Порядок в ритуальной сфере не наведет ни «налог на смерть», ни «уберизация» похорон

В чем состоит проблема с кладбищами и похоронным делом в России?
17 ноября 2017  15:34 Отправить по email
Печать

Российское общество напугано идеей «налога на смерть» и очаровывается миражами различных «передовых инноваций», которые должны разом решить все его проблемы благодаря «современным технологиям» (на практике оказывающихся агрегатором по образцу Uber, перепродающего чужие услуги). Такова, например, нехитрая схема нашумевшей статьи в «МК» от 9 ноября. И мало кто пытается как следует разобраться, в чем же состоят проблемы нашей похоронной отрасли.

Проблема с кладбищами и похоронным делом в России не нова. Достаточно сказать, что данная сфера регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», принятым более 20 лет назад совершенно в иных условиях жизни (и смерти). Вопрос нового федерального закона о похоронном деле обсуждается уже десятилетие, проект его «гуляет» по специалистам отрасли года два, как минимум. И вот, 2017 год внезапно выстрелил фейерверком инициатив в ритуальной сфере, увенчиваясь законопроектом Минстроя «О похоронном деле в РФ».

Сначала, в январе громко стартовала инициатива главы Яндекса Umer.ru. Ее организаторы обещали людям «удобный и прозрачный сервис», «снижения стоимости услуг» и т.д. Правда, как громко стартовала, так тихо и скончалась! Ибо чудеса случаются редко, и ожидать повторения успеха Яндекс-Такси или Uber в ритуальной сфере, где оказываются комплексные услуги, где в каждый похоронный процесс вовлечены десятки людей и структур, включая государственные и муниципальные было крайне наивно и некомпетентно. Здесь более уместна аналогия со строительством, когда требуется организовать разнообразные работы и действия под конкретную задачу или проект. Так и при организации ритуального обслуживания не требуется доставить клиента из точки А в точку Б как в вышеупомянутых приложениях. Требуется организовать многоуровневый, растянутый во времени процесс, итогом которого станет удовлетворенность родных и близких, а вовсе не дешевизна этого процесса.

Затем, с начала лета по стране прокатилась куча инициатив, способствующих не столько упорядочению ритуальной деятельности, сколько монополизации под государственными и муниципальными структурами денежного потока, работающего в похоронном бизнесе. Отмечу, что лидерами ритуального рынка, у которых есть чему поучиться, стали вовсе не московские или питерские компании. Наиболее достойная и сбалансированная работа отмечена в Новосибирской и Волгоградской областях, где удалось создать систему, позволяющую зарабатывать неплохие деньги похоронному бизнесу, устраивающему потребителя и снявшему вечную головную боль с администраций. Но об этом мало пишут и совсем не отмечают. А наибольшую активность проявляют структуры и организации имеющие мало причин для гордости. Наиболее на слуху государственный ГБУ «Ритуал» (Москва) и частный проект «Честный агент» (Московская область).

ГБУ «Ритуал» непонятно за какие заслуги умудрился стать примером для указания президента по наведению порядка в ритуальной сфере. Тот самый ГБУ «Ритуал», который за десятилетия своего существования так и не смог навести минимальный порядок на похоронном рынке города Москвы, где за последние годы стоимость похорон выросла в десятки раз, где нормальным явлением стали драки похоронных агентов (кстати, сертифицированных и зарегистрированных за большие деньги в базе ГБУ «Ритуал») в присутствии плачущих родных и близких усопшего? Вот цитата из «Коммерсанта» за 24 июля 2017 года: «По словам собеседника «Ъ», прозрачность рынка агентских услуг с увеличением доли ГБУ «Ритуал» не повышается. На одном из круглых столов в Общественной палате, где затрагивались проблемы организации рынка ритуальных услуг, объем заказов, обработанных серыми агентами (так называют агентов, покупающих информацию о смерти в скорой или полиции), был оценен в 80%, а два года назад этот показатель составлял 70%». Тот самый ГБУ «Ритуал», закономерным результатом «эффективного управления» которого московскими кладбищами стала знаменитая «Битва на Хованском кладбище» с десятками раненных и даже несколькими погибшими, ужаснувшая всю страну. И этот «пример для подражания» подсунули, другого слова не подберешь, Президенту страны?

Впрочем, москвичам не привыкать к мэрским «укрупнениям» с целью «улучшения качества обслуживания». Достаточно вспомнить монструозный ГБУ «Жилищник», при таком же «эффективном управлении» которого стало просто невозможно не то, чтобы решить коммунальную проблему, но и элементарно дозвониться до диспетчера. Или другой пример «эффективности», с помпой презентованный подмосковными властями – Миграционный Центр, деятельность которого привела к негласному приказу правоохранительным органам скрывать происхождение и национальность преступников, лицемерно заявляя «преступность не имеет национальности». Здесь Подмосковье не желает отставать от столицы и активно продвигает, правда уже частный проект «Честный агент», название которого должно символизировать прозрачность и честность по отношению к клиентам. На деле же руководство «Честного агента» не только не скрывает, но всячески подчеркивает свою близость руководству Минпотребрынка Московской области и цинично объявляет «зоной своих интересов» всю область, где они «захватили» уже несколько муниципальных образований.

Но, принесли ли «честные агенты» прозрачность и честность на контролируемую ими территорию? Факты говорят об обратном – теперь там невозможно не то, чтобы произвести захоронение по социальному пакету, но и элементарно уложиться в традиционные «похоронные деньги» наших пенсионеров. И это не тайна за семью печатями, это открыто и официально распространяемая данной конторой через буклеты и прайсы информация. Теперь обычное захоронение обойдется значительно дороже ста тысяч рублей, при том, что ещё пару лет назад затраты на похороны в тех же местах редко превышали тридцать тысяч. Зато «Честный агент» подходит к делу «современно» в духе «инноваций и нанотехнологий».

«Мы провели фотографирование кладбищ Подмосковья с квадрокоптера, чтобы сделать реальную карту местности. Составив реестр таких карт по всей стране, мы сможем исключить коррупционную составляющую при распределении мест на погосте», рассказывает в упомянутой статье в «МК» представитель «Честного агента». Оставим то, что съемка с квадрокоптера далеко не всегда дает объективную картину, учитывая густоту обычного для наших кладбищ древесно-кустарникового покрова. Но, совершенно неясно, каким образом «реестр таких карт» позволит исключить коррупционную составляющую, несомненно имеющую место? Данному, с позволения сказать, «специалисту-профессионалу» видимо неизвестно, что уже давно установлены правила, требующие ежегодного мониторинга мест захоронения, раз в три года проводится инвентаризация кладбищ, а при выделении участка под каждое конкретное захоронение, присваивается индивидуальный идентификационный номер? Ему невдомек, что имеются региональные и муниципальные реестры объектов похоронного назначения, в которых ежегодно отмечается текущее состояние по каждому кладбищу? В подобном заявлении явно чувствуется комсомольский (точнее, модный хипстерский) задор и наивная вера в возможности «стальной птицы» квадрокоптера!

Поверьте, уважаемые «специалисты», коррупцию не победить с помощью карт!

Участники похоронного рынка отлично разбираются в ценах, чему подтверждение регулярно проходящие торги по предоставлению мест для погребения, проводящиеся мэрией Москвы при участии того же ГБУ «Ритуал», когда стоимость участков доходит до 3,5 миллионов рублей за один квадратный метр.

Тем циничнее выглядит инициатива экспертов похоронного дела некоей региональной НКО «ВЕРУМ» по уже метко окрещенному «налогом на смерть» обязательному ритуальному страхованию по аналогии со ставшей привычной системой пенсионного страхования с выдачей полиса СНИЛС. Неудивительно, что данная инициатива из вариаций на тему либерального «эффективного менеджмента» получила негативный отзыв на проведенном Общественной палатой РФ 9 ноября сего года круглом столе «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование». Опять мы встречаем очередную попытку выкачивания денег из и так тощих кошельков граждан ради очередной сомнительной уравниловки, теперь уже в смерти. Эдак недалеко до насреддиновского «налога на слезы». И опять непонятен посыл к «искоренению коррупции» таким инструментом. Как будто неизвестны факты расхищения средств частными пенсионными фондами и чиновниками, как будто мы все не видим очередное «эффективное управление» пенсионными средствами, когда чиновники правительства и Пенсионного фонда заламывая руки стенают о повышении пенсионного возраста и обирании работающих пенсионеров?

Не менее интересна и поднятая на том же круглом столе тема внесения Минстроем РФ в правительство и Государственную Думу долгожданного нового федерального закона «О похоронном деле», где наряду с однозначно полезными нововведениями, такими как частные кладбища и похоронные дома, регламентация ответственности и вопросов организации ритуальных объектов, введены такие сомнительные нормы как ограничивающие конкуренцию, а, следовательно, негативно влияющие на качество услуг и ценообразование лицензирование ритуальной деятельности и архаичное толкование ранее неизвестных захоронений.

В итоге, несмотря на, вероятно, серьезную проработку и многолетнее обсуждение, законопроект вышел сырым и не до конца проработанным. Общественная палата РФ даже предложила провести «нулевое чтение» перед внесением в Государственную думу. И неудивительно, поскольку чиновники Минстроя вместо декларируемой открытости и повышения конкурентоспособности в ритуальной сфере предлагают опять набившее оскомину и не оправдавшее себя государственное запретительное регулирование, не предполагающее саморазвития и не работающее в рыночных условиях. Впрочем, такое отношение и состояние закономерно. Ведь такая деликатная, чувствительная и неоднозначная деятельность как ритуальная даже не имеет четкой управленческой вертикали. На федеральном уровне ей занимается Минстрой РФ, на региональном уровне данная деятельность отнесена к ведению министерств и ведомств потребительского рынка и услуг, а на муниципальном, в подавляющем большинстве, к местным управлениям коммунального хозяйства. Может стоит начать с этого? Новый законопроект не дает ответ на этот вопрос.

Может, чиновникам нужно прекратить считать деньги в карманах граждан, а стоит повернуться лицом к людям и принять за основу, что никого не минует чаша сия? Подумать, как прекратить унижения людей в часы их скорби, а не усиливать мытарства под предлогом «заботы о народе»?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

dkirill
Карма: 1
16.12.2017 18:04, #31786
Очень интересное сравнение с Яндексом. Никому не дает покоя их успех. Посмотрим что покажет время
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть