Ползучая оккупация НАТО: как «Анаконда» поглощает Польшу и Прибалтику

Такая риторика вписывается в масштабную антироссийскую информационную кампанию
11 июня 2016  00:05 Отправить по email
Печать

6 июня в Польше стартовали крупные учения НАТО, в которых были задействованы более 30 тысяч военнослужащих из 24 стран. Название учений - «Анаконда» - вызывает ассоциации с известной геополитической атлантистской стратегией «Анаконды» - планом по сдерживанию России и контролю всей территории Евразии. По официальным заявлениям, НАТОвские военные маневры призваны отработать совместные оборонительные операции в рамках гибридных угроз.

Такая формулировка, безусловно, вызывает вопрос о том, от кого же намерены обороняться западные военные. Объект направленности очевиден. В Москве учения прокомментировали как действия, не способствующие укреплению доверия и безопасности в регионе. При этом таким же очевидным является и тот факт, что обсуждение угроз какому-либо члену НАТО со стороны России само по себе бессмысленно, поскольку данные «угрозы» - традиционные алармистские «запугивания», имеющие целью в том числе сплочение участников альянса на фоне отсутствия реальных опасностей, оправдывающих сохранение нынешнего формата блока.

Прибалтика выступает основным театром военной активности НАТО. В 2015 году прибалтийские страны и Польша также принимали масштабные учения на своей территории. Подобная активность в значительной степени объясняется тем, что именно эти государства являются источником антироссийских настроений и фобий в рамках НАТО.

Стоит отметить, что в целом такая риторика вписывается в масштабную антироссийскую информационную кампанию. Можно привести лишь несколько цитат, рисующих Россию региональным агрессором. Так, по словам главы польского МИД В. Ващиковского, «агрессивная политика» России является «головной болью Европы» и вызывает «очень опасную ситуацию» в регионе [1]. «Малопрогнозируемой» охарактеризовала политику России президент Литвы Д. Грибаускайте, заявив, что «первая фаза войны (с Россией) - информационная - уже началась» [2]. Не отстает в антироссийской риторике и Грузия: в марте этого года президент Г. Маргвелашвили заявил о «российской ползучей оккупации», дестабилизирующей закавказский регион [3].

При этом некоторые тезисы выглядят абсурдными, в том числе и с позиций военно-политических реалий. Например, по словам министра обороны Польши А. Мачеревича, Варшава намерена разместить на территории страны один батальон НАТО (примерно 600-900 человек) «для сдерживания агрессии со стороны России» [7]. Однако на фоне уже ставшей «традиционной» антироссийской риторики со стороны вышеназванных государств неожиданным стало причисление России в случае сохранения ею нынешнего политического курса к числу основных угроз безопасности в Европе, зафиксированное в Белой книге (аналог Военной доктрины) Германии [6].

С одной стороны, учения военного блока НАТО с точки зрения поддержания общего воинского уровня альянса объяснимы. Однако с другой, намеренное проведение таких учений в непосредственной близости от границ России вкупе с активной антироссийской риторикой представляется продуманной провокацией. Стоит также отметить, что руководство альянса, видимо, до сих пор не выработало системную линию в отношении России, примером чему могут послужить разнящиеся заявления руководства НАТО. Так, в марте текущего года (ныне бывший) верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе Ф. Бридлав призвал США сконцентрировать свой технический потенциал на противостоянии растущей мощи России как «экзистенциальной угрозе» всем странам альянса. Но уже в мае генерал Ф. Бридлав высказался за построение конструктивного диалога с Москвой [5]. Еще один алогизм можно рассмотреть в словах генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, который, призывая страны альянса нарастить военные силы вблизи российских границ для отражения потенциального акта агрессии (с ее стороны), заявлял, что эти меры носят исключительно мирный характер. Однако в мировой истории крайне непросто найти прецедент наращивания военного контингента у границ другого, потенциально неагрессивного государства, которое бы не способствовало возникновению напряженности.

Известный американский политолог С. Коэн полагает, что США выводят отношения с Россией на новый, опасный уровень, а ситуация, сложившаяся между Россией и НАТО, есть ни что иное, как подготовка к полноценному возможному военному конфликту [4]. При этом американский профессор отмечает, что эскалацию провоцирует именно Вашингтон, Москва же вынуждена реагировать. И если с первым тезисом можно не согласиться, то второй представляется совершенно объективным.

Представить себе развертывание альянсом полномасштабной военной кампании против России практически невозможно: по сути для этого нет ни причин, ни средств. Примером этому может послужить хотя бы фактический отказ союзников Турции по НАТО (в том числе и США) поддержать Анкару в спровоцированном ею конфликте с Россией. Однако формирование очагов напряженности и, как следствие, поддержание качества российско-европейских отношений на низком уровне - совсем иное дело. Периодические всплески антироссийских настроений (в первую очередь в ряде стран Восточной Европы) позволяют Вашингтону прочно присутствовать в Европе, а вовлечение в НАТО новых стран (например, таких военно-неэффективных, как Черногория) не только расширяет географию влияния США в регионе, но и поддерживает американский военно-промышленный комплекс, поскольку унификация стандартов армии страны-кандидата в НАТО с ее (НАТО) стандартами делает эту страну потребителем военной продукции ВПК США, как основного «поставщика» военной техники альянса.

Что касается России, то военные учения НАТО возле ее границ, конечно, не представляют собой такой же угрозы как, в частности, формирование инфраструктуры противоракетной обороны в странах Восточной Европы или дополнительных военных контингентов на постоянной основе в этом же регионе. Вместе с тем, Москва действительно находится в позиции «реагирующего»: военная активность НАТО в Европе провоцирует изменение региональной военной ситуации, в связи с чем Россия вынуждена анализировать действия альянса с точки зрения потенциальных угроз национальной безопасности страны.

[1] Глава МИД Польши назвал Россию головной болью Европы. http://politrussia.com/news/glava-mid-polshi-490/

[2] Даля Грибаускайте: Россия же напала на Литву. http://www.mk.ru/politics/2015/03/04/dalya-gribauskayte-rossiya-uzhe-napala-na-litvu.html

[3] Российская ползучая оккупация в Грузии нарушает безопасность в регионе. http://www.apsny.ge/2016/mil/1457641913.php

[4] Beyond Cold War to Mobilization for War Against Russia?. Stephen F. Cohen. http://www.thenation.com/article/beyond-cold-war-to-mobilization-for-war-against-russia/

[5] Breedlove: NATO Needa To Talk To Russia. June 9, 2016. http://www.defensenews.com/story/defense/policy-budget/policy/2016/06/09/breedlove-nato-talk-to-russia-communication/85645152/

[6] Das sind die größten Risiken für Deutschlands Sicherheit. 4.04.2016. http://www.welt.de/politik/deutschland/article155952158/Das-sind-die-groessten-Risiken-fuer-Deutschlands-Sicherheit.html

[7] Polish Official: Battalion Enough to Deter Russia. May 31, 2016. http://www.defensenews.com/story/defense/international/europe/2016/05/31/polish-official-battalion-enough-deter-russia/85207426/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть