Александр Гронский: "Польский скандал" и внешнеполитический выбор Белоруссии

11 февраля 2010  00:08 Отправить по email
Печать

На днях в Белоруссии произошло событие, сразу же вылившееся в международный скандал - пока на уровне отношений с одним из ближайших соседей. Однако события грозят распространиться и далее. Скандал разразился вокруг захвата милицией Польского дома в городке Ивенец Минской области 8 февраля. В здании находились активисты непризнанного белорусскими властями Союза поляков Белоруссии. Милиция очистила здание от сторонников незарегистрированной организации и привела в него местного руководителя официального Союза поляков.

Раскол на "оппозиционных" и "пропрезидентских" поляков в Белоруссии произошёл в 2005 году. С той поры в Белоруссии существуют две организации. Одна из них официально зарегистрирована и ведёт деятельность в рамках белорусского законодательства, другая не зарегистрирована и, кстати, никакими серьёзными нарушениями того же белорусского законодательства не прославилась. Только "оппозиционные" поляки, в отличие от "официальных", поддерживаются Польшей.

Ивенецкий инцидент моментально вышел на уровень польских властей. Из Минска для консультаций был отозван польский посол, который стал таковым в 2007 году после двухлетнего перерыва, произошедшего именно из-за раскола Союза поляков. Пресс-секретарь МИД Польши Петр Пашковский заявил в радиоинтервью, что отзыв посла на консультации является политическим сигналом того, что польская сторона склонна к негативной оценке такого отношения к полякам со стороны белорусских властей. В МИД Польши также для объяснений был вызван посол Белоруссии в Варшаве Виктор Гайсенок. Кроме того, польская сторона пообещала довести информацию о случившимся до сведения еврочиновников. Польские представители в ЕС заняли жёсткую позицию в данном вопросе и, похоже, постараются приложить все усилия, чтобы проблема постоянно напоминала о себе в стенах Европарламента.

Скандал возник в очень неудачное для белорусского правительства время. 2009 год ознаменовался креном Белоруссии на Запад, который, напоминая об отсутствии демократии в стране, тем не менее, начал некое подобие конструктивного диалога. Белоруссия застолбила за собой место в "Восточном партнёрстве", с европейскими странами начались кое-какие экономические проекты и, наверное, самое главное - Белоруссия смогла получить от западных организаций так необходимые в прошлом году кредиты. Конечно, не всё шло гладко, но диалог налаживался. Как минимум внешне.

2010 год не снял тех проблем, которые возникли в 2009. Всё также белорусские власти готовы говорить о кредитах, всё также нужны рынки сбыта для белорусской продукции, всё также нужно выполнять взятые в прошлом на себя обязательства. Такое время совсем не подходит для скандала. Обратим внимание на политический фон инцидента. Февраль 2010 года для Белоруссии является важным месяцем на европейском направлении внешней политики. В первую очередь это касается "Восточного партнёрства".

Похоже, что Белоруссия вступила в "Восточное партнёрство" по двум причинам. Во-первых, для получения экономических дивидендов, а во-вторых, назло России. Первое понятно: в период кризиса, когда кредиты даются не всегда на выгодных условиях, хорошо бы иметь "запасной вариант" на случай потери традиционных источников кредитования. Конфликт с Россией из-за того, в какой валюте выдавать белорусской стороне российский кредит, как раз проиллюстрировал это. Второе тоже не так глубоко спрятано. Всё упирается в Абхазию и Южную Осетию. И если Россия намекает на какие-то серьёзные подвижки в российско-белорусских отношениях в случае выполнения союзного долга, т.е. признания независимости новых кавказских государств, то это признание рвёт все надежды на подобные подвижки со стороны Запада. Плюс к этому, налицо постоянные российско-белорусские претензии по поводу нефти, газа, мяса, молока и прочего. Видимо, экономические споры с Россией и частично подтолкнули Белоруссию к "Восточному партнёрству" как к возможности погрозить соседу чужими кулаками. Однако вернёмся к конфликту с белорусскими поляками и европейским эхом на эти события. Глава делегации Европарламента по связям с Белоруссией Яцек Протасевич является гражданином Польши, следовательно, ему не чужд интерес к ситуации, в которой оказались его соотечественники в Белоруссии. Напомним, что польские депутаты Европарламента заняли достаточно жёсткую позицию в отношении официального Минска. Подача евродепутатам информации о Белоруссии в связи с последними событиями может быть немного откорректирована, и о стране сложится определённое впечатление. Тем более, что белорусская оппозиция опять начинает заявлять о свёртывании либерализации во внутренней политике и усилении государственного контроля над общественной активностью. Таким образом, голоса евродепутатов-поляков и белорусской оппозиции могут совпасть, что подтолкнёт Европу к ужесточению оценок действий белорусского правительства.

Кроме того, некоторые последствия заставят белорусскую сторону задуматься о смысле участия в "Восточном партнёрстве". Так, по мнению экспертов, финансовые возможности данной программы не такие уж обширные. Белорусы могут рассчитывать лишь на 1-1,5 млрд долларов, что с условиях современной экономической ситуации никакой погоды не делает. Белоруссии требуется в год около 9 млрд долларов, чтобы поддерживать нынешнее состояние экономики. "Восточное партнёрство" может оказаться трамплином к другим источникам кредитования из Европы, но это дело будущего, да ещё и в сослагательном наклонении, а Белоруссии деньги нужны сейчас. Очень похоже, что Белоруссия ждать не согласна, т.к. положение не улучшается, а через год президентские выборы. Для более весомого приложения к пропаганде кандидата от власти крайне необходимо показать видимый для простого обывателя экономический подъём или, опять же, видимое улучшение жизни рядовых граждан. И в этом случае "Восточное партнёрство" не является по-настоящему принципиальной для белорусских властей организацией. Причина проста - партнёрство не может дать быстрый эффект улучшения финансового положения.

Кроме того, в рамках "Восточного партнёрства" появилась ещё одна частная проблема - "Евронест", парламентская ассамблея "Восточного партнёрства", в которой представлено по 10 парламентариев от каждой из 6 стран-партнёров и 60 депутатов от 27 стран "старой Европы". В идеале формула 60 на 60 выглядит хорошо, но на практике она не действует, т.к. Европа не считает современный белорусский парламент до конца легитимным. Разговор со стороны Европы идёт о формуле "5+5", по которой половину белорусских мест займут депутаты, а оставшиеся места достанутся представителям оппозиции. Официальный Минск видит в таких проектах ущемление своих интересов и предлагает всю белорусскую десятку набрать из парламентариев или, в крайнем случае, самому участвовать в отборе оппозиционных кандидатур. Это не устраивает евроструктуры, поэтому проблема зависла в воздухе. Нужно также заметить, что белорусская делегация не будет равноправным партнёром в любом случае - ей уготован всего лишь статус наблюдателя. Если Европа определилась с Белоруссией и заняла позицию "не пущать", то тут как раз и помогут польские заявления о нарушении прав нацменьшинств. Так что ситуация с неофициальным Союзом поляков выгодна тем евросилам, которые не видят нынешнюю Белоруссию в какой-либо связи с Европой.

Это, в свою очередь, очень на руку белорусской оппозиции, потерявшей доверие своих западных спонсоров после откровенных неудач на всех предыдущих выборах. Постепенное налаживание отношений официального Минска с Европой оставляет всё меньше шансов для оппозиции реализовывать западные проекты и гранты. Оппозиция при таком раскладе попросту остаётся за бортом и большой политики, и серьёзного общественного влияния. Тем более, что в условиях мирового кризиса традиционные доноры для всех оппозиций постсоветского пространства не очень горят желанием поддерживать неэффективные организации. Белорусско-польский конфликт может оказать белорусской оппозиции существенную помощь в деле превращения белорусской части "Евронеста" с формата "5+5" в формат "10+0". Любой серьёзный конфликт белорусского правительства с евроструктурами, который потянет за собой заявления об усилении авторитаризма или чего-либо подобного, даст оппозиционным организациям шанс открыть второе дыхание и стать главными представителями Белоруссии в пространстве Евросоюза. Кстати, белорусскую сторону должно раздражать то, что все послабления для оппозиции, которые появились в последнее время, самими оппозиционерами и западными представителями расцениваются не как добрая воля белорусского правительства, а как давление Запада на белорусскую власть. Любое заявление подобного плана подчёркивает зависимость внутренней белорусской политики от давления внешних сил, что для суверенного государства не является нормой.

Таким образом, самая резкая позиция Польши в отношении ивенецкой проблемы выгодна белорусской оппозиции, которая имеет шанс попасть вместо белорусских парламентариев в "Евронест". Интересно было бы проследить, как ситуацию с Польским домом будут в дальнейшем комментировать оппозиционные СМИ. С одной стороны они будут проявлять заботу о правах нацменьшинств, а с другой - лить воду на свою мельницу для участия в европейских проектах. Поскольку белорусская оппозиция имеет давние связи с польской стороной, вполне возможно, что выступление общим фронтом будет согласованным, что нанесёт серьёзный удар по престижу Белоруссии как толерантного государства. Видимо, польские депутаты Европарламента, независимо от того, нужно ли это белорусской оппозиции или не нужно, сделают всё, чтобы Европа отреагировала. Польские политики всех ориентаций более последовательны, чем их российские коллеги в деле защиты интересов своих соотечественников за рубежом. "Карта поляка", поддержка культурно-общественной жизни поляков за пределами Польши, мечты и заявления о воссоздании очередной Речи Посполитой "от моря до моря" не позволяют польским политикам сидеть сложа руки и не обращать внимания на проблемы своих соотечественников за пределами польского государства.

Что же касается дальнейших белорусско-польских отношений, то, видимо, они будут строиться не без учёта экономической составляющей. Несмотря на то, что польский посол из Минска отозван, Польша очень интересуется белорусской электроэнергией, поскольку своей не хватает. Поездки белорусских граждан в Польшу за покупками да и просто в гости к родственникам дают возможность оставлять деньги белорусских граждан в Польше, кроме того, любые виды обмена, начиная от поддержания родственных связей и заканчивая образовательными и учебными программами, могут создавать вольных или невольных агентов влияния. Мой знакомый, исповедующий оппозиционные взгляды и часто бывающий в Польше, с негодованием говорил о том, что в польских вузах можно увидеть объявления, призывающие студентов летом отправляться по спецпрограммам в Белоруссию, чтобы "поднимать польскость" на "восточных окраинах". Поэтому при самых напряжённых отношениях между правительствами ни одно из них не позволит себе спровоцировать критику путём затруднений передвижения обычных граждан через границы. Если такие затруднения и возникнут, то в них попадут случайные люди, которые попросту станут "козлами отпущения" в период нелюбви правительств друг к другу. Поэтому стоит ожидать охлаждения отношений на государственном уровне. Польская сторона уже предложила запретить въезд на территорию Польши лицам, замешанным в скандале с ивенецким Польским домом. Ну, и новости станет смотреть интереснее по обе стороны границы. Зрители будут узнавать много ранее неизвестных вещей о "неджентельменском" поведении белорусского правительства (это, если новости идут в Польше) или польского (соответственно, если смотреть белорусские СМИ).

Для Польши и Европы существует единственная опасность в раскручивании скандала с положением польского меньшинства в Белоруссии: после серьёзных нападок на белорусские власти, последние могут в состоянии эмоциональной приподнятости порвать с "Восточным партнёрством". Тогда перед Белоруссией уже не будет стоять выбора пути. Таможенный союз, КСОР ОБКБ, единая система ПВО, безальтернативные поставки нефти и газа вынудят белорусские власти взять крен в сторону России, а там и до признания Абхазии и Южной Осетии недалеко. Если Европе нужна лояльная Белоруссия, поляки так и останутся при своём мнении в Европарламенте, если же Европа приняла однозначное решение об отсутствии интереса к Белоруссии, скандал станет корректной возможностью охладить отношения. Существует ещё один вариант: Запад до сих пор не определился в отношении Белоруссии, поэтому однозначного решения пока не принял. В свете непонятной ситуации на Украине с президентскими выборами западные деньги могут быть переориентированы на установление сотрудничества с новой украинской властью, если это будет Виктор Янукович. Тогда Белоруссии придётся смириться с тем, что о ней, как о "центре Европы" и "мосте с Востока на Запад" забудут. Украина всё-таки более лакомый кусок. Она и больше по площади, и имеет выход к морю, и антироссийские (что равно прозападные) настроения на Украине выражаются более явно.

Вообще, очень похоже, что Белоруссия постепенно подходит к той черте, после которой она должна конкретно определиться, с кем она будет. И "польский скандал" - это одно из многочисленных мелких событий в цепочке этого определения.

Александр Гронский - белорусский историк и политолог

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть