Импортозамещение или ленд-лиз?

Импортозамещение ‒ не более чем риторический прием «для внутреннего потребления»: даже в оборонной промышленности России не обойтись без немецкой, американской и украинской продукции.
30 мая 2017  09:12 Отправить по email
Печать

Смеющиеся «Искандеры»

Два, на первый взгляд, не связанные между собою события произошли почти одновременно: президент Путин заявил об успехах импортозамещения в военной сфере,

а президент Порошенко заблокировал «Яндекс», «Одноклассники» и «ВКонтакте». Однако, связь все же прослеживается. В Украине считают популярные интернет-сервисы угрозой национальной безопасности. Между тем, руководство страны не видит угрозы в том, что украинские предприятия снабжают российскую оборонную отрасль (которая, вроде бы, преуспела в импортозамещении) своей продукцией.

17 апрреля ОКБ «Новатор», производящее ракеты для тех самый комплексов «Искандер»,

которые «смеялись над санкциями», объявило о закупке инструмента. В заявке среди аббревиатур, обозначающих конкретные позиции, имеется одна особенная ‒ «Круг отрезной 1A1R Turbo Extra». Специфичное название позволяет определить, что этот продукт производит только украинская компания «Ди-Стар» (Полтава).

Продавцом, по результатам конкурса, стало ООО «Карбонадо», которое не скрывает, что является официальным представителем ПАО «Полтавский алмазный инструмент» в России.

А компания ВИАМ – ведущая научно-исследовательская организация оборонно-промышленного комплекса России, в своей закупке откровенно указывает, что покупает продукцию ПАО «Запорожский абразивный комбинат».

«Искандерам» остается посмеяться как над российским импортозамещением, так и над украинскими санкциями.

Впрочем, абразивные материалы российским военным заводам поставляет не только Украина. Так, «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» предпочитает изделия немецкой фирмы dr.Kaiser.

Вообще, санкции Запада иногда больше похожи на лендлиз. Оборонное ВНИИ «Вега»,

разработавшее секретную связь для военных, закупает микросхемы производства COILCRAFT (США), EPCOS (ФРГ), VISHAY (США). НПП «Салют» приобретает продукцию американских Texas Instruments, RF Micro Devices, Mini-Circuit, M/A Com. В закупке НПП «Кант» тоже можно увидеть американские радиоэлектронные компоненты ‒ SMA142-0701-871 от Vertiv (ранее Emerson Network Power), штаб-квартира которой находится в городе Колумбус (штат Огайо), AD8027ART от Analog Devices, CD74HC04M от Texas Instruments.

Продолжать можно долго ‒ невозможно найти замену уникальным инструментам, оборудованию, радиодеталям, процессорам

Лучше всего смысл импортозамещение раскрывает история отказа России от поставок из украинского Хмельницкого. В 2014 году российское оборонное предприятие отчиталось о полном импортозамещении украинских радиолокационных станций для российских боевых самолетов. А в 2017-м оно закупает американские микросхемы.

Но возможно ли реальное импортозамещение, а не замена украинского импорта на американский? Томаш Малецкий, президент Люблинского научно-технологического парка, в возможности импортозамещения не верит: «Повсеместный рост предложения новых продуктов на во всех странах не заменит полностью спроса на продукты импорта. Основной фактор здесь цена, а она в глобальной экономике зависит, в большой степени, от стоимости рабочей силы, которая гораздо ниже в Азии и Африке. Так что даже новые технологии не заменят нам импорта».

Но, предположим, здравый экономический расчет пал жертвой политических амбиций. Может быть, в этом случае одной отдельно взятой стране удастся вырваться из общемирового хозяйства и добиться полной самодостаточности? Профессор предпринимательского права колледжа аббатства Белмонт, автор восьми монографий Джон Куних (John Kunich) отрицает такую возможность: «Ни одна нация не может отказаться от импорта или запретить его полностью. При современной глобализации, экономики полностью взаимосвязаны и, значит, зависимы от импорта, будь то сырье, источники энергии, наукоемкая готовая продукция, или сам труд».

Итак, в современной глобальной экономике импортозамещение становится всего лишь риторическим приемом. Попытка реализовать его на практике обречена на провал. И перед Россией открывается два пути. Первый ‒ упорствовать, отказавшись от американских микросхем, украинского абразива, немецкого инструмента и наукоемкой продукции иных развитых стран. Этот путь вряд ли приведет страну к экономическому успеху.

Второй путь подсказывает старший советник вашингтонской консалтинговой компании GSA Теодор Карасик: «В обозримой перспективе для России энергетика продолжит быть опорой, и импортозамещение, «диверсификация на 100%» ‒ не самая верная стратегия. Она не реализуема. Например, чтобы создавать программное обеспечение, заменяющее продукты Google, нужно создать «вторую Google». Но капитализация этой корпорации превышает ВВП России. Значит, создать полноценного конкурента не получится. Но в этом нет необходимости.

Для достижения успеха, России нужно удовлетворить стратегические потребности в области торговли и инноваций, опираясь на энергетику. Например, Москва и Эр-Рияд, несмотря на различия позиций по Сирии, продвигаются вперед в проектах жилищного строительства, Саудовская Аравия сейчас мощно инвестирует в Российский фонд прямых инвестиций. Именно это, а не импортозамещение ‒ правильный путь».

Пока же выбор между эффективным решением и амбициями не сделан, импортозамещение продолжит быть всего лишь медиаобразом, прикрывающим собою неизбежную международную торговлю и кооперацию.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть