Пасха: крашеные яйца и маца

Памяти всех моих предков и Михаила Федоровича Дубенецкого
16 октября 2014  23:36 Отправить по email
Печать

Память с годами все чаще возвращает в деревенское детство. Родной Огдемир (официально его название пишется Огдемер, но местное население произносит его -- Ог(х)дэмыр), большой деревянный дом бабушки Бали (в деревне ее звали Барбара, а по документам она – Варвара) и Пасха. Этот большой православный праздник для меня навсегда связан с бабушкой Балей, которая к этому праздничному дню готовила не только крашеные яйца, но и мацу вместо кулича. Ее мацы имели форму большой сковороды. С ее рук, да еще на Пасху постный (нысчымный – ни с чем!) блин после прочтения Отче наш казался удивительно вкусным…

В мировоззрении и быте бабушки Бали сплелись воедино две веры – православие и иудаизм. Ее отец Яков Федюкович был огдемирским раввином и имел местное прозвище Мейер (Мэйир), так как был старшим из двойняшек: его "младший" на какую-то минуту брат-двойняшка Ляба (Лейба) был известным на всю округу православным богомазом Николаем Федюковичем, что отразилось и на фамилии его сына – Федюкович-Богомаз. Род Федюковичей не был в этническом плане еврейским, хотя какую-то еврейскую примесь исключать и нельзя. В конце 19-го столетия и до 1-й Мировой войны большинство жителей Огдемира были православными, а примерно треть жителей деревни исповедовали иудаизм. И среди этих огдемирских иудеев почти не было евреев. Иудейская община Огдемира распалась во время 1-й Мировой войны, когда почти половина жителей деревни уехала в беженцы в центральную Россию – под Ульяновск и Самару.

Интересна судьба моего прадеда Якова Федюковича. Будучи иудейским раввином, он женился на моей прабабушке Вере – дочери православного батюшки из соседней деревни Гутово. И принял вслед за братом-богомазом Лябой/Николаем православие. Но при этом продолжал и оставаться раввином, а его дом в центре деревни и дальше продолжал быть и местной синагогой. Как мне рассказывали в 1970-80 годы старые люди, такая двуконфессиональность – православная и иудейская – до 1942 года, когда "чистых" иудеев фашисты стали уничтожать в ямах, была свойственна всем или почти всем огдемирским иудеям: в их домах на столе или на подоконнике мог стоять три- или семисвечник, а в углу гостиной обязательно висела икона Божьей Матери. И праздновали огдемирские иудеи-православные праздники обеих конфессий.

Такая дву- и даже триконфессиональность была свойственна не только жителям Огдемира, но и всей южно-ятвяжской местности (Брестско-Пинский регион). Мой названный (второй) отец – Михаил Федорович Дубенецкий – был родом из деревни Остров под Пинском, его отец был православным батюшкой. Так вот он мне рассказывал, что жителей Острова и округи отличала религиозная толерантность: православные могли крестить или принимать участие в венчании католиков, иудеи могли быть крестными у православных, католики, заходя в церковь крестились справа налево… Михаил Федорович так описывал субботне-воскресную жизнь ятвяжских деревень в период до Великой Отечественной войны: сельчанин, какой бы он веры не был, проходя мимо церкви, синагоги или костела обязательно останавливался напротив и или крестился, или поклонялся…

Несколько слов о М.Ф.Дубенецком. Он прошел все ступеньки партийной и государственной службы от райкома комсомола до ЦК КПБ, в последние годы своей трудовой деятельности он возглавлял главное книжное издательство БССР в Минске – "Художественная литература" ("Мастацкая лiтаратура"). Именно благодаря ему были напечатаны самые знаковые и откровенные книги и Василя Быкова, и Владимира Короткевича… Михаил Дубенецкий сделал очень много для того, чтобы правда о непростой и очень интересной истории Етвязи была открыта и обнародована.

Термин "ятвяги" я впервые услышал от своей бабушки Бали. На ятвяжском наречии он произносился – йитьвегы. Этим термином моя бабушка определяла наших местных жителей в недалеком прошлом. И только! Подумать что-то иное, более широкое и глубокое, о ятвягах я тогда не мог – не хватало знания. Позже я попал под влияние литовских мистификаций, приписывающих ятвягам этническую балтийскую принадлежность. И даже на короткое время увлекся этими литовскими выдумками. Первое мое отрезвление от литовского хмеля случилось благодаря Геннадию Афанасьевичу Цихуну: я, аспирант Института языкознания АН БССР, пересказывал ему литовскую легенду происхождения термина "ятвяги", а он, уважаемый доктор и профессор филологии, задал мне вопрос: а вы не думали о том, что термин "ятвяги" может скрывать не этническую окраску, а конфессиональную, например, что ятвяги – это поклонники Йеговы/Яхве/Етьвы? Тогда этот вопрос уважаемого Г.А.Цихуна меня и смутил, и испугал… Дело в том, что в нашем роду, наблюдавшем ужасы ям Великой Отечественной войны, было не принято говорить посторонним о своей еврейской и иудейской составляющей. Позже тему происхождения термина "ятвяги" я обсуждал и со своим научным руководителем профессором БГУ, главным мировым специалистом полабского языка Адамом Евгеньевичем Супруном. Именно его подсказки и помогли мне понять суть и смысл Ятвяжской Руси. Именно от него я впервые узнал, что жители Полабской Руси и других соседних русских территорий, в том числе и Етвязи, в момент создания Древнерусского государства в 862 году с центром в Великом Новгороде были не только язычниками (народное верование), но и иудеями…

Историки знают, что первыми значительными победами Древнерусского государства в IX-X столетия был разгром Хазарского каганата, начавшийся из завоевания в 864-6 годы Киева, а потом и всей нынешней Новороссии, северного Кавказа… Историки знают и то, что "государственной" – цементирующей – религией Хазарии был иудаизм. Знают историки и факт существования в те времена Русского каганата, о котором почти отсутствует информация и даже предположения.

Осмелюсь высказать свое предположение, свое видение победы Русского каганата над Хазарским в контексте Древнерусского государства. К 862 году произошло объединение Полабско-Ятвяжской Руси и Руси Полоцко-Ильменской. Представитель Полабско-Ятвяжской Руси Рурик, скорее всего, на момент возглавления им объединенного Древнерусского государства исповедовал иудаизм. Иудейская община Древнерусского государства и могла считаться Русским каганатом. Но этот термин очень редок, а вот термин ятвяги упоминается буквально во всех русских летописях, военная слава воинов-ятвягов в них воспевается… Полагаю, что молодой Русский каганат – Полабско-Ятвяжская часть Древнерусского государства – не мог мириться с лидерством своих старых единоверцев из Хазарского каганата, и в значительной степени с помощью смелых и умелых русичей-ятвягов, составлявших основу русского войска, победил и подчинил хазар своей власти.

Здесь возникает вопрос: почему же тогда древние русы не остались в иудейской вере, а в итоге выбрали византийское (греческое) христианство? Дело в том, что ни полабчане, ни ятвяги не были ашкенази. Ашкенази – это евреи центральной Европы, исповедующие иудаизм и пользующиеся идиш! А как же тогда назывались русские люди из Полабской Руси и Етвязи, исповедующие идиш-язычный иудаизм? И вот тут приходит понимание значения термина ятвяги в устах моей бабушки! Да, она не могла мне этого объяснить, но мои исследования, заданный вопрос профессором Г.А.Цихуном, обсуждение темы с профессором А.Е.Супруном и М.Ф.Дубенецким, а главное – Паска с крашеными яйцами и мацой… позволили мне и углубиться в историю, и перейти с этнического на конфессиональный масштаб при рассмотрении событий глубокой старины. Ятвягами в древнерусские времена называли русских людей Етвязи (регион от Твангоста/Калининграда на северо-западе до Луцка, Пинска, Мозыря на юго-востоке), которые были в основном иудейского вероисповедования. Ашкенази – это евреи, исповедующие идиш-язычный иудаизм, ятвяги – это русские, исповедующие иудаизм на идиш. История Ятвяжской Руси, как Русского каганата, в составе Древнерусского государства имеет временные рамки – с 862 по 1283 годы. Позже ятвяги на территории Русской Литвы перешли в основном в православие, как это сделал и князь Минда/Миндаль/Мендаль/Миндовг, который является ее первым правителем. А ятвяги на территории северной Етвязи, захваченной Ватиканом и названной Тевтонским орденом, в основном перешли в католицизм, также в основном в католицизм перешли и ятвяги срединной Етвязи (польская Мазовия). В то же время часть ятвягов Етвязи по тем или иным причинам оставалась иудейской веры. На территории северной Етвязи во времена германской Пруссии ятвяги органично превратились в ашкенази, а их вилька на острове Книпов влилась в состав Кёнигсберга. На территории же южной Етвязи (Брестско-Мозырско-Луцкий регион) ятвяги, как русские иудейского вероисповедования на идиш, оставались ятвягами и до Великой Отечественной войны.

А свои мацы на Пасху моя бабушка Баля пекла примерно до 1988 года (умерла она в 1990 году в 90 лет).

Вышеизложенное – ответ на самый часто задаваемый мне вопрос: а куда делись ятвяги? А на вопрос: возродятся ли? – ответа пока нет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть