18+
Евгений Федоров: политик, радеющий за страну, или оборотень в стенах Госдумы?
Санкции США означают конец компрадорского капитализма в России
Какой вариант политической реформы в России выберет Владимир Путин?
Китайский вопрос в мировых геополитических раскладах
В Высшей Школе Экономики «им.Абвера» давно назрели реформы по лекалам НКВД

Узбекистан открывает России энергетические «ворота» в Азию

Ваге Давтян
3 октября 2017  10:27 Отправить по email
Напечатать

23 сентября в Узбекистане президент "Лукойла" Вагит Алекперов и премьер-министр Абдулла Арипов приняли участие в торжественной церемонии запуска Гиссарской группы месторождений.

В числе введенных в эксплуатацию основных производственных объектов проекта "Юго-Западный Гиссар": установка комплексной подготовки газа проектной мощностью 4,4 млрд куб. м в год, установка предварительной подготовки газа, а также шесть газосборных пунктов. Запуск объектов позволил вывести добычу газа на Гиссарской группе месторождений на проектный уровень в объеме 5 млрд куб. м в год.

На Узбекистан приходится более половины добычи природного газа, осуществляемой Компанией на зарубежных проектах. По состоянию на сентябрь 2017 года накопленная добыча на проектах под управлением "Лукойла" в стране достигла 45 млрд кубометров. Компания является крупнейшим иностранным инвестором на территории Узбекистана.

 

О чем свидетельствует усиление позиций "Лукойла" в среднеазиатской республике? На вопрос Экспертной трибуны "Реалист" ответил кандидат политических наук Ваге Давтян:

Запуск Гиссраской группы месторождений – свидетельство не только долгосрочной стратегии "Лукойла" в Узбекистане, доходящей аж до 2043 г., но также неплохая возможность для закрепления положительной динамики в российско-узбекских отношениях. И хотя "Лукойл" – компания не унитарная, а публичная, следует тем не менее иметь ввиду, что активность российского частного сектора (наряду с "Газпромом") в среднеазиатском регионе является важным подспорьем для ненавязчивого и, что очень важно, непротекционистского продвижения интересов России во всем азиатском направлении. В этом смысле Узбекистан следует рассматривать в качестве ворот, через которые Россия, по-видимому, в долгосрочной перспективе собирается разыгрывать свою азиатскую партию, базирующуюся, прежде всего, на энергетике и транспортных коммуникациях.

Не стоит забывать и о вовлеченности Ташкента в ряд проектов регионального назначения, такие как газопровод Туркменистан-Китай, железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан и пр. Более того, Узбекистан нацелен на обслуживание газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), рассмотрение которого невозможно с учетом напряженности в российско-туркменском энергодиалоге.

Учитывая китайский вектор, все более закрепляющийся во внешней энергетической политике России, российско-китайские газовые соглашения, а также планы Поднебесной по существенному увеличению доли природного газа в своем энергетическом балансе, геополитическое поведение России в регионе становится вполне объяснимым. В свою очередь, с точки зрения классических геополитических учений, Узбекистан занимает географическую позицию, позволяющую характеризовать ее как Хартленд, без освоения которого практически невозможно осуществление евразийской идеи. Списание Москвой долга Узбекистана в размере почти 1 млрд долларов в конце 2014 г., пожалуй, также следует рассматривать в данном контексте.

Конечно, выход Узбекистана из ОДКБ в 2008 г. и начало переговоров между Ташкентом и Вашингтоном на предмет открытия военной базы значительно пошатнули позиции России в регионе. Именно на этот период и выпадает активная фаза энергетической политики России в Узбекистане, что преимущественно было отражено во вхождении "Лукойла" в Юго-Западный Гиссар. Впрочем, и до 2008 г. между Россией и Узбекистаном было налажены энергетические связи: начиная с 2003 г. Россия закупает узбекский газ, а в 2006-ом было инициировано совместное с "Узбекнефтегазом" изучение недр Устюртского реиона.

Однако крупны российские инвестиции пришли в центральноазиатскую республику именно с "Лукойлом" и по итогам 2017 г. обещают добраться до уровня $6 млрд, а по итогам инвестиционного цикла в 2022 г. – до $12 млрд. Подобная нацеленность "Лукойла" на узбекский энергетический рынок, безусловно, является также следствием того, что Узбекистан входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира (кстати, именио к Узбекистану обратилась Москва с целью увелчиения поставок природного газа после замораживания импорта из Туркменистана в 2016 г.).

Из этого следует, что активизация инвестиционной политики в Узбекистане является как коммерческим приоритетом для "Лукойла", так и геополитической необходимостью для Москвы, ибо закрепление позиций на узбекском нефтегазовом рынке, во-первых, может обеспечить России здоровую и предсказуемую диверсификацию импорта, во-вторых, создаст определенные рычаги воздействия на формирование газотранспортных коридоров в регионе.

С другой стороны, запуск Гиссарской группы месторождений неизбежно приведет также к улучшению позиций "Лукойла" в Узбекистане по сравнению с другими крупными участниками рынка – китайской CNPC, корейской KNOC и, конечно, российской Gazprom International, реализующей здесь не менее крупный нефтегазовый проект "Шахпахты".

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Новости net.finam.ru
Подписывайтесь на ИА REX


По Вашему мнению, вырастет ли цена бензина более 50 рублей за литр до конца 2018 года?
58.8% Да.
Видео партнёров