На пути в Европу Армению заставят уступить Турции

Дорога на Запад, куда Армению ведет нынешнее руководство страны, проложена через Турцию
21 января 2013  01:05 Отправить по email
Печать

Дорога на Запад, куда Армению ведет нынешнее руководство страны, проложена через Турцию, через отношения с ней. На этом пути никто не будет выслушивать жалобы армянской политэлиты о несговорчивости турок или об отступлении от ранее достигнутых договоренностей.

Недавно о ненадежности Турции напомнил президент Армении Серж Саргсян на встрече с представителями всех ветвей власти страны, заявив, что Армения инициировала процесс нормализации отношений с Турцией, но Турция отступила от взятых на себя обязательств, «продолжая держать на замке единственную закрытую границу в Европе".

В действительности, Саргсяну есть на что жаловаться и обижаться. Ведь это он заявил (пусть даже не по своей инициативе) о начале процесса разблокирования границы в 2008 году, хотя границу закрывала не Армения; это он пригласил президента Турции в Ереван, а потом отправился в Турцию с ответным визитом, хотя ранее утверждал что поедет туда, только при условии, что пересечет уже открытую границу. Это С. Саргсян с завидным упорством не слышал заявления турецких политиков о том, что не будет никакого прогресса в отношениях, пока не решится вопрос с Нагорным Карабахом.

Начав процесс и загнав его в тупик за пять лет своего правления Серж Саргсян способствовал созданию такой ситуации при которой его предшественник, явно имеющий амбиции еще некоторое время побыть у руля, не захотел быть втянутым в этот водоворот неудач. А ведь уходя в 2008 году Роберт Кочарян оставлял своему преемнику прекрасное наследие: отсутствие официального согласия на ведение переговоров по карабахскому конфликту на основе Мадридских принципов, предполагающих поэтапный вывод армянских сил и демилитаризацию территорий, окружающих Нагорный Карабах, специальный режим для Лачинского и Кельбаджарского районов (в том числе коридор между Нагорным Карабахом и Арменией) и референдум, который окончательно определит статус Нагорного Карабаха; отказ президенту Турции в создании армяно-турецкой комиссии историков, призванных изучать тему геноцида армян. Позднее Кочарян скажет, что если бы он продолжал оставаться влиятельной фигурой в армянской политике и мог решать вопросы (после избрания С. Саргсяна), то президент Абдулла Гюль не был бы приглашен в Ереван.

В октябре 2009 года, усилиями госсекретаря США Хиллари Клинтон, был предотвращен фактический срыв подписания протоколов об установлении отношений с Турцией , но документы не получили юридическую силу.

Ситуация с Турцией, евроинтеграцией, Карабахом настолько обременили Армению, что ни один из серьезных политиков не захотел бороться за пост президента, не желая, в случае даже гипотетической победы, разгребать эти завалы.

Так зачем же все-таки нужна открытая граница с Турцией? Принято считать, что это откроет новые экономические и особенно транспортно-транзитные перспективы. Но исследования экспертов показали, что ближайшим к Армении турецким портом является Трабзон, к которому однако не ведет ни одна железнодорожная инфраструктура. С этой точки зрения удобен турецкий порт Самсун, но он дальше чем грузинский порт Поти, используемый для транзитных перевозок уже сегодня. Из грузовых перевозок самым дешевым является морской путь, и следовательно, принципиально важен кротчайший путь к морю. Получается, что открытие армяно-турецкой границы не принесет абсолютно никаких выгод для перевозок нетурецких, транзитных товаров, так как самый ближайший к Армении порт Турции географически дальше, чем грузинские Поти или Батуми, автомобильные перевозки дороже железнодорожных, а значит и тариф на перевозку в Трабзон из Еревана будет дороже, чем из Еревана в Поти.

Следовательно, открытие границы выгодно только для торговли между Арменией и приграничными районами самой Турции. Это означает, что на данном этапе открытие границы имеет чисто символический характер. Граждане Армении невзирая на закрытость границы уже давно облюбовали морские курорты Турции, а недавно гражданам Армении разрешили приобретать недвижимость в Турции.

Получается, что открытие границы выгодно не столько Армении, сколько акторам мировой политики, странам, организациям, которые продолжают свою миссионерскую политику, целью которой является изменить курс стран Закавказья, ориентировать его полностью на запад, а курировать этим процессом будет вверено ближайшему к Закавказью государству и активному натовскому члену – Турции. Зачем им нужны территории закавказских стран – это уже отдельный вопрос.

В краткосрочной перспективе, открытие границы с Турцией позволило бы действующему президенту Сержу Саргяну войти в историю как политик сумевший «разблокировать последнюю закрытую границу в Европе». Еще в 2009 году поговаривали, что очередная нобелевская премия мира должна была быть вручена именно Саргсяну за армяно-турецкое примирения. В период своего очередного правления в течение 5 лет (а в его избрании сомневаться не приходится) Саргсян попытается реанимировать этот процесс.

Возможно, свое переизбрание и обещание продолжать старания во имя разблокирования границы - это плата за намерение двигаться по европейскому пути. Но никто не застрахован от того, что плата за евроинтеграцию возрастет и Армении в дальнейшем не придется поступиться принципами.

Симон Караханян - политолог (Гюмри Армения), специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть