Таможня не даёт добро

Почти детективная история об импортозамещении по-калужски
3 марта 2018  12:30 Отправить по email
Печать

По поводу вреда или благотворности антироссийских санкций для отечественной экономики в экспертной среде можно выделить две прямо противоположные точки зрения.

Сторонники одной полагают, что в глобальном мире даже экономически сильным странам невозможно выжить в изоляции, опираясь только на собственные ресурсы. А посему санкции против России и встречные российские санкции могут привести к серьёзному экономическому кризису.

Приверженцы другой считают, что российской экономике даже полезно какое-то время, что называется, побыть одной, нарастить собственные производственные мощности в отраслях, где раньше нас теснили геополитические конкуренты. И это в долгосрочной перспективе способно дать резкий толчок развитию экономики.

Как правило, вторую точку зрения озвучивают представители власти и близкие к ним экономисты, что нередко вызывает иронию и даже сарказм у адептов идеи вредоносности санкций. Между тем, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Задача импортозамещения, о важности решения которой уже не раз говорил президент страны Владимир Путин, вполне может сочетаться с использованием нашими предприятиями и бизнесменами высоких достижений мировой науки и практики. Причём даже в самых, казалось бы, немудрящих сферах нашей жизни.

Найти такую золотую середину попытались в Калуге представители двух разновеликих предприятий – хорошо известного калужанам ещё с советских времен АО «Калугаприбор» и совсем молодого, но подающего надежды ООО «ПКФ Промкаскад-МС». В точке схода их интересов оказалось производство всем хорошо известной антимоскитной сетки. Как ни фантастично это прозвучит, но в Россию такая сетка поступает уже в готовом виде в основном из трёх стран – Китая, Индии и Турции. Оказалось, что это нехитрое, на первый взгляд, дело требует достаточно сложного высокотехнологичного оборудования, обслуживание которого сопряжено с необходимостью обладания целым рядом ноу-хау.

«Калугаприбор», озабоченный расширением ассортимента гражданской продукции и «Промкаскад», имеющий неплохие бизнес-контакты в Китае и ряде других стран, решили объединить усилия и наладить производство отечественной антимоскитной сетки. Производственные площади одного и помноженная на связи энергия другого обещали к предстоящему летнему сезону 2018 года уже начать выпуск продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами не только по качеству, но и, что особенно важно, по ценовым параметрам.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Заблаговременно заключив контракты с контрагентами аж в трёх странах, партнёры нашли необходимые ресурсы и оплатили не только необходимое оборудование, но и технологические секреты производства, позволяющие дальше уже самостоятельно развивать и совершенствовать процесс изготовления продукции. Казалось бы – вот оно, импортозамещение, вот она – золотая середина!

Первая партия оборудования пришла на российскую таможню в конце 2017 года и после уплаты 50 тыс. евро таможенного сбора благополучно прибыла в Калугу.

А вот со следующими поставками из-за рубежа развернулась прямо-таки детективная история. Дело в том, что оставшиеся три партии оборудования попали под действие установленного Правительством РФ льготного режима – 0% таможенного сбора. И что? - скажете вы, - отлично, молодец Правительство, отечественному производителю помогает! Правительство-то, конечно, молодец. Но контейнеры с оборудованием приходят не в Белый дом на Краснопресненской набережной в Москве, а на таможню. Где интересы государства и поставленные президентом задачи понимают очень своеобразно.

Генеральный директор «Прмкаскада» Владимир Орлов рассказывает, что беспошлинный товар застрял на Смоленском таможенном терминале при наличии всех необходимых документов. В ходе первичного осмотра оказалось, что во время разгрузки таможней контейнера на склад временного хранения ящики с оборудованием сдвинулись к задней стенке контейнера таким образом, что доступ к маркировке товара оказался невозможен без полной выгрузки оборудования. Таможенники заявили, что этой самой выгрузкой должен заниматься сам клиент с привлечением техники со стороны. При этом намекнули, что если бы клиент заплатил «обеспечение» в виде таможенной пошлины, многих трудностей можно было бы избежать. Отказавшись уплачивать пошлину наивные предприниматели напомнили, что их оборудование идёт по линии льготного режима ввоза в страну. Оплатили технику и выгрузили оборудование для досмотра. И горько пожалели об этом. Несмотря на то, что в результате досмотра никаких замечаний к грузу не возникло, без каких бы то ни было оснований выгруженное оборудование было оставлено таможней на складе, где пролежало более полутора месяцев, причём за его хранение начислялись немалые деньги. На детский вопрос «почему?» предприниматели неделя за неделей получали один и тот же ответ: «по регламенту мы можем задерживать груз на срок до четырёх месяцев». Это значило, что к летнему сезону производство запущено не будет. А кому нужна антимоскитная сетка зимой? Добавьте к этому плату за хранение груза, штрафы по фрахту, простаивающие производственные помещения и прочие расходы предприятий, решивших включиться в решение поставленной президентом Путиным задачи по импортозамещению. Одним словом, следующую партию оборудования партнёры решили ввозить уже через Калужскую таможню, понадеявшись на имидж региона, дружественного к инвесторам.

Увы, здесь их постигло не меньшее разочарование. Как под копирку им начали выставлять примерно те же требования, что и на Смоленском терминале. Требовать наличия каких-то наклеек, без которых, якобы, оформить груз, ну, никак невозможно. Потребовали входящий в комплект поставки ящик с запасными частями к оборудованию декларировать, как отдельный груз. Дошло до анекдота. Таможенники назначили экспертизу груза на предмет его льготного статуса. По «льготным» кодам поставленная техника была изначально заявлена как «ЛЕНТОЧНАЯ СНОВАЛЬНАЯ МАШИНА». На самом оборудовании есть ярлык с идентичным английским эквивалентом «SECTIONAL WARPING MACHINE». Знакомые с гугл-переводчиком таможенники перевели слово «SECTIONAL» как «СЕКЦИОННАЯ». И на этом основании остановили оформление груза, мол, его владельцы на пару с брокерами сговорились уйти от уплаты налогов. Не помог бизнесменам даже заверенный аккредитованным лингвистическим центром переводов текст, в которым русскими буквами написано, что данный технический термин в данном случае имеет единственный перевод - «ленточная». Представители таможни не поленились найти и допросить переводчика Центра, намекая на то, что она тоже в сговоре с владельцами груза и брокерами. Людей в форме не убедил тот факт в ткацких технологиях «секционные машины» отсутствуют, как класс. В принципе.

А пока калужские таможенники занимались детективными расследованиями очевидного, перевозчики из Европы коротали морозные ночи на терминале по сути в поле. Как утверждают попавшие в оборот бизнесмены, перемёрзшие иностранцы уже сообщили на родину о российском таможенном "беспределе". И там уже отказывают нашим в транспорте для последующих перевозок. Закрыв глаза на своё право беспошлинного ввоза техники, предприниматели отдали свои последние деньги калужским таможенникам в качестве «обеспечения» растаможки груза. Но воз, простите, груз и ныне там. На таможне.

Недавно кто-то грустно пошутил, что беда предпринимателей только в том, что они наши, отечественные. Свой прямой мобильный номер губернатор «региона-лидера» Анатолий Артамонов даёт только иностранным инвесторам. Возможно, это действительно только шутка. Но от этого не легче.

В результате на сегодняшний день в связи с поражающей воображение неразберихой в таможенном секторе, непониманием, если не сказать жёстче, таможенными начальниками поставленных президентом страны задач в сфере импортозамещения, сорваны все запланированные сроки запуска производства, предприятия-партнёры понесли существенные для них убытки, которые затем, разумеется, придётся компенсировать, включая их в цену продукции и лишая её, тем самым, конкурентных с зарубежными образцами преимуществ. Совершенно очевидно, что при таком подходе невозможно убедить тех, кто ещё только планирует развивать собственное производство, что государство действительно заинтересовано в реализации их идей и готово оказывать в этом деле необходимую помощь. А сколько тех, кто уже попробовал и разочаровался? Если не разорился?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть