Семья – дар Божий или инструмент выживания?

18 мая 2017  08:39 Отправить по email
Печать

Великий Сенека как-то сказал, что «общество – это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал бы другого». Но прежде чем камень сможет обрести устойчивость и силу, то ему самому надлежит пройти испытание. Главным испытанием, а точнее будет сказать, критерием его опоронесущей способности является его сердцевина – семья.

Она представляет с собой своего рода общественную модель в миниатюре. Это настолько очевидно, что отрицать подобный факт, равно как отрицать необходимость крыльев для полета самолета. Однако именно в наше передовое время громче всех других времен мы слышим разного рода тревожные возгласы: «кризис семьи», «либерализация общественных институтов», «гендерное неравенство» и т. д. Одним словом, впервые в истории незыблемые аксиомы человеческого существования – институт семьи – стали предметом невиданного по своим масштабам переосмысления.

Такой сдвиг сознания, безусловно, имеет под собой реальное объективное основание. Научно-техническая революция, снизившая в десятки и сотни раз трудоемкость производственных процессов, при одновременно невиданном ее росте, проложила мост для перехода от общества выживания к обществу потребления. В те ветхие времена и вплоть до наших дней (касательно стран третьего мира) человеку для начала нужно было просто выжить. Индивидуализм (за исключением каких-нибудь отшельников) был невозможен в силу того, что выжить одному было практически невозможно.

Поэтому самым страшным наказанием для человека патриархальных времен являлось изгнание из общины. В священном Писании очень красочно говорится об этом важнейшем принципе взаимопомощи: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется». (Екклесиаст 4:9-12). В этом контексте необходимость семьи было продиктовано двумя главными инстинктами: самосохранения и воспроизводства.

В настоящее время в тех регионах земного шара, где общество выживания переквалифицировалось в общество потребления (США, Европа), необходимость семьи воспринимается иначе. Она перестает быть необходимостью выживания. Здесь могут быть и положительные моменты. В первую очередь это возможность создать семью более осознанно на приоритете глубоких, экзистенциальных, личностных оснований, а не только для примитивного выживания. Что касается половой энергии, направленной на воспроизводство себе подобных, то здесь, благодаря секуляризации и различных сексуальных революций, каждый волен удовлетворять свою сексуальную потребность угодным ему способом в рамках закона того, или иного государства. Внебрачная связь в обществе потребления, равно как и аборт, не считается преступным.

При подобном раскладе духовно-нравственная деградация неизбежна. Об этой закономерности, люди знали издревле. В Библии Бог предупреждает Свой Народ: «Берегись, чтобы ты не забыл Господа Бога твоего… Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них. И когда у тебя будет много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри. Чтобы не надмилось сердце твое и не забыл бы ты Господа Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…» (Втор. 8:13-14). Иными словами любое явление человеческой жизни и тем паче семья, должны находить свое подлинное основание только в контексте соотнесенности с вечным, непреходящим идеалом Добра, Любви, Красоты и Смысла – с Божественным Идеалом.

И все глубинные проблемы связанные как с институтом семьи в целом, так с отдельной четой в частности, согласно Библии и церковной традиции, имеют своим корнем не столько внешние факторы, а самоощущение человека. Кто он, человек? Лишь умная обезьяна, удовлетворяющая свои инстинкты за счет манипуляции другими подобными себе обезьянами, или же Образ Божий? Если исходить из первого варианта, то действительно, выходит, что семья – это лишь приложение к инстинкту умной обезьяны.

Если допустить второй вариант, то семья – это малая церковь (Рим. 16:3-4). Это люди, мужчина и женщина, дети, родители, любящие друг друга и идущие вместе к Отцу Небесному по пути возрастания в служении друг другу в духе любви, жертвы, милосердия; в совместном преодолении эгоистично-манипулятивных, властных стремлений, в Духе Святом. И здесь не так уж принципиально, пятый или двадцать пятый век на дворе, так по свидетельству Библии «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (евр. 13:8). Поэтому кризис семьи – это всегда показатель кризиса в отношении Того, Кто ее создал и попытки решить проблему без Бога, подобны попытке лететь, кусая крылья.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть