18+
Москва сняла вопрос о Нагорном Карабахе с повестки дня Турции и России
Сирийское государство спасли, что дальше?
Патриоты — Лукашенко: Авторы ИА REGNUМ не заслуживают уголовного наказания
За копеечку: Брюсселю понравился отход официального Минска от Москвы
Принимать ли главу МИД Британии в Москве?

Транспортно-логистическая ситуация на Южном Кавказе: железнодорожные войны. Часть I

Ваге Давтян
27 июля 2017  00:02 Отправить по email
В закладки Напечатать

Рассматривается транспортно-логистическая ситуация на Южном Кавказе, прежде всего путем оценки современного состояния и перспектив развития железнодорожных систем Армении, Грузии, Абхазии и Азербайджана в контексте их вовлечения в два крупномасштабных инфраструктурных проекта –транспортные коридорыTRACECAи “Север–Юг”. Эти важные международные проекты способны стать интеграционной платформой региона. Однако сохранение военно-политических и этнонациональных конфликтов продолжает ограничивать возможности экономической реинтеграции стран Южного Кавказа.

Южный Кавказ, обладающий значительным, однако не полностью используемым транзитным потенциалом, находится в фокусе геополитических и геоэкономических интересов ключевых акторов международных отношений. Значение транспортных коммуникаций как технологической составляющей геополитического влияния отмечал еще Х. Маккиндер [1, сс. 317-318]. Транспорт является инструментом не только внутри пространственного развития отдельных стран и регионов, но и контроля над глобальными экономическими процессами. Свидетельством тому является разработка проектов международных транспортных коридоров (МТК), прежде всего МТК “Север–Юг” (Средний Восток – Балтийский регион) и конкурирующего с ним проекта TRACECA (Европа–Кавказ–Азия), призванного возродить Великий Шелковый путь (ВШП). Рассмотрим перспективы реализации этих проектов с точки зрения возможностей существующих железнодорожных систем государств Южного Кавказа и проблем их транспортно-логистической интеграции.

Предпосылки

Изначально железная дорога на Южном Кавказе прокладывалась в XIX в. вдоль западного берега Каспийского моря. Второй путь по побережью Черного моря был построен значительно позже – в 1942 г. Во времена Советского Союза Закавказская железная дорога включала в себя стальные магистрали Грузии, Абхазии и Армении и в отдельные периоды (преимущественно в 1960-е годы) – Азербайджана. Массовая электрификация железных дорог Южного Кавказа началась с грузинского участка Хашури–Зестафони (63 км), а к 1990 г. железные дороги Грузии и Абхазии были полностью электрифицированы. В Армении же вследствие распада СССР и военных действий в Нагорном Карабахе два участка остались неэлектрифицированными [2, с. 62].

Вместе с распадом СССР была развалена также региональная железнодорожная сеть. Железнодорожники постсоветских стран, в частности Грузии, Армении и Азербайдажана, встали перед необходимостью адаптации к новым экономическим реалиям, выработки собственной тарифной политики и проведения новоймаркетинговой политики. Они столкнулись также с комплексом проблем геополитического характера. Региональные военно-политические противоречия и конфликты крайне негативно повлияли на функционирование железных дорог республик Южного Кавказа:

  1. Конфликт в Нагорном Карабахе: прекращение движения поездов на участке Ереван–Джульфа–Мегри–Миндживан–Баку.
  2. Замораживание армяно-турецких отношений с последующим закрытием межгосударственной границы: прекращение движения поездов на участке Баку–Тбилиси–Гюмри–Карс.
  3. Грузино-абхазский конфликт: прекращение движения поездов на участке Сочи–Сухуми–Тбилиси–Ереван.
  4. Конфликт между Грузией и Южной Осетией: прекращение движения поездов на участке Гори-Цхинвали.

Железнодорожное сообщение между республиками практически парализовано. Конечно, существуют некоторые альтернативные маршруты, призванные в сложившихся сложных условиях обеспечивать транспортный процесс. Однако большинство из них сводятся к интермодальным схемам с подключением морских и автомобильных перевозок, что негативно сказывается на себестоимости самих перевозок и, как следствие, перевозимых грузов.

Продолжение следует…

Список литературы

  1. Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития. Москва, Изд-во “Экономика”, 2006. 432 с. [YakuninV.I. Politologijatransporta. Politicheskoeizmerenietransportnogorazvitija[Politology of transport. A political dimension of transport development (in Russ.)]. Moscow,Ekonomika Publ., 2006. 432 p.]
  2. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Проблемы интеграции и инновационного развития транспортных систем России и стран Южного Кавказа. Москва,ЦЭМИ РАН, 2011.197 с. [TsvetkovV.A., ZoidovK.Kh., MedkovA.A. ProblemyintegraciiiinnovacionnogorazvitijatransportnyhsistemRossiiistranJuzhnogoKavkaza.[Problems of integration and innovative development of transport systems in Russia and South Caucasus countries (in Russ.)]. Moscow, CEMI RAN, 2011. 197 p.]

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров