместо того чтобы обогащать и усиливать свой собственный народ, начинает расхищать его ресурсы и богатства, доводя его до нищеты, а сами рассчитывают скрыться в зарубежье. Но опасность присутствует и тут и там. Там «разденут» чужеземцев судебно-юридическими актами, тут их ждет жажда мщения и срок расплаты. Эти два средства дают работающую технологию, с которой можно ознакомить рвущихся до власти нуворишей, чтобы можно было упреждающим образом обезвредить последствия «инклюзивной демократии участия» в грабеже. Исторически к этой технологии многократно прибегали как на Востоке (например, в Японии), так и на Западе. Объевшимся «сладкой» жизни советуют тихо-мирно сдать остатки и удалиться на покой. Либо перейти на службу обществу.

Последствия существовавшей в государстве структуры банды оказываются более длительными, чем ее экономический базис. Закон корреляции (сформулированный Ж Кювье) гласит: в социальном организме как целостной системе все его части соответствуют друг другу, как по строению, так и по функциям. Изменение одной части неизбежно вызывает изменения в других, все компоненты функционально соответствуют друг другу. Следовательно, структура банды порождает связанную с ней и обслуживающую ее, сопряженную социальную когорту служителей и прихлебателей, оказывающих соответствующее влияние на нравственные воззрения окружения. И хотя выпадение одной части системы неизбежно приводит к отключению и связанных с ней сопряженных компонентов, тем не менее, инерция может длиться довольно долго и даже порождать временные сполохи.

Относительная устойчивость банды опирается на ее иллюзорную уверенность, что всему можно научиться, и что ее отпрыски, поездив по заграницам и навидавшись, и наслушавшись умных речей, завтра во фраках будут заседать в парламентах, защищая награбленные богатства. Однако, человеческий материал формируется не годами, а поколениями. Размножившиеся университеты и академии для госчиновников ни на йоту не изменят низко-корыстный стиль мышления, присущий вульгарной среде. С понятием кармы человечество знакомо, по крайней мере, уже 3 тысячи лет. А простой опыт педагогики свидетельствует, что благородство и великодушие – тяжкий труд человеческого перерождения. Прав был Ницше, когда говорил, что человек – это то, что должно превозмочь.

И так и происходит, назло всем потугам опустить человека. В условиях банды единственным своим оружием против несправедливости население изберет собственное самосовершенствование.

6. Шестой этап. Если общество еще не исчезло, то начинается процесс самоорганизации. Прежде всего, необходимо восстановление социальных норм, нужны живые образцы той социальной энергии, которая вновь создаст устойчивые социальные формы. Выдвигается индивидуальное самосовершенствование как путь к свободе. Растет новая, более тонкая и совершенная энергия, не умещающаяся в старых социальных формах. Подготовка населения и создание условий для новой трансформации. Партизанская война. Монолит – объединение вокруг новых вождей. Стряхивание коросты. Максимизация усилий на подъем целого.

Как мы видим, в каждой стадии участвует специфический тип социальной энергии, который после выполнения задачи трансформируется в иной тип. Но каждый тип энергии нуждается и создает свои собственные социальные формы. Между формами и типом энергии имеются соотношения, основанные на принципах экстремальности. Каждая социальная форма – максимально соответствует и максимизирует свой тип энергии. Не человек фигурирует в расчетах, а социальная энергия требуемого типа.

Любые локальные преобразования природы и общества вызывают в биосфере планеты реакции-ответы, которые предопределяют относительную неизменность социально-эколого-экономического потенциала. Закон гласит, что, в случае незначительных вмешательств в естественную среду, его экосистемы способны саморегулироваться и восстанавливаться, а когда эти вмешательства превышают определенные границы и уже не могут угаснуть сами собой, возникают значительные нарушениям энергобаланса на значительных территориях. Естественно и неизбежно в таких случаях хирургическое инженерное вмешательство. Банду можно утихомирить, поскольку она уже одной ногой попала в ловушку. А если банду защищает мировое сообщество?

Человечество долгим тернистым и отчаянным путем, через многие жертвы продвигается к разуму, к культуре, к самосовершенствованию,... и вдруг так легко дичает на протяжении нескольких лет, опускаясь в глубины животной алчности. Сдобренные свежевыпеченными понятиями с цивилизационной начинкой, эти технологии возбуждения свободы или порока вносятся в арсенал международной политики, и преподносятся студентам, прилежно изучающим методы … провоцирования дестабилизации в обществе. Таковы, и опирающиеся на принцип минимального действия, капиталистические порядки чисто рыночного характера. Не пора ли осознать эти методы как ведущие к взращиванию неуемного варварства, коварно используемого в своих целях международными элитами?

Но лозунги, призывы, моральная жестикуляция не эффективны в больших общественных процессах. Там перекраиваются государства, уничтожаются народы, создается военный заслон для целых континентов. И все ради сохранения награбленного. Но народы хотят выжить в этой мясорубке. Может ли им помочь социальная инженерия. Какие технологии смогут изменить ситуацию в обществе?

Социальная инженерия учит более гуманному обращению с человеческим материалом и предлагает более достойный проект демократии. Лучше переформатировать этот ресурс для более позитивного общения, нежели уничтожать его в братоубийственных войнах. Если «элиты» не отказывают себе в уме, то почему бы просто не договориться по всем вопросам, в том числе и по коэффициенту рождаемости населения, а не проливать реки крови и всюду оставлять руины и разрушения? Разве приведение всех к единообразной псевдодемократической форме правления низших по духу и уровню развития слоев (охлократия) в различных по истокам, психологии, культуре странах и должно составлять конечную цель подобных социоинженерных преобразований? Она нужна только в паразитических целях - обеспечивать наиболее беспрепятственное вторжение в страну, торможение ее развития, и постоянный конфликт между прогрессивными и ретроградными элементами, обеспечивающий условия для «перманентных революций». На Западе сформировалась олигархическая финансово-промышленная элита с особой ментальностью, для которой войны и вооруженные конфликты на чужой территории стали доходным бизнесом. Потребности обороны собственной страны ее уже не устраивают. Идеологическим прикрытием бизнеса на крови стал «экспорт демократий». По сути — это продолжение политики «плавильного котла», которой правящая элита США пытается подчинить остальной мир.

Возможно, паразитизм США кроется в более глубоких основаниях существования самого человечества? Природа сохраняет за собой право на самоубийство неудачно скроенного антропоида? Ведь уже ушли сотни других видов?

С позиций социальной инженерии также можно констатировать, что те народы или общества, которые имеют более высокий уровень агрессии во внутренних взаимоотношениях, должны довольствоваться меньшими свободами для обеспечения относительного минимума напряжённости внутри общества. Известно, что агрессивные страны нуждаются во внешней мишени, чтобы канализировать вовне агрессивную энергию, которую не могут погасить внутри. Но если страна-мишень перестает быть угрозой, или исчезает, тогда страна-агрессор в целях обеспечения защиты от внутренней агрессии и создания относительного максимума устойчивости своего общества, должна ограничить свое общество в ряде свобод. Либо же она сама разрушается. Это означает, что сокращение, либо уменьшение свободы в некотором агрессивно неустойчивом обществе может благотворно сказаться на повышении стабильности его общественного порядка. В таком случае, стране-мишени есть прямой смысл начать применять ту же технологию свободы к стране-агрессору, а самой притвориться уже испускающей дух.

Понятие свободы общественного порядка и связанные с ним различные идеолого-технологические концепции типа, демократии, прав человека и т.д., обретают этим путем, некую дозированность и адресность вместе с сопутствующим качеством объекта приложения. Таким образом, возникает целая шкала свободы и сопутствующих технологических алгоритмов. Их операционализация во множестве конкретных исследуемых контекстов многократно расширяет арсенал социально-инженерных инструментов воздействия на международные отношения (МО).

Естественно, все подобные заключения должны учитывать контекст и должны сочетаться с разнообразием стран, их размеров, культур, разными менталитетами живущих в этих странах народов, их традициями и многими другими факторами. Таким образом, первым вкладом социальной инженерии выступает то, что она помогает переформулировать классическую проблему общественного развития. Связанная с повышением благосостояния людей она, оказывается, не столь однозначно подразумевает повышение свободы (открытости общества) и капитализацию рынков как самоцель развития. Скорее, она влечет нахождение в соответствии с ментальностью людей данного общества, той рациональной степени его свободы и открытости, при которых качество жизни людей и нравственная устойчивость общества достигают максимума. Социальная энергия вместо внешней агрессии направляется внутрь человека, на его самосовершенствование, на его нравственное взросление, на созидательное самоконструирование. Т.е., проблема переходит из теоретической социологии в сферу социальной инженерии с ее методами нахождения экстремумов и последующей оптимизации личностной, социальной, организационной и иной энергии.

Необходимость комплексного анализа такой ситуации выдвигает целый ряд научных проблем, решение которых крайне необходимо для поиска ответов на нынешние вызовы геополитического, экономического, религиозного и морального характера. Это прямо касается и международных отношений.

Ранее по теме: Социальная инженерия и проблема «экспорта демократий»

Григорьян Эрнест Рубенович - доктор философских наук, профессор социологии, академик РАЕН, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть