«Инвестиции России поддерживают русофобский режим в Киеве»

13 октября 2017  10:01 Отправить по email
Печать

Движение пассажирских поездов по железнодорожному обходу Украины начнется с середины ноября текущего года, уточнили в пресс-службе Юго-восточной железной дороги (филиал РЖД).

"В связи с вводом в эксплуатацию участка Журавка-Сохрановка-Боченково с 15 ноября 2017 года изменяется маршрут следования пассажирских поездов", – говорится в сообщении. Двухпутную электрифицированную линию начали строить на участке Журавка-Миллерово после ухудшения отношений с Украиной в 2014 году. Речь идёт о железнодорожном обходе Украины.

На этом фоне Госстат Украины сообщает, что по состоянию на 1 июля 2017 года Россия занимает третье место по объему инвестиций в украинскую экономику. На первом месте расположился Кипр с $9,9 млрд (25,5% от общего размера инвестиций), на втором месте – Нидерланды с $6,3 млрд (16,2%). А на долю России приходится $4,4 млрд (11,4 %). Следом идут Великобритания – $2,1 млрд (5,5%) и Германия – $1,7 млрд (4,5%).

Чем обусловлены такие разнонаправленные тенденции? На вопрос Экспертной трибуны "Реалист" ответил кандидат исторических наук Андрей Марчуков:

"Первое, что касается собственно ввода в эксплуатацию железнодорожного объездного участка. То, что было сделано, надо было делать давно, и даже не в 2014 году, а ещё в 2000-е, может быть даже в 1990-е годы, чтобы снять любые возможные проблемы, которые возникают, когда перевозки проходят через территорию другого государства. Вспомним проблемы, которые были и наверняка ещё будут с железнодорожным сообщением с Калининградской областью, я имею в виду участок, проходящий через территорию Литвы. Поэтому то, что был построен обходной участок, – мера вынужденная, но правильная.

Другое дело, что многомиллиардные затраты, связанные с изменением транспортной инфраструктуры, не возникли бы, если бы в 2014 году политика оказалась иной и был бы реализован проект "Новороссия". А ведь речь не только о строительстве железнодорожного участка в обход Украины. Главный и самый сложный и дорогостоящий такой проект – это строительство Крымского моста. А ведь возникни Новороссия – и сухопутный путь в Крым удалось бы сохранить.

То же самое и с обходным железнодорожным участком. Ведь он проходит через Луганскую область Украины. А на самом деле – через территорию Луганской Народной Республики, но той её части, которая ныне находится под контролем Украины. Если бы весной – летом 2014 года были приняты более решительные меры, которые позволили бы сохранить в неприкосновенности всю территорию Луганской республики, то и проблемы бы никакой не возникло. Поезда так бы и следовали на Ростов, Кубань и Северный Кавказ через этот кусочек территории ЛНР. Точно так же, если бы у ВСУ и националистических формирований был бы отбит посёлок Счастье и прилегающий район, то под контролем ЛНР осталась бы не только важная электростанция, но и железнодорожный отрезок, связывающий Луганск с Россией.

Это, как я уже сказал, первый момент. Есть и второй.

С одной стороны, между Украиной и Россией вроде бы есть конфликт. Украинские СМИ и власти именуют Россию "страной-агрессором", завяляют, что Россия находится в состоянии войны с Украиной, в стране нагнетается антироссийская истерия. Но с другой стороны между Россией и Украиной сохраняется экономическое сотрудничество, и даже в этом году, по сравнению с прошлым, оно увеличилось. Россия третий по объёму экономических связей партнёр Украины после оффшорного Кипра и Нидерландов. Если, допустим, дело идёт об экспорте угля, который идёт на Украину из России (и через неё, в замаскированном виде, из республик Донбасса), то это ещё понятно. Однако в целом сотрудничество с киевским режимом очень странно.

Сюда же, кстати, можно отнести и невнятную позицию властей РФ по целому ряду важных вопросов, затрагивающих её интересы и касающихся положения русского и русскокультурного населения Украины: например, «Закону об образовании». К числу «странностей» можно отнести и то, что российско-украинский «Договор о дружбе и сотрудничестве» 1997 года ни украинской, ни нашей стороной так и не расторгнут. Украинской – понятно почему: он ей выгоден. А вот почему российское руководство считает, что этот договор актуален и сейчас, – непонятно.

На самом деле, такая "странная ситуация" характерна не только для российско-украинских отношений. Здесь можно провести аналогию между взаимоотношениями российского руководства с США. Судя по тому, что говорят многие СМИ, между нашими странами идёт чуть ли не "холодная война". Налицо дипломатический кризис, со стороны американской администрации ведётся отъём нашей дипломатической собственности, есть ряд других недружественных актов. В то же время российское правительство по-прежнему вкладывается в ценные бумаги США. Получается, что с одной стороны – резкое ухудшение политических отношений, а с другой, в финансовой сфере, никакой войны, ни «горячей», ни «холодной» нет, а есть продолжение всё того же курса, который берёт начало ещё в 1990-е годы. Что это за курс, пояснять нет смысла.

Причину, очевидно, следует искать в интересах и мировоззрении российской экономической и политической «элиты» (финансово-олигархических групп и связанных с ними чиновников). Такое впечатление, что многие её представители очень хотели бы, чтобы отношения и с США, и с Украиной, вернулись бы к прежнему состоянию. Без учёта тех изменений, которые произошли с 2013–2014 годов, и вопреки им. Для этих людей не существует ни русофобии на Украине, ни её подчёркнуто антироссийского курса, не существует проблемы Новороссии и Донбасса, положения русского и рускоязычного населения.

Их вожделенная цель – "дружба" с Западом, интеграция в западную политическую элиту, причём вместе с их "активами", то есть, с Россией. Это первое. А второе – это их желание поддержать статус-кво итогов 1991 года: распада СССР и раздела и присвоения собственности. Вот основа для межэлитного консенсуса, межэлитного договора. Это общий "скелет в шкафу", который связывает российский и украинский правящий класс, и открывать этот шкаф, чтобы выбросить этот скелет, никто из них не хочет, потому что это ударит по их положению. А Крым, Новороссия, Донбасс всерьёз пошатнули этот негласный консенсус.

В итоге мы имеем народ, который прекрасно понимает, что нынешняя Украина – это откровенно антироссийское, антирусское государство: по отношении к России, и по отношению к собственному населению. А с другой стороны, мы имеем политические "элиты", которые любым способом хотели бы, чтобы все вернулось к тому положению, которое имелось до 2014 года. В этом отношении, очевидно, и надо рассматривать поддержание экономических связей с Украиной.

Да плюс ко всему закон, по которому они живут: "деньги не пахнут". Однако это все не правильно и с моральной точки зрения, и с государственной. Потому, что это выгодно прежде всего Украине, а не России. Для Украины это – поддержка её дышащей на ладан экономики, а тем самым, и её нынешнего политического режима, поддержка русофобии. Фактически дотируя Украину, торгуя с ней, российское руководство поддерживает антироссийский режим на своих границах".

Андрей Марчуков – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть