Газотранспортный коридор Иран-Армения-Грузия, или О тщетных поисках смыслов

30 июля 2016  08:59 Отправить по email
Печать

28 июля Иран заключил соглашение об экспорте газа в Грузию через территорию Армении. Об этом заявил министр нефти Ирана Биджан Зангане во время встречи с министром энергетики и природных ресурсов Армении Левоном Йоляном. На фоне царящей в Армении в течение последних двух недель внутриполитической напряженности данный информационный повод был отчасти затушеван и не удостоился нужного внимания со стороны СМИ и аналитиков. И тем не менее, нашлись-таки фигуры, усмотревшие в указанном соглашении глубкий политический контекст.

А именно: Армения постепенно и целенаправленно сбрасывает с себя российские оковы, и соглашение с Ираном о транзите газа в Грузию – ключевой шаг, открывающий для Армении новые горизонты региональной интеграции. Вполне очевидно, что российкая сторона никоим образом не отреагировала на результаты армяно-иранских переговоров, да и вряд ли отреагирует. Ибо соглашение, достигнутое между Ираном и Арменией, имеет сугубо технический характер и никоим образом не призвано создать альтернативу российским поставкам. И вот почему.

Газопровод Иран-Армения является собственностью Газпрома, и любое решение, связаное с его эксплуатацией, будет согласовываться с российской монополией. Само участие России в строительстве магистрали в начале 2000-х годов было, прежде всего, обусловлено необходимостью установления контроля над реализацией транзитного потенциала Армении, вследствие чего диаметр газопровода был сужен с проектируемых 1,4 м до 70 см. В результате была значительно понижена его пропускная способность, а следовательно, транзитные перспективы также оказались под вопросом. Кстати, сама российская сторона никогда и не скрывала своих истинных намерений. Так, еще в 2005 г. на заседании комиссии Совета Федерации заместитель председателя правления ОАО “Газпром” Александр Рязанов заявил о том, что газопровод Иран-Армения может составить конкуренцию российско-турецкому газовому проекту “Голубой поток”. “Неизвестно, куда пойдет этот газ”, - заявил тогда российский чиновник. Сейчас уже известно: по большому счету никуда. Максимум - в Грузию, да и то в ограниченных объемах.

Далее. Иран продолжает быть заинтересованным в увеличении поставок газа в Армению с целью получения еще большего объема электроэнергии с армянских тепловых электростанций. Кстати, теплоэнергетический комплекс Армении продолжает динамично развиваться: за счет кредитов, выделенных Всемирным банком, модернизируются имеющиеся станции (в частности, Ереванская ТЭЦ) с увеличением их мощностей, имеются проекты строительства новых. Все это не может не отразиться на объемах поставляемого в Армению иранского газа, который сегодня составляет до 1 млн куб.м в сутки, а потенциально может вдвое увеличиться. В настоящее время уже несколько изменены бартерные коэффициенты: если ранее Иран получал 3 кВт/ч электроэнергии за 1 куб.м газа, то ныне соотношение составляет 3,2 кВт/ч – 1 куб.м. Отметим также, что обрабатывающий иранский газ 5-й энергоблок Разданской ТЭС (440 МВт), способный производить 4,27 кВт.ч электроэнергии за 1 куб.м газа, также является российской собственностью. Следовательно, в армяно-иранском бартере Россия, мягко говоря, играет не самую последнюю роль.

Возвращаясь непосредственно к договоренностям о поставках иранского газа через территорию Армении в Грузии, отметим, что речь идет о пробных поставках, цель которых – определение технических возможностей запасных транизтных маршрутов. Последнее вполне вписывается в логику повышения уровня энергетической безопасности Грузии. Уже сегодня грузинские власти заявляют о возможной нехватке газа в зимний период вследсвтие активной газификации страны. Ежесуточное потребление газа в Грузии составляет 11,5 млн куб.м, из которых 9 млн - это азербайджанский газ (газопроводы “Казах” и транзитный “Южно-Кавказский газопровод”), 2,5 млн – оплата за транзит российского газа. По имеющимся оценкам, в ближайшие годы в зимний сезон потребление газа в Грузии может достичь 13 млн куб.м в сутки, что обязывает грузинское руководство искать дополнительные пути поставок. Таким образом, очевидно, что возможные транзитные поставки газа по территории Армении следует рассматривать исключительно в сезонном ключе.

Аналогичный сезонный характер, как известно, имеют также поставки электроэнергии из Армении в Грузию. Диверсифицируя возможные маршруты поставок, Грузия также создает для себя некие подушки безопасности на случай аварии в газотранспортной системе. Последние, кстати, происходят весьма часто. Особенно на участке Моздок-Тбилиси, по которому в Армению поступает российский природный газ: Грузия, выполняя транзитную функцию, получает порядка 10% проходящего по магистрали газа. Таким образом, во время аварии страна фактически теряет до 2,5 млн куб.м газа в сутки.

В целом, такова мировая практика совершенствования системы энергетической безопасности, и вовсе не обязательно искать в ней геополитические смыслы. Конечно, полностью исключать их также не следует, однако в данном случае они явно не превалируют.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Кукушонок
Карма: 434
08.08.2016 01:41, #30397
Вроде бы всё логично и четко расписано. Но создается впечатление, что автор за что-то извиняется. Извиняется и говорит : "это же не больно …"
Многое на сайте с приходом Цатуряна изменилось. Многое.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть