Трамп объявил о выходе США из «ядерной сделки» с Ираном

Почему, и что теперь будет?
9 мая 2018  17:00 Отправить по email
Печать

8 мая президент Дональд Трамп, как и ожидалось, объявил об одностороннем выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий (далее – СВПД), более известного как «ядерная сделка» с Ираном. Соглашение было заключено в июле 2015 года с участием США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Согласно плану Иран отказывался от реализации своей программы создания ядерного оружия в обмен на снятие с него санкций. Санкции мешали иранской торговле нефтью.

Трамп уже давно говорил о том, что соглашение с Ираном было ошибкой, и оно должно быть денонсировано. Даже ещё до избрания на пост президента. Против этого возражали другие страны-участники сделки. За отмену соглашения выступали в Израиле, и некоторые «непримиримые» в самом Иране. Причём, и в США, и в Израиле далеко не все настроены против соглашения. Даже в американской администрации с выходом из соглашения согласны не все.

Генсек ООН Антониу Гутерреш выразил глубокую обеспокоенность действиями США. Бывший президент США Барак Обама назвал выход США из соглашения «серьёзной ошибкой», подобным образом высказался и бывший госсекретарь Байден. Экс-госсекретарь Джон Кэрри назвал действия Трампа «возвратом на несколько лет назад». Лидеры трёх европейских стран-участников соглашения продемонстрировали приверженность сделке, и призвали Иран проявить сдержанность. Представитель Евросоюза Федерика Могерини назвала соглашение «одним из наибольших достижений в истории дипломатии». Председатель Совета Европы Дональд Туск сказал в Твиттере, что лидеры Евросоюза рассмотрят сложившуюся ситуацию на следующей неделе на саммите в Софии.

Приветствуют случившееся премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Американо-Израильский комитет в США, который называют «произраильским лобби». Также, по логике вещей, должны быть довольны в Саудовской Аравии и в некоторых кругах самого Ирана.

Почему у Трампа вырос такой «зуб» на Иран? Тому есть много причин. Одни комментаторы указывают на приоритет одних причин, другие говорят о важности других. Попробуем разобраться.

Считается, что Трамп тесно связан с американскими нефтяниками, для которых вывод Ирана с рынка нефти означает дополнительные доходы. А большая война на Ближнем Востоке вообще их золотая мечта.

В окружении президента США есть несколько человек, которые очень не любят Иран по своим причинам. Это военные, которые считают Иран виновным в некоторых терактах, в которых пострадали американские военнослужащие. И не только военные. Как известно, американский суд недавно постановил, что государство Иран причастно к терактам 11 сентября 2001 года, хотя всем давно понятно, что его совершили сами американские спецслужбы.

А ещё президент Трамп планомерно уничтожает всё то, что в своё время сделал президент Обама. Складывается даже впечатление, что он отменяет все решения прежней администрации без разбора.

Немного убедительнее выглядит объяснение, что президент набросился на Иран потому, что потерпел поражение в схватке нервов с Северной Кореей. Напугать Ким Чен Ына не удалось – пришлось идти на переговоры. Потом две Кореи вообще стали общаться напрямую. В совокупности с шатким положением Трампа дома, - либералы продолжают жёстко его атаковать, - неудача в Корее требует какого-нибудь позитива в другом месте.

Не знаю как кому, но мне все эти объяснения не кажутся достаточно убедительными. Полагаю, что если даже сам Трамп об этом не догадывается, у его антииранской позиции должны быть более глубокие причины.

Америка проводит у себя реиндустриализацию. Производство возвращается в США, но уже в новом виде. Теперь оно менее энергоёмкое, менее нуждающееся в рабочей силе, и находится на пути к обеспечению собственными энергоносителями. В таких условиях США больше не нужно нести затраты на присутствие в таких регионах, как Ближний Восток. Но уйти оттуда не так просто. Надо уйти так, чтобы уходом не смогли воспользоваться политические противники.

Ранее для этого пытались использовать теорию «управляемого хаоса», но получилось не очень. Хаос получился, конечно, но какой-то не совсем управляемый. Поэтому теперь США создают проблемы более аккуратно, и, уходя, оставляют на местах союзников. Но только не таких, которые непрерывно будут требовать всяческой поддержки от Америки, как Израиль, а более-менее самодостаточных, как Саудовская Аравия.

Израиль в ужасе от таких перспектив, и хочет поскорей разделаться со всеми своими врагами, с которыми, как понимает, сам не справится. Надо успеть до ухода спонсора. Номер один в списке врагов Израиля – Иран. Отсюда и «презентация» премьера Нетаньяху, которая прошла на прошлой неделе, но вызвала только массу насмешек. Ни в Европе, ни в США не впечатлились тоннами макулатуры, которую Моссад то ли изготовил сам, то ли нашёл на какой-то помойке. Но ничего, 8 мая израильскому премьеру немного полегчало.

Важной целью США является срыв китайского плана «Нового шёлкового пути». В случае возникновения большой войны в регионе, или обрушения режима в Тегеране посредством технологии «цветных революций», китайцам придётся непросто с их проектом. И создание очага нестабильности недалеко от границ России – тоже на руку США.

Исходя из таких соображений, можно сказать, что Трамп действует правильно. Но это только в том случае, если Иран удастся победить военным путём, или довести экономическими санкциями (и с помощью соответствующих технологий) до «майдана». А если не получится? Что тогда будет?

Может получиться совсем не то, что надо Трампу. Односторонний выход США из соглашения, не поддержанный другими его участниками, может не позволить вернуть режим санкций, и перекрыть Тегерану возможности нефтяного экспорта. Соответственно, не получится насолить Китаю, покупающему иранскую нефть. А ещё Иран, будучи не связанным соглашением, может снова начать разработки в области создания ядерного оружия. И тогда через несколько лет США не смогут с ним воевать, как уже сейчас не могут воевать с Северной Кореей. Значит, начинать войну нужно будет скоро, но Иран – серьёзный противник, и потери будут велики, равно как и экономические затраты, на которые расколотое американское общество будет реагировать очень болезненно. Кроме того, неудачная война с Ираном может стать катастрофой для Израиля.

«Мы посмотрим и подождём» - сказал президент Ирана Хасан Рухани. Что будет? Точно никто не скажет, пророков нет, но шаг к большой войне на Ближнем Востоке сделан.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть