Госдолг Белоруссии: рефинансировать или объявить дефолт

Правительство Белоруссии подняло предельную планку госдолга, но он готов преодолеть и её
12 августа 2018  22:30 Отправить по email
Печать

Размер госдолга Белоруссии добрался до очередного максимума и с учетом пиковой нагрузки по погашению в текущем и следующем годах может вырасти. Рефинансирование проблематично, а без него обслуживать госдолг нечем.

Динамика госдолга Белоруссии за последние 10 лет, рассчитанного по методологии МВФ и включающего в себя долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством (гарантии по внешнему и внутреннему финансированию, привлеченному белорусскими субъектами), демонстрирует угрожающий экономической безопасности рост. Константин Смыслов проанализировал феномен в белорусской «Экономической газете» и пришел именно к такому выводу.

В 2008 г. внешний госдолг Белоруссии составлял 5,2% ВВП и был меньше внутреннего (6,3% ВВП), а совокупный госдолг не достигал и 12% ВВП (объем ВВП в эквиваленте USD по данным Всемирного банка). Однако уже в 2009 г. внешний госдолг РБ обогнал внутренний, и его резкий рост продолжился до 2012 г.

За 2012–2016 годы рост внешнего госдолга значительно замедлился. Внутренний в 2012–2013 годах возрос из-за конверсии внешней задолженности во внутреннюю - для оплаты внешних долгов наше правительство собирало валюту у белорусских субъектов, и тогда же наступил период агрессивного валютного кредитования госпредприятий под гарантии правительства. Тогда долговая нагрузка на ВВП стабилизировалась на уровне 30%, а внешний долг – 20%.

В 2015 году была проведена очередная девальвация, которая ударила по валютному эквиваленту ВВП, в результате чего доля госдолга подскочила до 40%, показатель внешнего долга вырос до 28%. В начале 2017 года нагрузка на ВВП достигла 48%, к концу того де года снизилась до 46%. При этом продолжился рост внешней задолженности – она достигла 34% ВВП, при сокращении внутренней.

Госдолг Белоруссии в национальном определении (без гарантий правительства) на 01.07.2018 г. составил 42 млрд. BYN (21 млрд. USD) и уменьшился на 0,5% с начала года – до 36,7% к ВВП: внешний госдолг составил 16,4 млрд. USD до 28,6% ВВП, а внутренний госдолг составил 9,3 млрд. BYN (4,6 млрд. USD - до 8,1% ВВП.

По состоянию на 1 января 2018 года гарантированный правительством долг составлял 7,8 млрд. BYN или 7,2% ВВП, в том числе внешний – 3,9% ВВП и внутренний – 3,3% ВВП. По критериям МВФ на 01.01.2018 г. он достиг 15% госдолга.

За I полугодие 2018 г. Белоруссия привлекла внешних государственных займов на 1,2 млрд. USD, направив на погашение внешнего госдолга 1,4 млрд USD. Основными источниками внешнего долга стали еврооблигации, правительство и банки России, банки Китая и ЕФСР, менее значимыми - ЕБРР, МБРР и СИБ и США.

«Беларусь приняла экономически безопасный порог внешнего долга в 45% ВВП. Из него 25% ВВП – внешний госдолг, 20% ВВП – внутренний. Платежи по обслуживанию госдолга должны укладываться в 10% доходов республиканского бюджета. С учетом гарантированного долга этот порог на 01.01.2018 г. оказался превышен. По внешнему долгу норма «спокойно» превышается уже давно», - констатировал Смыслов.

При этом он отметил: «Впрочем, в Беларуси внутренние меры по сдерживанию внешнего долга более строгие, чем те, которые заложены в Маастрихском соглашении для стран еврозоны (60% ВВП). Что неудивительно – нашей развивающейся экономике для движения вверх требуется больше ресурсов».

Белорусским законом № 86-З от 31.12.2017 «О республиканском бюджете на 2018 год» определены предельные уровни госдолга и гарантированного госдолга: внешний – 19,6 млрд. USD, внутренний – 10 млрд. BYN, внутренний гарантированный – 3,1 млрд. BYN, внешний гарантированный – 3 млрд. USD.

«До окончания года стране нужно заплатить кредиторам 3,8 млрд. USD (основной долг – 2,5 млрд., проценты – 1,3 млрд.), - обратил внимание Смыслов. - Наиболее весомые расходы по кредитам правительства и банков России (1,0 млрд. USD), еврооблигациям (0,9 млрд. USD), кредитам китайских банков (0,6 млрд. USD) и ЕФСР (0,5 млрд. USD). Выплаты другим кредиторам составят всего лишь 0,1 млн. USD».

Тем же прошлогодним законом определено направление экспортных нефтепошлин (в 2018 г. ожидается 0,5 млрд. USD) исключительно для погашения госдолга. На эту же цель в 2018 г. будут использованы доходы бюджета в размере 1,3 млрд. USD и резерв, сформированный из заимствований 2017 г. для погашения еврооблигаций – 0,8 млрд. USD, а также другие источники на сумму 1,2 млрд. USD (транш кредита ЕФСР – 0,2 млрд. USD, средства от размещения внутренних гособлигаций – 0,4 млрд. USD и внешних – 0,6 млрд. USD).

«Тем самым возможности Беларуси по обслуживанию внешней задолженности оказываются под напряжением, тогда как перспективы по наращиванию объемов привлечения финансирования пока складываются благоприятные (улучшение суверенных рейтингов, макроэкономическая стабилизация)», - обратил внимание белорусский аналитик.

«В то же время возможности для внутреннего рефинансирования внешнего долга (наиболее «безболезненный» для Беларуси выход, ведь старые выпуски облигаций можно конвертировать в новые, тем самым отсрочивая момент погашения основного долга) оказываются ограниченными – как бюджетом, так и желанием субъектов приобретать валютные гособлигации – для этого нет госгарантии возврата средств (как по депозитам), и спрос начинается с более высокой доходности, чем государство готово предложить. Вот почему практически ни один выпуск валютных гособлигаций не размещается сразу и в полном объеме, как правило, это происходит за 2–3 раза до окончательного размещения», - пояснил он.

Напомним, что по данным Fitch Ratings госдолг Белоруссии давно превысил половину ВВП. Государственный долг Белоруссии, включая гарантии в размере 9,5% ВВП, достиг 52,5% ВВП на конец 2017 г. и сегодня также превышает половину ВВП – при том, что Минфин Белоруссии определил пороговое значение госдолга в 45% ВВП.

Агентство констатировало: «Показатели чистого внешнего долга (46% от ВВП) и обслуживания внешнего долга (16% от текущих платежей в иностранной валюте) по-прежнему существенно выше, чем у эмитентов с сопоставимыми рейтингами».

«Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте). Fitch включает государственные гарантии в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности. Значительное присутствие госсектора (65% активов) в финансовом секторе создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов», - пояснили эксперты агентства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть