Закон о неналоговых платежах стал «отказником»

Минфин России отказался от продолжения разработки проекта федерального закона о неналоговых платежах
29 августа 2017  00:26 Отправить по email
Печать

Минфин России 24 августа 2017 г. опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов информацию об отказе от продолжения разработки текущей версии проекта федерального закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (http://regulation.gov.ru/p/63984).

Работа по систематизации неналоговых платежей ведется с 2014 г., и пока не выработано общей позиции по их количеству и значимости в общей финансовой нагрузке на бизнес. По разным оценкам, неналоговые платежи могут в совокупности составлять от 137 до 300 млрд рублей в год.

Немаловажной стороной вопроса является необходимость обязательной отчетности хозяйствующих субъектов по этим платежам. Минэкономразвития России еще в 2014-2015 г. проводила работу по сокращению затрат на отчетность хозяйствующих субъектов, оценивая ее в 6,2 млрд часов в год. Можно выразить уверенность, что не менее четверти таких затрат включает отчетность по неналоговым платежам.

В проекте одного из важнейших документов стратегического планирования - Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17(2).pdf) сообщалось, что ведется работа по созданию «своего рода кодекса неналоговых платежей». Однако законопроект из 10 статей, половина из которых посвящена вопросам правотворчества, явно не может претендовать на основополагающую роль в системе государственного регулирования этой сферы финансовой политики.

В отвергнутом разработчиками проекте закона основной линией проходило формирование перечней и публичных реестров неналоговых платежей. Они понимаются как главный инструмент влияния на регулирование установления и применения неналоговых платежей.

Избранные формы – утверждение перечней платежей отдельным федеральным законом и законами субъекта (в соответствии с уровнем платежа), размещение реестров неналоговых платежей в сети Интернет - лишь констатируют наличие неналоговых платежей, не регулируя дополнительные всего комплекса общественных отношений.

Статьи законопроекта об установлении неналоговых платежей и их ставок воспринимаются как одни из основных в его содержании. Однако они описывали работу по подготовке правовых актов о платежах, то есть имели правотворческое значение. В них не содержатся ожидаемые принципы экономического управления, зато включены правила о соотношении нормативных правовых актов о неналоговых платежах, оценке регулирующего воздействия, которые в данном контексте явно вторичны.

В законопроекте отсутствует важнейший раздел для регулирования неналоговых платежей – экономические принципы установления и изменения неналоговых платежей.

В целом законопроект о неналоговых платежах был своеобразной версией закона о законах, совмещенного с нормами, аналогичными нормам Налогового кодекса (права и обязанностях плательщиков, полномочия органов, осуществляющих администрирование платежей).

Как результат – в законопроекте не нашли своего отражения особенности статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, потенциальных коллизий между платежами в смежных сферах, разрешение во внесудебном порядке споров между плательщиками и органами власти.

В любом случае, тема систематизации неналоговых платежей получила отражение в ряде поручений Президента РФ и Правительства РФ. Это позволяет выразить надежду на дальнейшую переработку

Однако ситуация не является непоправимой, а внесение темы систематизации неналоговых платежей в поручения Президента РФ и Правительства РФ (в том числе и дорожная карта по систематизации неналоговых платежей от 9 августа 2017 г. http://static.government.ru/media/files/GiWpKbzRAiA1SRSCysnC2hsu9iwVa8V8.pdf) позволяют предположить, что будет разрабатываться новый законопроект о неналоговых платежах.

В заключение можно в порядке предложения посоветовать авторам будущего законопроекта использовать опыт широкого общественного обсуждения его содержания, как это было в отношении закона о полиции или закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле, в том числе путем создания специального сайта в сети Интернет и проведения в регионах серии обсуждений непосредственно с предпринимателями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть