Популизм Трампа: подарок для ИГИЛ

Полноценной политической программы у него нет, но она ему пока что не нужна: он говорит лозунгами
8 апреля 2016  13:39 Отправить по email
Печать

Дональд Трамп – один из наиболее одиозных кандидатов в президенты в США. Он не боится оскорблять своих избирателей, вступает в яростные споры с другими кандидатами и обещает вновь сделать Америку великой. Полноценной политической программы у него нет, но она ему пока что не нужна: он говорит лозунгами. Однако за выборами в США наблюдает весь мир, поэтому даже лозунги могут привести к неприятным последствиям. Особенно в таком сложном регионе, как Ближний Восток.

ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ - ред.) переживает не лучшие времена. Российская военная кампания, действия США и европейских стран и местных групп, которые ведут наземную операцию, привели к тому, что территория Исламского государства стремительно сокращается. 27 марта освобождена Пальмира. Это огромный стратегический и идеологический успех коалиции против «Исламского государства». В СМИ появляется все больше материалов о внутреннем и внешнем кризисе в стане исламистов: от них уходят боевики, у них большие проблемы с финансами, им всё тяжелее привлекать новых людей.

Давление, которому самопровозглашённый халифат подвергается на захваченных территориях объясняет растущее количество атак в Европе. Чтобы сместить акценты с собственных военных поражений, ИГИЛ сменил тактику и сфокусировался на пропагандисткой кампании и террористических атаках в западных странах. В данный момент им жизненно необходим приток новых людей из Европы и США, которые могли бы помогать осуществлять теракты.

Если «Исламскому государству» удастся обеспечить пополнение своих рядов, то террористические атаки продолжатся. Даже в случае успешного окончания военной операции в Сирии и Ираке. С помощью армии можно захватить территории, но невозможно уничтожить идеи, которые лежат в основе радикального исламизма ИГ. А война с идеями осуществляется невоенными методами. Например, собственными информационными кампаниями против ИГ, которые показывают истинную природу этого образования. Показывают разницу между исламом и исламизмом.

В этот момент в информационном поле появляется кандидат в президенты США Дональд Трамп. В рамках предвыборной кампании (за которой следит большая часть мира) он делает очень провокационные заявления. Такие, например, как запрет въезд в страну всем мусульманам или предложение ввести в Сирию военный контингент США в размере тридцати тысяч солдат. Такие заявления – это довольно стандартная популистская риторика. Трамп-кандидат ничем не ограничен в своих высказываниях: он может предлагать и запретить въезд в страну мусульманам, и построить стену на границе с Мексикой, и распустить НАТО. Но в случае, если кандидат станет президентом, он не сможет реализовать многих идей: политическая система США основана на принципе сдержек и противовесов, что очень сильно ограничивает возможность принятия единоличных решений.

Тем не менее, тот факт, что за американскими выборами следит весь мир, придаёт популистским лозунгам Трампа более глубокое измерение. Всё, что говорит Трамп, слышат люди во всех уголках планеты. Предложив ограничить въезд в США всем мусульманам, Трамп поступил очень неосторожно: он поставил знак равенства между радикальными исламистами и всем мусульманским миром. Заявления подобного рода могут сослужить хорошую службу самим исламистам.

Идеологи ИГИЛ неоднократно обращались к тезису о том, что мусульмане в современном мире притесняются и находятся в подчинённом положении, а ислам дискриминируется. ИГ призывает молодых мусульман вооружаться, потому что западный мир уже ведёт с ними войну, и им нужно просто защищать себя и свои семьи от агрессоров. Получается, что фактически Трамп оказался невольным идеологом их идей. Его заявления можно понимать как то, что он подозревает в терроризме весь мусульманский мир.

Другое заявление Трампа – о том, что он санкционирует полноценную наземную боевую операцию. И в этом стремлении его поддерживают и другие кандидаты от Республиканской партии. Решение о начале наземной военной операции очень спорное и несёт с собой огромный пласт внутренних проблем США: от предполагаемых расходов до возможных потерь.

Однако дело даже не в этом. Для Исламского государства наземная операция США будет подарком по идеологическим причинам. Сам факт того, что самая влиятельная держава мира сочтёт угрозу ИГИЛ достойной начала конвенциональной войны, поднимет авторитет исламистов. У потенциальных сторонников Исламского государства появится ещё одна веская причина вступить в него или постараться помочь. Позиции ИГИЛ в борьбе за «корону джихада» так же значительно укрепятся.

Уже сейчас можно сказать, что победить ИГИЛ возможно. И последние новости показывают, эта победа приближается, хоть и очень медленно. Она, правда, будет не самой эффектной и триумфальной; зато будет сопровождаться постепенным разочарованием в идеях Исламского государства. И не будет обещанной ими судной битвы у города Дабик в северной Сирии.

Но таким людям, как Дональд Трамп, нельзя забывать, развитие технологий создаёт не только возможности, но и угрозы. Помимо американцев, которые с увлечением следят за предвыборной гонкой, его слова могут услышать и радикальные фундаменталисты на Ближнем Востоке. И последствия могут самыми разнообразными.

Никита Шмальцев - эксперт по политике США на Ближнем Востоке

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть