Тренинг как бизнес

8 июня 2017  00:10 Отправить по email
Печать

Все большую популярность набирают разного рода психологические курсы и бизнес-тренинги. В отрасли наблюдается тенденция увеличения онлайн-сегмента, однако качество предоставляемых услуг крайне низкое, а западные игроки практически не заходят на российский рынок.

Говоря об отрасли оказания услуг по проведению психологических курсов и бизнес-тренингов, важно разделять два направления – онлайн и оффлайн. На рынке «живых» тренингов дела обстоят совсем неплохо - эта отрасль развивается уже более 20 лет, и за это время появилось много профессиональных ведущих. Конкуренция достаточно высокая, поскольку представлен большой выбор грамотных специалистов.

Онлайн-рынок совсем другой – сегмент наполнен разрекламировавшими себя новичками, людьми, не имеющими никакого профильного образования и профессиональной подготовки. Большую часть рынка занимают люди, которые зарабатывают деньги на продаже бесполезной, а порой и вредной информации. Частично это связано с тем, что хорошие профессионалы из оффлайна не идут в Интернет. Проблема в том, что они не знакомы с интернет-маркетингом, и попытки продать свои услуги в сети часто приводят к неудачам, разочарованиям и уходу из сегмента.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что цена входа в отрасль не просто маленькая, а ее нет вообще. Любой человек может провести вебинар, участников для него можно пригласить в любой социальной сети – и все это абсолютно бесплатно. Однако несмотря на огромное количество предложений, конкуренции как таковой нет, поскольку она возможна только там, где есть профессиональные игроки, а Рунет на сегодняшний день ими похвастаться не может.

Изменить ситуацию могли бы западные тренеры и ведущие, однако они опасаются заходить на российский рынок. Причина достаточно простая – пиратство. В Рунете очень распространены случаи, когда курс стоимостью в 10-15 тысяч рублей потом перепродается за минимальную сумму, например, в 100 рублей, а затем бесплатно выкладывается на разные ресурсы. Заходить на рынок, где можно потратить больше денег на адаптацию и перевод курсов, чем в итоге заработать, просто не выгодно. Решение проблемы интернет-пиратства могло бы кардинально изменить состояние рынка дистанционного образования в России, так как это привлекло бы иностранных инвесторов.

Целевая аудитория психологических курсов и бизнес-тренингов отличается. Так, слушателями моих курсов по общей психологии являются в основном хорошо образованные и обеспеченные женщины 30-40 лет. Их запросы обычно связаны с улучшением качества жизни и налаживанием отношений с окружающими. Также я провожу лекции по интернет-маркетингу для психологов, коучей и преподавателей. Целевой аудиторией курсов, соответственно, являются люди, желающие заняться онлайн-обучением на профессиональной основе и представители микробизнеса, которые хотят заняться продвижением своих услуг в интернете.

Психологические курсы направлены на частных лиц, а бизнес-тренинги – на корпоративных клиентов. Они различаются и по результату – если на бизнес-тренингах результатом может быть обучение сотрудников определенным навыкам, то оценить степень личностного роста или другого эффекта от психологических курсов очень сложно. Неощутимость результата является особенностью отрасли в целом, поскольку это оказание услуг, и предсказать результат практически невозможно. Это накладывает отпечаток и на то, что продать такие услуги сложнее, так как необходимо убедить людей в том, что курсы действительно принесут результат.

Вход на рынок бизнес-тренингов немного иной – компании требуют соответствия стандартам, поэтому работать в основном начинают через провайдеров. Сначала человек проходит отбор, и где-то год работает по методичке с одним курсом, только через пару лет можно приступать к набору своих клиентов. Ценой входа в индустрию в этом случае выступает минимальная подготовка тренера и несколько лет работы на провайдера за небольшие деньги.

Основной проблемой отрасли в России является то, что она абсолютно неконтролируема. Нет ни специальных реестров, ни сертификации, не проводятся никакие проверки. В итоге люди просто не понимают, как им выбрать профессиональных специалистов, если отличить их от мошенников практически невозможно. Клиенты, при этом, психологически безграмотны, идут за громкими обещаниями счастливой жизни, не понимая, какого конкретного результата следует ждать от курсов.

Рынок психологических онлайн-курсов напоминает российский бизнес 90-х, когда каждый желающий мог поехать работать «челноком», привозя из других стран товары. В итоге это все исчезло с появлением крупных игроков, чего следует ждать и в данном случае. Как только придут крупные профессиональные компании, которые будут предлагать не очень дорогие курсы, но при этом отвечать за качество своих услуг, неграмотных специалистов станет намного меньше. Однако достичь этого можно только путем привлечения на рынок западных игроков.

Ольга Юрковская – психолог, владелец консалтинговой компании Olga Yurkovskaya Consultancies FZE, специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть