Наследие Барака Обамы: Задачи и итоги внешней политики в фокусе обращений к Конгрессу - II

Продолжение...
21 ноября 2016  09:11 Отправить по email
Печать

В Послании американского президента Конгрессу в 2011 году была отдельно обозначена необходимость активного международного сотрудничества: Барак Обама призвал европейских союзников «вдохнуть новую жизнь в блок НАТО и углубить сотрудничество в рамках альянса по всем вопросам - от контртерроризма до ракетной обороны». В 2012 году глава Белого дома подчеркнул глобальную роль США, указав, что «Америка - Тихоокеанская держава» и что альянсы, как европейские [НАТО], так и азиатские [союзнические отношения со странами региона] становятся «сильнее, чем когда-либо» [10]. В Послании-2013 был анонсирован курс на запуск глубоких, всесторонних переговоров с европейскими союзниками США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству.

Год спустя тема сотрудничества с другими государствами была рассмотрена с несколько иного угла зрения: Барак Обама неоднократно подчеркнул, что именно благодаря усилиями американской дипломатии удалось добиться формирования широкой коалиции для «предотвращения распространения ядерных материалов», и что именно она - американская дипломатия - помогла в решении вопроса об уничтожении сирийского химического оружия. В заслугу дипломатов США Обама поставил и остановку ядерной программы Ирана [3]. Стоит сразу указать, что мирное решение сирийской «химической» проблемы - это, скорее, заслуга России.

После событий 21 августа 2013 года, когда в результате применения в Сирии химического оружия (в чем США, не дожидаясь результатов расследования, обвинили сирийское правительство) погибло, по разным данным, до 1400 человек, официальная риторика Вашингтона изменилась. Если раньше Белый дом в целом ограничивался призывами к сирийскому президенту покинуть свой пост, то теперь Барак Обама выступил с заявлением о готовности начать «ограниченную» военную операцию против руководства Сирии. В немалой степени этому способствовало «оппозиционное» Обаме политическое крыло «ястребов-республиканцев» (в частности, в лице Джона Маккейна и Линдси Грэма), активно критиковавшее сирийский трек политики Белого дома как «неэффективный» и «недостаточный» и призывающее к нанесению ракетных ударов по руководству и вооруженным силам Сирии [11].

Таким образом, заявление Барака Обамы можно рассматривать, во-первых, как «адекватную» реакцию Вашингтона в качестве «защитника слабых» (по словам Б. Обамы, «Мы - Соединенные Штаты Америки, и мы не можем закрывать глаза на ужасающую картину происходящего в Сирии, иначе газовые атаки будут повторяться вновь») [12], во-вторых, как своего рода вынужденный «ответ» на такие обвинения. Вынужденный - поскольку ни экономическое положение США, ни общественные настроения, ни репутация «президента-миротворца» (лауреата Премии мира), ни возможные негативные последствия такого шага не соответствовали реальному началу новых военных действий на Ближнем Востоке. В этом контексте предложение России по ликвидации сирийского химического оружия явилось для Белого дома своевременным и выгодным путем решения данной проблемы без военного вмешательства в Сирию.

Продолжая тему ежегодных выступлений американского президента, интересно также отметить, что в отличие от предыдущих лет, когда Обама фактически персонифицировал роль США в вопросе поддержки «сирийского народа» против режима Асада, в Послании-2014 американский президент указал на то, что «[США] продолжат совместно с международным сообществом вести сирийский народ к будущему, которое он заслуживает - будущему без диктаторства, террора и страха». При этом в той же речи глава Белого дома вернул Америке первенство в международных делах, отметив, что «на Украине мы [США] стоим на принципах, согласно которым все люди имеют право свободно и мирно выражать свою точку зрения на будущее своей страны» [3].

В выступлении 2015 года Обама отдельно выделил сотрудничество со странами Тихоокеанского региона, нацеленное на то, чтобы «все страны играли по правилам - в торговле, в решении морских споров, в решении общих проблем». Интересно отметить, что в Послании-2016 Барак Обама прямо озвучил, кто устанавливает такие правила: «Теперь, когда существует соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве, правила устанавливает не Китай, а мы. Его ратификация [Конгрессом] даст нам возможность продемонстрировать свою силу» [6].

Вообще в последние годы подход США к международному сотрудничеству, по крайне мере согласно официальным выступлениям Барака Обамы, изменился. Вашингтон оставляет за собой право на односторонние действия, но ограничивает их применение борьбой с терроризмом. В иных же случаях американский лидер призывал к формированию коалиций под эгидой США. Это видно, в частности, в выступлении Б. Обамы в 2016 году: «Таков наш подход к международным конфликтам, таким как в Сирии, где мы возглавляем усилия международной коалиции с целью помочь расколотому сирийскому обществу обрести прочный мир» [6]. Таким образом, с одной стороны, Вашингтон по-прежнему стремится лидировать в решении международных вопросов, с другой, придает большую легитимность своим действиям в глазах мирового сообщества и снимает с себя часть ответственности за принятые решения и их последствия.

Россия была обозначена в Послании-2011 хоть и в одном предложении, но в достаточно позитивном контексте: «Мы начали восстановление отношений с Россией» [9]. Спустя годичный «перерыв» Барак Обама снова упомянул Россию в выступлении 2013 года в контексте дальнейших шагов по сокращению ядерных арсеналов и принятию мер, направленных на недопущение попадания ядерных материалов «в неправильные руки» [7]. Россия вновь появилась в тексте американского президента в 2015 году, однако на этот раз уже в роли агрессора: «Мы [США] противостоим российской агрессии, поддерживаем демократию на Украине и оказываем поддержку своим союзниками по НАТО <...˃ Сегодня Америка сильна и выступает с единых позиций со своими союзниками, в то время как Россия находится в изоляции, а ее экономика порвана в клочья» [5].

Политика США в отношении России при Б. Обаме совершила крутое пике от подававшей надежды «перезагрузки» до уровня, который многие (не совсем корректно) называют «Холодной войной 2.0». Анализу причин этого посвящено множество работ. Отметим лишь, что в России возлагают определенные надежды на сотрудничество с администрацией будущего президента Дональда Трампа, несмотря на то, что на его плечи ляжет очень непростая задача как выправления отношений с Москвой, так и «разруливания» тех международных проблем, которые образовались или усугубились при президентстве Барака Обамы.

Наконец, отдельного внимания заслуживает вопрос американского лидерства. В Послании-2009 неизменно упоминается о лидирующей роли США: «Мы стоим на историческом перекрестке, и люди всего мира снова смотрят на нас, на наши шаги, и ждут от нас лидерства... В наших руках находится возможность изменить мир к лучшему или же к худшему» [4]. В 2012 году Б. Обама пошел еще дальше, указав, что «обновленное американское лидерство можно ощутить во всем мире <...˃ Любой, кто говорит, что Америка находится в упадке, а наше влияние в мире теряет силу, ошибается <...˃ Америка - единственная незаменимая страна» [10]. В Послании-2015 говорилось, что Америка должна «лидировать, подавая другим пример своими ценностями. Именно это делает нас исключительными». Наконец, в 2016 году американский президент постарался убедить нард, что все разговоры о снижении экономики и роли США в мире - безосновательны: «Соединенные Штаты Америки - самая мощная страна в мире. Ни одна другая страна даже близко не стоит. Наша армия - сильнейшая за всю историю человечества <...˃ Наши позиции в мире прочнее, чем 8 лет назад, когда я стал президентом. И когда дело доходит до серьезных международных проблем, народы мира не ждут, когда за дело возьмутся Пекин или Москва, - они зовут нас» [6].

Подобные заявления - не новость, они, скорее, дань традиции, ведь каждый президент США, начиная с Джорджа Вашингтона, говорил об уникальности и величии Америки. Другое дело, что с каждым годом поддерживать и обосновывать тезис о глобальном американском лидерстве будет все сложнее в силу объективных причин, связанных с переформатированием мирового устройства. Но это уже - задача Дональда Трампа. Все, что мог сделать на посту президента Барак Обама - сделано. В последние месяцы своего пребывания в должности он совершит «прощальное турне», в ходе которого постарается закрепить с союзниками и партнерами договоренности, достигнутые ранее. Другими словами, еще больше осложнить политическое будущее своему преемнику в Белом доме.

[1] Шойгу подвел итоги операции ВКС в Сирии. 14 марта 2016 г.

http://www.vz.ru/news/2016/3/14/799408.html

[2] Joint Declaration on the Recent Military Actions of the Russian Federation in Syria. Office of the Spokesperson. Washington, DC. October 2, 2015. http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/10/247802.htm

[3] President Barack Obama`s State of the Union Address. January 28, 2014.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/01/28/president-barack-obamas-state-union-address

[4] Remarks of President Barack Obama. Address to Joint Session of Congress. February 24, 2009.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-barack-obama-address-joint-session-congress

[5] Remarks of President Barack Obama – As Prepared for Delivery State of the Union Address. January 20, 2015. https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/01/20/remarks-president-barack-obama-prepared-delivery-state-union-address

[6] Remarks of President Barack Obama – State of the Union Address As Delivered. January 13, 2016.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2016/01/12/remarks-president-barack-obama-–-prepared-delivery-state-union-address

[7] Remarks by the President in the State of the Union Address. February 12, 2013.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/02/12/remarks-president-state-union-address

[8] Remarks by the President in State of the Union Address. January 27, 2010.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-state-union-address

[9] Remarks by the President in State of Union Address. January 25, 2011.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/01/25/remarks-president-state-union-address

[10] Remarks by the President in State of the Union Address. January 24, 2012 .

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/01/24/remarks-president-state-union-address

[11] Remarks by Senator John McCain at the Brookings Institution on U.S. Policy in Syria and the Broader Middle East. Jun 06, 2013.

http://www.mccain.senate.gov/public/index.cfm/speeches?ID=1ad6cfa7-d60b-3429-4c05-05f255ffbad2

[12] Weekly Address: Calling for Limited Military Action in Syria. September 07, 2013. The White House. Office of the Press Secretary.

https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/09/07/weekly-address-calling-limited-military-action-syria

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть