18+

Ценовой беспредел: есть ли картельный сговор в рыбной отрасли?

Снижение курса рубля стало фактором, обусловившим стремление рыбодобытчиков обеспечить максимальное получение прибыли за счет экспорта при проведении курса на повышение стоимости рыбопродукции на внутреннем рынке
Александр Тимофеев
3 февраля 2015  10:26 Отправить по email
В закладки Напечатать

В условиях введения Россией запрета на импорт ряда продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции против нашей страны, и взятого курса на импортозамещение явно обозначилась такие проблемы рыбохозяйственной отрасли, как слабое развитие рыбопереработки, нехватка холодильных мощностей, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и т.п.  На протяжении последних 20 лет многие рыбодобывающие компании ориентировались на экспорт рыбы в минимально переработанном или сыром виде, почти не инвестируя собственные средства в развитие береговой инфраструктуры, глубокую переработку и организацию сетей сбыта своей продукции внутри страны.  Главным для рыбного бизнеса с 1990-х гг было и остается быстрое получение прибыли, поэтому приоритетным направлением работы является экспорт, тогда как поставки рыбы на внутренний рынок во многих случаях осуществляются по остаточному принципу.

Снижение курса российского рубля в 2014 году также стало фактором, обусловившим стремление рыбодобытчиков обеспечить максимальное получение прибыли за счет экспорта при одновременном проведении курса на повышение стоимости рыбопродукции на внутреннем рынке в условиях снижения импортных поставок.  Об этом красноречиво свидетельствует динамика цен на российском рынке и ситуация на рынках ведущих стран-импортеров российских водных биоресурсов.

В первую очередь, стоит обратить внимание на виды, которые в нашей стране традиционно называют «народными» из-за их ценовой доступности – минтай, сельдь и горбушу.

Минтай. Эта рыба и продукция ее переработки является основным экспортным продуктов дальневосточных рыбных компаний, а ключевые предприятия отрасли объединены под эгидой Ассоциации добытчиков минтая.  Несмотря на снижение объемов экспорта, минтай в 2014 году по-прежнему занимает ведущие позиции.  Основные поставки минтая в основном идут на внешний рынок, где цена держится в пределах в пределах 1350-1400 долларов США за тонну. Как свидетельствуют данные статистики, с января по ноябрь 2014 года поставки мороженого минтая российского производства в Японию составили 0,38 тыс. тонн, при этом средняя цена поднялась на 39%, составив более 195 иен/кг.  Объем экспорта мороженого минтая из России в Китай, который остается основным рынком для этой российской продукции, , продолжая активное производство из нашего сырья готового филе для экспорта в Европу и Северную и Южную Америку, за январь-ноябрь составил 490,3 тыс.тонн, при этом средний уровень цен поднялся за 11 месяцев на 3%, составив около US$1,40/кг. 

В России же оптовые цены со склада во Владивостоке на минтай б/г размера 25+ с июня по декабрь 2014 года выросли на 68,5% с 54 рублей до 91 рубля за кг.  В этих условиях, учитывая девальвацию российской валюты, добытчики минтая заинтересованы в сохранении экспортной направленности бизнеса, заявляя о бесперспективности поставок этой рыбы на российский рынок в связи с отсутствием потребительского спроса.  При этом представители АДМ также считают невыгодной организацию переработки минтая в России для последующей отправки готовой продукции на экспорт, предпочитая поставлять сырье для китайский перерабатывающих предприятий.  Характерным примером является ситуация с нехваткой в России сурими в связи с ограничениями импорта, хотя члены АДМ вполне могли бы восполнить этот дефицит.

Сельдь. Основным направлением по поставкам сельди остается внешний рынок. Поставки мороженой сельди российского производства в Японию за январь-ноябрь сократились на 2% по сравнению с 2013 годом, составив несколько менее 4,9 тыс.тонн. Средняя цена импорта за январь-ноябрь фактически осталась на уровне 2013 г., составив около 115 иен/кг, причем в октябре она тоже была на этом уровне, но в ноябре поднялась на 19% и составила более 135 иен/кг (более US$1,20/кг), на 28% превысив уровень 2013 г. Объем японского импорта мороженого филе российской сельди за январь-ноябрь увеличился на 4% до 0,26 тыс.т.  Средняя цена импорта поднялась при этом на 15% и достигла более чем 270 иен/кг, причем в октябре она была на уровне 300 иен/кг, а в ноябре упала на 21% и опустилась до менее 245 иен/кг (менее US$2,80/кг), но оказалась на 27% выше, чем в 2013 г.

Емкость российского рынка в пересчете на мороженую сельдь оценивается примерно в 430 тыс. тонн. На долю отечественных рыбаков до введения санкций приходилось не более 240 тыс. тонн при среднем годовом вылове в 2012-2013 годах в районе 470 тыс. тонн: 100 тыс. тонн – в Северном бассейне, 370 тыс. тонн – в Дальневосточном. Больше половины дальневосточного улова (примерно 230 тыс. тонн) экспортировалось в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, остававшийся объем по большей части расходился еще до Урала, и до центральных регионов довозилось не так много рыбы. При этом в Российскую Федерацию поступал большой объем импортной сельди, преимущественно из Норвегии, как в мороженом виде, так и филе. В пересчете на сырец объемы этих поставок превышали 190 тыс. тонн в год. Получается, что потребность внутреннего рынка на 45% удовлетворялась за счет зарубежных поставок сельди.

После введения Россией запрета на импорт ряда продовольственных товаров, эксперты рыбного рынка стали высказывать опасения, связанные с дефицитом сельди. Они предполагали, что Дальний Восток и Исландия не смогут покрыть потребности наших переработчиков в сырье. Но опасения были напрасны, поскольку к поставкам в Россию сельди подключились компании с Фарерских островов, а главное, рыбодобытчики Дальнего Востока увеличили объемы вылова данной рыбы.  Однако производители продукции из сельди столкнулись с другой проблемой - цены на данную рыбу значительно выросли.  Это во многом обусловлено тем, что рыбный промысел в первую очередь ориентирован на экспорт, и дальневосточные рыбаки активно поставляют сельдь в Японию и Китай, причем падение курса рубля позволяет им получать значительную прибыль в национальной валюте.  К тому же, при продаже сырья на экспорт компании возвращают 10% НДС.  Фактически, оптовая цена в РФ на сельдь 200-300 гр. со склада во Владивостоке с июня 2014 по январь 2015 года выросла на 113% с 23 до 49 рублей за килограмм.

Лосось. Поставки мороженого тихоокеанского лосося российского производства в Китай (не включая поставки нерки) за январь-ноябрь составил около 21,55 тыс.т, в стоимостном выражении достигнув US$60,1 млн. При этом средняя цена импорта поднялась на 53% по сравнению с 2013 годом и составила около US$2,80/кг, однако в ноябре она находилась на уровне US$2,10/кг, что на 8% выше показателя прошлого года.

Японский импорт мороженого лосося из России за январь-ноябрь составил около 26,5 тыс.т.  При этом импорт нерки составил 20,71 тыс.т, а средняя цена импорта (СИФ) поднялась на 5% до уровня около 680 иен/кг. В октябре цена находилась на уровне 740 иен/кг, но в ноябре снизилась до уровня менее 720 иен/кг (US6,45/кг по среднему курсу ноября).  Поставки я Японию мороженого кижуча российского производства за январь-ноябрь 2014 года выросли практически втрое (+196%) по сравнению с прошлым годом и составили 2,25 тыс.т. Средняя цена импорта поднялась на 7%, достигнув уровня около 435 иен/кг, но при этом в октябре и ноябре цены были существенно выше, составляя около 475 иен/кг (около US$4,25/кг). Импорт кеты и других видов мороженого лосося российского производства за январь-ноябрь составил 3,53 тыс.тонн, а средняя цена импорта выросла на 20%, составив более 405 иен/кг.

На российском рынке  оптовая цена на горбушу псг со склада во Владивостоке с сентября по декабрь прошлого года поднялась на 20.83% со 120 до 145 рублей за кг., а цена на неразделанную горбушу выросла на 50% с 90 до 135 рублей за кг.  Рост цен на традиционно дорогие кижуч и нерку в процентном выражении оказался наименьшим – 9,35% и 10% соответственно, но и спрос на них среди россиян никогда не был высоким.

Таким образом, в 2014 году на российском рынке отмечено существенное увеличение цен на минтай, сельдь и горбушу.  Примечательно, что ряд дальневосточных поставщиков рыбы практически на каждом отраслевом форуме говорит о проблемах с логистикой: якобы крайне непросто и дорого организовать поставку с Дальнего Востока в центральные и западные регионы. Однако в действительности, как свидетельствуют данные РЖД, трудностей с транспортировкой нет, и проблема создана искусственно.  Фактически, ссылки на проблемы с логистикой – лишь повод не выводить на рынок одновременно большое количество рыбы и таким способом подогревать спрос и повышать цены.

Однако экономических оснований для подобного роста цен нет, в связи с чем возникает резонный вопрос – нет ли здесь ценового сговора между поставщиками рыбопродукции на российский рынок?  В этой связи стоит обратить внимание, что основные рыбопромышленные компании, осуществляющие добычу сельди и лосося, одновременно являются членами Ассоциации добытчиков минтая.  Между тем, в декабре 2012 года Федеральная антимонопольная служба признала Ассоциацию добытчиков минтая и 26 входящих в нее компаний виновными в картельном сговоре и аффилированности с гонконгским рыбным холдингом Pacific Andes.  Как отмечено в сообщении, размещенном на сайте антимонопольного ведомства, «ФАС признала АДМ виновной в координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к сокращению производства товара».

Основными доказательствами наличия картельного сговора, указывается в сообщении, послужили протоколы собраний АДМ, а также переписка ее членов о заключении между ними соглашений об объемах добычи минтая и производстве продуктов из него. Как полагают в ФАС, в результате на внутреннем рынке искусственно поддерживались дефицит и высокие цены не только на саму рыбу, но и на икру, филе, рыбную муку и другие продукты из минтая. В решении комиссии ФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было указано, что НО «Ассоциация добытчиков минтая» признана нарушившей часть 5 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» путем координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям, указанным в пункте 4 статьи 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» (сокращение производства товаров).  ФАС России также признала 26 хозяйствующих субъектов нарушившими пункты 1, 4 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» (картель - соглашение, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен, сокращению производства товаров).  Это решение антимонопольной службы по одному из крупнейших российских картелей получило положительную оценку трех судебных инстанций. По результатам рассмотрения дела виновным юридическим лицам назначены штрафы в размере более 120 млн руб.  Материалы дела были переданы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении виновных должностных лиц.

То есть, как мы видим, опыт картельного сговора у рыбодобывающих компаний Дальнего Востока есть и вполне мог быть использован в нынешней ситуации, чтобы добиться повышения цен на поставляемую на российский рынок продукцию.  При этом стоит отметить, что повышение цен на внутреннем рынке в условиях снижения покупательской способности россиян приводит к падению спроса на подорожавшую продукцию и дает рыбопромышленным компаниям повод утверждать, что их продукция не пользуется спросом в России, в связи с чем для подержания отрасли необходимо ориентироваться на экспорт водных биоресурсов за рубеж. 

Следует, кстати, обратить внимание, что многие из компаний-членов вышеупомянутой Ассоциации добытчиков минтая, уличенной ФАС в картельном сговоре, входят в состав либо сами являются учредителями ряда отраслевых и региональных объединений и союзов: Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки; Ассоциация рыбопромышленников Камчатки; Ассоциация прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякии; Ассоциация рыбаков Магадана; Ассоциация рыбопромышленников Сахалина или Ассоциация; Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий сахалинской области»; Всероссийская Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) и т.д.  То есть, они располагают возможностью через различные отраслевые и региональные организации продвигать идеи, выгодные ключевым игрокам рыбного рынка и формировать как общий подход к невыгодным для экспортеров законодательным инициативам, направленным на переориентацию рыбных потоков с экспорта на внутренний рынок и повышению прозрачности экспортных схем, так и единую политику в сфере ценообразования.

Так не пора ли, наконец, Федеральной антимонопольной службе разобраться с реальными причинами роста цен на рыбную продукцию и провести расследование на предмет выявления возможного сговора рыбопромышленных компаний, приведшего к созданию искусственного дефицита и повышению цен на внутреннем рынке на отдельные виды водных биоресурсов?

И не пора ли наконец-то решить вопрос о возбуждении в отношении руководителей структур, признанных ФАС виновными в нарушении закона «О конкуренции» уголовного дела по статье 178 Уголовного кодекса РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции), тем более, что это было записано в решении антимонопольного ведомства?  Возможно, если бы уголовные дела были возбуждены раньше и виновные были бы привлечены к реальной ответственности, мы сейчас не столкнулись с ситуацией, когда цены на вылавливаемую российскими компаниями в российских водах рыбу растут такими темпами, будто она импортируется.  

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Дальневосточный рыбный кластер в ожидании «инвестиционного чуда»/ Александр Тимофеев

Сокращенный материал Дальневосточного центра региональных исследований, специально для ИА REX

Российская рыба в сетях глобализации / Александр Тимофеев

Кто контролирует мировой рыбный рынок?

Реквием по «охотоморскому дрифту» / Александр Тимофеев

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о закрытии дрифтерного лова тихоокеанских лососей

«Сахалинский синдром»: хватит ли у властей политической воли для борьбы с коррупцией? / Александр Тимофеев

Коррупционная смычка региональных бизнес-элит с местными властями наблюдается повсеместно, это уже превратилось в систему

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров